Город посреди леса 31

Дарья Аредова
(рукописи, найденные в развалинах)

Кондор

Тихо плескалась вода. Нестерпимо лезли в нос ароматы канализации, а каждый шаг отдавался такой болью, что хотелось взвыть, бросить все к чертовой матери и вернуться к Лаэрри, к свежему воздуху и теплой уютной кровати. Староват я для таких приключений, это пришлось признать, и никуда от этого не деться. Даклер пыхтел как паровоз, бедняжка, но девчонку тащил, а Тележкин просто шел впереди, опустив руку с пистолетом. Не мог убрать в кобуру?.. Вот сейчас поскользнется и треснется, хорошо, если при этом в нас не выстрелит…
Центральный распределительный коллектор – настоящая роскошь. Это я моментально понял, как только мы прошли по мостику и свернули в узкий и скользкий коридорчик, где приходилось внимательно смотреть под ноги, балансировать руками и цепляться за стены. Стало жалко Даклера, но ненадолго – сам виноват.
Неожиданно Виктор остановился и тихо выматерился. Мы едва на него не налетели.
Впечатлительный какой, смотрите-ка. Можно подумать, трупов никогда не видел. Этот труп был одет в черную косоворотку с погонами, из дубленой кожи. Лицо уже кто-то съел, а ноги только начали. Покойник лежал у самого канала, и, пока мы стояли, из грязной воды быстро выметнулись щупальца, обвили его за пояс и утянули в воду. Мы увидели, как что-то большое и влажно поблескивающее вылезло на том берегу, откуда несколько секунд спустя донеслось бульканье и чавканье.
   — Я так понимаю, здесь прошел наш отряд, – задыхаясь, проговорил Джереми. – Кажется, ему ногу расплющило, он по дороге умер…
   — Оставь при себе свои истории! – вспылил Тележкин. – Потом мемуары напишешь.
   — Да, я все-таки защищаю людей, интересная работа. А ты лучше не пиши. Вряд ли кому-то пригодится инструкция как бросать на произвол судьбы родных детей в количестве три штуки.
   — Всю жизнь проторчал в Городе – и вдруг возомнил себя сен-сеем, Даклер?..  Да что ты, вообще, видел, кроме канализации и дна водочной бутылки?..
   — Хватит! – рявкнул я. – Идиоты. Был бы здесь Дэннер, он бы сунул вам линейку, а я не буду – просто тресну обоих, чтобы успокоились. Так что, заткнулись и пошли дальше. Ясно?
Оба придурка уже набычились, и вряд ли на них произвели впечатление мои слова, но тут Майя как-то беспомощно застонала и обвисла. Драчуны моментально позабыли все свои разногласия и кинулись откачивать девчонку, а я уселся на пол, пытаясь отдышаться. Гверн покрутился немного, затем улегся рядышком. Кажется, он тоже устал.

Нэйси

Ладно, Аретейни меня не узнает, это я поняла. Но почему рвануло-то?
В довершение ко всем моим несчастьям, Алиса сидела рядом и шмыгала носом. Дурочка явно расстраивалась, что Дэннер на нее не посмотрел, а мне все это казалось бредовым сном, какие обычно бывают, когда высокая температура. Мало того, что Дэннер прошел мимо – ну, откуда ему тут взяться?! – так еще и Аретейни смотрит как на чужую. Она меня в упор не помнит – это совершенно ясно. Да что здесь происходит, черт побери?!
Подошел Владлен Александрович, уставший и хромающий, сел между нами на скамейку (вот, спасибо, теперь хоть подальше от Алисы с ее драмами) и обнял нас за плечи.
   — Как вы, девочки? – спросил он. Голос прерывался от усталости. – Все в порядке?
   — Ага, – ответила я. А чего нам сделается-то. – Товарищ подполковник, что делать-то будем? Вдруг там, в будущем, уже рвануло? А?..
Он провел рукой по лицу, будто снимал паутинку.
   — Надо решать. Разберемся.
Вот, ненавижу такие ответы!.. Ответы-отговорки. Не знает он, что нам делать, даже нисколечко не представляет – а все равно, делает такой вид, будто все у него под контролем. Разберется, ага. Да не разберется он, потому что он в такой же растерянности, как и мы с Алисой.
А что бы сказал Дэннер?.. Он бы сказал «я не знаю». А потом бы пообещал что-нибудь придумать. Не уверенность – но хотя бы, честно. Или просто промолчал бы. Дэннер никогда нас не обманывал…
Гич, похоже, был со мной согласен. Он вдруг подошел, опустился на корточки и посмотрел мне в глаза снизу вверх. Зубочистка куда-то делась.
   — Он прав, маинганс. Надо решать. Есть идеи?
   — Я не знаю, – буркнула я, не заметив, что повторяю за командиром. – Я что-нибудь придумаю…
   — Это хорошо, – сказал Гич. – Только давайте думать поскорее.
   — Интересно, Дэннер жив?.. – протянула Алиса.
   — А ты помолчи-ка, найра. И подумай хорошенько. Идет?
   — Идет! – пискнула Алиса, сжавшись. Да что она может придумать…
   — Все в порядке, череп цел, мозг не поврежден. – Аретейни подошла мягко, как кошка. – Перевязали и полный покой.
   — Ей осколком стены досталось, – зачем-то сообщил Сережа. Он казался совсем удрученным. Аретейни помолчала немного.
   — Я разговаривала с этим человеком. Он пришел из будущего.
   — Мы тоже пришли из будущего, – сказала я. – Ну и что?
   — Что-то многовато гостей из будущего, – тяжело вздохнул подполковник.
   — Всего трое, – возразила Аретейни, – если считать вас. Вы как здесь оказались?
   — Мы посмотрели видеозапись, – пояснила я. – Там вот, он, – я кивнула на Славика, – только он постарше был. Он сказал, что надо отключить установку. Я не знаю, зачем мы в кабину полезли. Просто от растерянности, наверно… а она включилась и перенесла нас. А Дэннер?
   — Ты его знаешь?
   — Конечно, – удивилась я. – Мы живем в одном городе.
   — Он сказал, городов всего два. Один – то, что осталось от Москвы. И один под землей, бункер.
   — Так и есть. Ну, может, за туманом есть еще какие города. Я не знаю. Я думаю, что туман не бесконечный.
Аретейни устроилась на полу рядом с Гичем.
   — Так Дэннер-то откуда здесь? – напомнила я. Аретейни задумчиво поправила куртку.
   — Он сказал, что его перенес желтый огонек.
   — Огонек!.. – вскинулся Сережа. – И много у вас там таких огоньков… переносных?
   — Достаточно, – подумав немножко, ответила я. – Они все из института тянутся.
   — А как называется институт?.. – Подполковник даже вперед подался, внимательно глядя на мое лицо.
   — Сейчас, вспомню…
   — ЭНИИМПВП, – неожиданно сказала Алиса. И все замерли.
   — Что? – уточнила я. Чего это они?..
   — Экспериментальный научно-исследовательский институт мгновенных пространственно-временных перемещений, – очень медленно и четко проговорила Аретейни. – Это он и есть.
   — И давно они… огоньки? – Гич, казалось, единственный из всех, сохранял спокойствие. Или очень хорошо притворялся. – Давно они появились?
   — Да нет… – опешила я. – Пару дней всего…
   — Значит, времени мало. – Гич поднялся.
   — Ты чего? – поинтересовался Славик.
   — Есть одна мысль.
   — Я с тобой! – вскочил аспирант.
   — И вы со мной.
   — Куда?! – вскинулся Владлен Александрович. – Они же дети, куда вы их?
Гич улыбнулся.
   — Мир спасать.
   — И меня возьмите. – Аретейни быстро встала.
   — Тебе нельзя, оминотэго. – Гич обернулся. – Твое место здесь.
   — Я в стороне не останусь. – Аретейни твердо смотрела ему в глаза. Гич вдруг шагнул вперед и что-то прошептал ей на ухо, очень тихо, мы не расслышали. Она вздрогнула и отступила. – Ладно. Только вы… осторожнее там. Хорошо?
   — Разумеется. – Гич поманил нас рукой.
   — А что ты ей сказал? – поинтересовалась я. Было любопытно. Аретейни ведь очень упрямая, как это он ее уговорил так легко?..
   — Это не наше дело, маинганс. Наше дело – совсем другое.

Дэннер

Дымящиеся развалины, пустые дома, брошенные умирать люди – вот и все, что осталось от города, который был для меня единственным домом.
Ласточка включила внешний обзор на въезде в город – мы надеялись найти выживших, и колесили по улицам, пока топливо не кончилось, но так никого и не нашли. Одни только трупы. Свои и чужие, патрульные и гражданские, маленькие кирси и длинные гомвели, старики и дети –  война не пощадила никого, родившись под землей и выбравшись на поверхность, как чума. Я не мог всего этого видеть. И не мог отвести взгляд. Бледная Аретейни сидела рядом, стиснув руки, и искусала губы так, что они распухли и покраснели, в широко открытых серых глазах блестели слезы, и хотелось успокоить ее, но тело отказывалось подчиняться, и я не мог пошевелиться, неотрывно глядя на мертвый город.
Этого не может быть. Этого не могло случиться. Этого не должно было случиться… не должно…
Танк медленно полз по тихим улицам, и не было сил отдать команду хотя бы объезжать трупы, да и негде их объезжать. Казалось, это меня давят гусеницы каждый раз, когда Ярополк тяжело наезжал на очередной бугорок, казалось, что слышен сквозь броню влажный хруст костей.
   — Взгляните, – равнодушный голос машины вырвал нас из холодного липкого оцепенения, – в том доме горит свет.
Я заставил себя оглянуться – и правда. На втором этаже светилось теплое окно – живой огонек посреди жуткого кладбища.
   — Лаэрри. – Губы у меня потрескались, и при разговоре выступила кровь. – Я бы не рискнул.
Аретейни вопросительно поглядела на меня.
   — Она не очень-то любит гостей. Скорее всего, просто не откроет. Нет смысла останавливаться.
Но Ласточка затормозила. По-прежнему молча. Подхватила оружие, рюкзак (откуда он только взялся?..), резко дернула рычаг, открывающий люк. Я выбрался следом. Горислав, чуть помедлив, последовал за нами. Нэйси спала в кресле, и будить ее мы не стали – девочка слишком устала, а в танке все равно безопасно. Я только накрыл ее курткой.
   — Закрыть люк и ждать, – глухо распорядилась Аретейни. Я впервые за все это время услышал ее голос – и сделалось как-то пусто и холодно. Он казался безжизненным – под стать обстановочке.
   — Принято, – послушно отозвался Ярополк. Я прошел несколько шагов, невольно цепляясь за грязную гусеницу танка. Горький дым обжигал горло, пепел мягко ложился на плечи. Как снег. Густой кровавый запах тяжелым одеялом повис в воздухе. Теперь будто бы почти не было различий между городом и лесом – там туман, здесь – пепел. Я невольно переступил кровавый след. Здесь кто-то лежал. Кого-то унесли. Значит – остался жив. Пусть хоть кто-нибудь останется жить… Спокойно, Селиванов, спокойно…
Да где ж тут спокойствия-то взять?!
Ласточка вдруг остановилась и прижалась лбом к шершавому каменному забору, окаймлявшему дом Лаэрри и Этерны.
   — Эй… – я коснулся ее плеча, и она выпрямилась и обернулась.
   — Нормально. Звоним?
   — Здесь нет звонка. – Я открыл небольшую панель рядом с калиткой и набрал код. Щелкнуло, и дверь приоткрылась.
В полной тишине мы прошли вперед по аллее, поднялись на аккуратное крыльцо. Аретейни, взглядом спросив разрешения, нажала на кнопку звонка. А затем – вот уж, чего я никак не ожидал – стальная дверь защелкала замками и – отворилась. Однако вместо Лаэрри мы увидели на пороге тоненькую светловолосую фигурку.
   — Лидия?! – удивился я.
   — Вернулись! – ахнула она, и, не успели мы опомниться, как оказались в прихожей и – в объятиях. Оба разом. Одной Лидии, как ни странно, на нас двоих хватило. Я и не сразу сообразил, что она плачет…

Алиса

Все молчали.
Наверное, потому что Гич молчал, но он молчал так естественно, что неловкости не возникало. Я подумала, что он из тех людей, которые говорят очень мало и только по делу.
   — Гич, а мы уже не вернемся? – спросила я, и он обернулся. Вначале смерил меня взглядом, будто прикидывал, как именно ответить, затем все же отозвался:
   — Нет. Уже не вернетесь. Боишься, найра?
   — Немножко, – призналась я. Нэйси тоже обернулась на ходу.
   — А чего ты боишься?
   — Я боюсь, что мир погибнет…
   — Не, не погибнет. – Нэйси тряхнула головой, отбрасывая волосы. – Не бойся.
   — Нэйси, почему это ты так уверена?
Она мимоходом пожала плечами.
   — Потому что у нас все получится.
   — Верный настрой, – сказал Гич. – Бери пример, найра.
   — Мне б ваш настрой… – пробормотал Славик.
   — Я попробую, – вздохнула я.
Когда закончился коридор, мы вышли на площадку с лифтами. Лифтов было штук десять, но мы остановились у крайнего, и Гич нажал кнопку вызова. Я все никак не могла привыкнуть – дома ведь у нас никаких лифтов нет. Двери закрылись так же бесшумно, как и открылись, и зеркальная кабина мягко тронулась вниз. У меня слегка заложило уши, но Гич разъяснил, что это от того, что лифт скоростной – ведь в институте очень много этажей и вверх, и под землю, и это самые обыкновенные перегрузки. Славик скучал, сунул за ухо сигарету. Нэйси удивленно покосилась на зеркало – должно быть, не привыкла видеть себя в нормальной одежде. На ней была спортивного плана голубая кофта без рисунка, джинсы и кроссовки, а сверху обыкновенная куртка-ветровка. Все ее цепи, браслеты, изрезанные рубашки и ошейники отправились на дезинфекцию, и сейчас Нэйси Баррет, наконец, походила на обычную девочку – если не считать замысловатой стрижки. Без железа и уставных сапог, переделанных ею в нечто громоздкое и непонятное, она уже не казалась такой грозной воительницей, какой хотела – и оттого, должно быть, чувствовала себя неловко. Она, как будто, сделалась меньше и мягче.
Лифт мелодично звякнул, и двери бесшумно разъехались в стороны, скрывшись внутри стены. Прямо перед нами был контрольно-проходной пункт, но уже без дежурного. Вперед уводил узкий серый коридор, путь преградила прозрачная наностена с мерцающей сенсорной панелью посередине. После рассказа Маши я этих стен побаивалась, но Гич уверенно прошел вперед, опустив руку на пояс, откуда потянул бело-серебристую прямоугольную карточку. Он вставил карточку в щель на панели, набрал код и, под конец, прижал к стене ладонь. Замигал вверху зеленый огонек – и стена исчезла.
   — Вперед, – сказал Гич. Славик с любопытством оглядывался, Нэйси, казалось, все было нипочем.
Коридор оказался длинным. Таким длинным, что я почти забыла, где нахожусь. Судя по холоду и мерному гудению стен, этаж был очень глубокий. Здесь было тихо-тихо, вот только стены резонировали, как струны органа. У нас в баре, в кладовке, стоит старый клавесин, и Дэннер иногда на нем играет, когда думает, что его никто не слышит. Он, вообще, только тогда играет, когда один. Пишет стихи в тетради и отправляет их на растопку костра. Я не знаю, зачем он так делает, а спрашивать боюсь.
Наконец, коридор кончился. Впереди была массивная железная дверь с вентильным замком, выкрашенная в черно-желтую косую полоску. Табличка на ней лаконично предупреждала: «Опасно! Не входить!», но Гич со Славиком, конечно же, отвинтили замок и открыли.
Мы все вошли в большой зал в форме многогранника, а точнее – вышли на маленький тесный балкончик. Зал-то был внизу, а от балкончика вела узкая металлическая лестница. В самом центре находился девятигранный люк, и посередине у него была панель с кнопками – уже не сенсорная, а самая обычная. Гич отстегнул свою карточку и протянул мне.
   — Держи, – сказал он.
   — Вот и наша дамба, – зачем-то сообщил Славик, хотя и так все было ясно.
   — И каков план? – спросила Нэйси.
   — Простой, маинганс. Сейчас ты запоминаешь код от люка. Я должен убедиться, что ты действительно его запомнила, ясно? Когда вы вернетесь в будущее – вы будете знать дорогу.
   — Как мы вернемся – если установки больше нет? – уточнила я.
   — Вы отправитесь в мир духов, – просто сказал Гич. Я поежилась.
   — Это к тварям, что ли?
   — Почти. Спуститесь внутрь, а оттуда попадете в Навь. Не пугайтесь желтого света – он лишь в промежутке. Там, куда вы придете, будет темно. Очень темно. Вам понадобится огонь. Именно огонь – не фонарь, слышите? – Гич опустился на колено, полез в рюкзак и достал оттуда керосиновую лампу. – Помните: они боятся огня, железа и серебра. – Он протянул Нэйси большой нож. – Запомните также три правила: не говорить с ними, не идти за ними, не принимать ничего из их рук. Что бы вам ни показалось, что бы они вам ни показали – знайте: все это ненастоящее. Они будут пытаться заманить вас, увести, могут притвориться близкими людьми, но они никогда не смогут назвать их имена.
   — А другого пути нет? – спросила я.
   — А там только духи? – спросила Нэйси совсем другое. Похоже, она уже настроилась идти. Гич очень серьезно поглядел на меня, и в глазах у него отразилось сочувствие.
   — Другого пути нет, найра. Это – ваша дорога. И ваше предназначение.
   — Гич, я боюсь, – пожаловалась я, а Нэйси резко обернулась.
   — Да ты всегда всего боишься! Трусиха!
   — Страх не постыден, маинганс, – возразил Гич. – Страх лишь признак разума. Опасаться следует отсутствия страха. И тех, кто ничего не боится.
   — Наш командир – ничего не боится! – сверкнула глазами Нэйси.
   — А может, просто не показывает? Командирам это свойственно. – Гич поднялся и вдруг снял с шеи потемневший деревянный оберег на шнурке, шагнул вперед и надел его на шею Нэйси. – Возьми. Пригодится.
Она так растерялась, что только кивнула. А он вдруг спросил:
   — Знаете песню о погибшем летчике?
Я удивилась, а Нэйси покачала головой.
   — Нет, а почему ты спрашиваешь?
   — Это и есть код. Слушай и запоминай. – Гич ловко выхватил флейту и заиграл грустную мелодию. Она отзвучала в пустом зале и затихла, растворившись в тишине. – Каждая из семи кнопок – это нота. Единица – «до», двойка – «ре», и так далее. Восьмерка и девятка – диез и бемоль, ноль – продление звука. Вам нужно сыграть эту мелодию, и люк откроется.
   — Я не смогу, – сказала Нэйси. – Я не знаю нот.
   — Сможешь, – спокойно возразил Гич. – Когда у тебя не будет иного выхода – сможешь.
   — Алиса сможет. У нее хороший слух. А мне медведь на ухо наступил – так Лесли говорит. Я нот не различаю.
Гич снова внимательно глядел на меня.
   — Сыграешь, найра?
   — Попробую, – растерялась я. – Но надо будет потренироваться…
   — Люк не откроется без верного кода – тренируйся.
Мне уж очень не хотелось уходить. И вдруг стало грустно, что я не успела попрощаться с Машей, Сережей, подполковником – со всеми, кого никогда больше не увижу. Я оглядела остальных, но они просто ждали, когда я пойду открывать люк. Тогда я начала спускаться.
   — Эй! – окликнул Славик, и я подняла голову. – Удачи…
   — Удачи, – повторил Гич, а Нэйси двинулась следом. Когда мы спрыгнули на гулкий металлический пол, она обернулась и помахала рукой.
   — Прощайте! Спасибо за все!
Гич помахал в ответ, а Славик показал нам поднятый вверх большой палец. Мы подошли к люку. Если бы не яркие лампы по периметру зала, мне казалось бы, наверно, что он светится.
   — Ну, давай, – подтолкнула Нэйси, и я опустилась на колени. Люк был большой и очень теплый, почти горячий. Я нажала все кнопки по очереди, нажимались они легко, и правда, каждая играла свою мелодичную нотку – совсем как пианино.
   — Давай. – Нэйси нетерпеливо крутилась рядом и мешала мне. Я постаралась не обращать на нее внимания.
А получилось со второго раза.
И люк разъехался на две половинки, заливая зал нестерпимо-желтым светом. Мы с Нэйси взялись за руки и – нырнули в мягкое тепло.

Кондор

   — Ч-черт!..
   — Да тихо ты!..
   — Проклятье… туман… – Далее последовала непарламентарная лексика, Виктор сидел на грязном полу и обеими руками сжимал левую ногу. Надеюсь, хоть не сломал. – Чтоб тебя… с-сука…
   — Очень содержательно. – Даклер усадил Майю к стеночке и, подойдя к Тележкину, присел напротив него. – А я тебе говорил, не лезь вперед, это тебе не конкур. Балда.
   — Пошел ты!..
   — Я сейчас без тебя пойду, если не заткнешься. – Даклер спокойно полез в сумку за аптечкой. – Нафиг мне надо тебя лечить.
Витька, может, и не был с ним согласен, но на всякий случай примолк. Джереми извлек рулон эластичного бинта и отцепил с пояса фляжку.
   — Руки помыть можешь в канале, – съязвил я, присоединяясь к Майе. Даклер не обернулся.
   — Это не вода, товарищ полковник.
   — Так и знал, – показательно огорчился я, наблюдая, как он от души льет самогон на ранку – при падении Тележкин еще и раскроил колено об камень. Виктор задохнулся, но хоть больше не матерился, что не может не радовать. Здесь все-таки ребенок.
Дальше мы шли уже гораздо медленнее – Тележкин хромал, мы с Даклером просто сильно устали, а тоннели казались бесконечными. Один только Гверн бежал, опустив нос к грязному полу, по-прежнему бодро, будто сил у него на целую дивизию. Я удивлялся, как он чует знакомый запах среди удушливой гнилой вони канализации – но пес ни разу не задержался, не сбился, не потерял след. Майя тяжко вздыхала, Витька тихонько ругался, а Джереми хрипел как загнанный конь.
Наконец, мы вышли в узкий коридор, где к запаху нечистот примешалось что-то горючее. Решетчатые мостки по бокам от старости кое-где провалились, образуя неровные дыры, обрамленные торчащими ржавыми лохмотьями. Пришлось спуститься в воду и шагать по пояс в грязном потоке. Виктор захрипел – едкая грязь проникла под повязку.
   — Уже близко, – сообщила Майя. Прошло несколько часов с тех пор как мы влезли в канализацию, и голова напрочь отказывалась соображать, так что я, наверно, с минуту пытался осилить, почему Гверн растерянно крутится на месте, не спускаясь в воду, и жалобно скулит.
   — Придется привязать собаку, – мрачно резюмировал Даклер. – Иначе он здесь останется хозяина ждать.
   — Ну и пусть ждет. – Я по голосу понял, что Витьке уже было плевать на все – лишь бы это приключение поскорее закончилось. – Мы же все равно вернемся.
   — Его сожрут, – возразил я. – Давайте привяжем.
   — Вам охота с ним возиться?!.. – устало возмутился физик, но я уже двинулся обратно.
   — А чего с ним делать. Гверн, иди сюда.
Пес настороженно замер, наблюдая за мной и, видимо, ожидая, что я вылезу обратно, но я только взял у Майи поясок от платья и быстро смастерил петлю. Поясок был тоненький, и вряд ли способный удержать такую крупную собаку. Впрочем, если Гверн рванется, я его так и так не удержу. Раны помешают.
Поняв, что его хотят силой затащить в канал, пес прижал уши и угрожающе оскалил зубы, но я оказался быстрее и ухватил его за ошейник. Гверн зарычал, но почему-то не двигался, оставаясь в боевой стойке. И я не сразу понял, что смотрит он не на меня – а на кого-то за моей спиной. Щелкнул затвор. Я медленно обернулся.
   — Пришли, лапочки! – неприятно пропел кто-то.
По обе стороны стояли двое с оружием. Третий вышел из черного провала коридора на остатки мостков.
   — Экспедиция завершена. Бросайте оружие, или чего у вас там.
   — После вас, – огрызнулся я – и тут же пуля свистнула мимо уха.
   — Быстро!
   — А если нет? – спокойно осведомился Джереми. Вооруженные растерялись, впрочем, ненадолго.
   — Тогда мы вас убьем! – Потрясающе свежая мысль.
   — На каком основании? – продолжал Даклер, ничуть не впечатлившись. Мы тоже расслабились. Когда грозят оружием и при этом сами не знают, для чего, вряд ли можно схватить пулю. Обычно так делают те, кто сам смертельно напуган.
Я не ошибся. Ребята переглянулись и замолчали, обдумывая ответ.
   — Предлагаю опустить стволы и поговорить по-человечески, – сказал я. – Без стрельбы и воплей. Вы пугаете собаку.
Одно дуло отвернулось. Тот, что стоял на мостках, опустил винтовку.
   — Так вы не из этих?..
   — Из кого?
   — Которые весь город разнесли.
   — Бинго, – проворчал Даклер, поудобнее перехватывая Майю. Девочка спала, уткнувшись ему в плечо, но от движения встрепенулась.
   — Что-то случилось? – спросила она.
   — В нас целят из пистолета и ружья. Спи. – Джереми поднял взгляд на незнакомца и повысил голос. – Это они Казимира похитили?
Ребята совсем растерялись.
   — Вы знаете Казимира?
   — Казимир сам кого хочешь, похитит, – фыркнул тот, что с ружьем. Голос оказался высокий и чистый.
   — Девчонка, – удивился Даклер.
   — Лаура! – приподнялась Майя.
   — О… так вы знакомы? – риторически спросил Тележкин, который стоял, привалившись к трубе.
   — Так ты жива?! – присоединилась Лаура.
   — Да! Не бойтесь, это свои. Они не опасны нам.
   — С чего ты взяла? – насторожился обладатель винтовки.
   — Они – друзья Дэннера.
   — Тьфу, ты! – лицо паренька озарила широкая, радостная улыбка. – Порядок, это действительно свои.
   — А Дэннер жив? – Лаура торопливо щелкнула предохранителем и отвела ружье за спину, шагнув вперед.
   — Командир-то? – фыркнул Джереми. – Живее всех живых, чего ему.
   — У вас что, Дэннер в качестве пароля? – полюбопытствовал я, и третий из ребят пояснил:
   — Нет, но если вы действительно его друзья – мы не враги вам.
Черт побери, да это же дети…
Лауре на вид лет пятнадцать, самым старшим казался парень с винтовкой – старше девочки на год-два, не более, а последний, так и подавно, ростом ему по плечо.
   — А отзыв – Лесли, ага, – засмеялась Лаура. – Или Аретейни.
   — Вы и Лесли знаете? – удивился Виктор.
   — Разумеется, – ответил я вместо ребят. – Они же вместе ходили в подземный город, все четверо.
Младший подошел совсем близко, и я различил черты лица. Азиат. Может, потому и невысокий.
   — Я Джанджи, – представился мальчик. – А он – Артур. Мы тоже ищем Казимира. Так вам известно, куда он пошел?

Аретейни

   — Лидия!.. – пробормотала я и сама не успела заметить, как прижалась к ней. Навалилась вдруг безысходная, тоскливая усталость, хотелось открыть глаза и увидеть распахнутое окно, утренний свет и старый комод, убедиться, что ничего этого не было, что пожары и убийства, раны друзей и пропажа Нэйси и Алисы, смерть Лесли с Обрезом – все это сон, кошмарный, тяжелый – но все-таки сон. Увидеть серое утро и Дэннера с книгой в руках – живого. Без черной пустоты в глазах, без окровавленных повязок и…
   — Ну ладно, отпусти уже. – …И без усталого равнодушия в голосе.
Чтобы не было всего этого. Не было…
   — Кто-нибудь, заберите Нэйси из танка. Пусть на кровати поспит.
   — Нэйси?!.. – Лидия вздрогнула, но руки не разжала. – Она жива, вы нашли ее?.. А где Алиса?
   — Если бы мы знали – она была бы уже здесь! – Дэннер вдруг оттолкнул Лидию и, резко развернувшись, вышел обратно на улицу. Я даже вздрогнула – он никогда так не разговаривал. Никогда и ни с кем.
Черт, мы все сдали… все…
Похоже, поступок нашего командира, резкая интонация добили меня окончательно, и слезы хлынули потоком, обжигая глаза и не давая вдохнуть.
   — Лидия… – выговорила я. – Лидия, ты знаешь… Лесли больше нет… и Джонни… и Алиса… мы… – голос срывался через слово, а я все пыталась не разреветься на весь дом, – мы ее…
   — Не надо, – тихо остановила меня Лидия и обняла крепче. – Идем…
Кажется, она усадила меня на диван. А дальше нервы сдали окончательно.
Я, наверно, орала, выла, как раненая собака – помню смутно – а Лидия держала меня в объятиях и молчала. А когда голос охрип, слезы мало-помалу кончились, и в груди разжались тиски, возвращая возможность дышать, оказалось, что прошло всего несколько минут. Это мне померещилась целая вечность.
Дверь растворилась, впуская Дэннера с Нэйси на руках. Она по-прежнему спала, и казалась все такой же беззащитной, и одновременно с тем – странно повзрослевшей.
   — Дэннер. – Лидия гладила меня по голове. – Ты не мог бы осмотреть Лаэрри? Ей плохо, а я сама еле ползаю.
Он кивнул и ушел на второй этаж, Горислав поспешил следом.
   — Ну, вот, – весело улыбнулась Лидия, поднимаясь. – Мужчин спровадили. Хочешь чаю?
   — Я хочу проснуться, – честно призналась я, и Лидия обернулась от стола. Помедлив, дотянулась до конфорки и поставила чайник на плиту – подогреть.
   — Все хотят, – тихо проговорила она. Задумалась на минуту. Затем спросила: – Скажи… а как Лесли ушла в туман?
   — Огонь. – Я поджала под себя ноги. Теперь сделалось как-то спокойнее – после слез, наверное. Не легче. Но все же – спокойнее. – Белый огонь. Они сгорели, оба. Лесли и Обрез. Мы видели, но не успели им помочь. Мы гнали на пределе скорости. Но вспыхнул белый огонь – он шел от леса, со стороны болот. У него длинные лучи. И они испепелили их в долю секунды. Словно и не было людей. А затем погасли. И мы увязли в золе…
   — Мы называем ее Белой Чертой. – Лидия передала мне чашку и села рядом. Потянулся мятный пар. – Она непредсказуема. Долгие годы она неопасна, только тянет жаром и сушит, но если идти быстро, не успеешь обгореть. А потом резко вспыхивает и – испепеляет все вокруг. Последний раз вспышек не было целых двенадцать лет, и мы уж решили, что Черта уже не проснется… Ты можешь это объяснить?
   — Нет, – я озадаченно покачала головой. – Надо подумать. Лидия, а кто еще остался?
Она осторожно переменила позу и принялась перечислять.
   — Кондор остался, Тележкин, Даклер (а чего ему сделается)… и Лаэрри. Есть еще Этерна, но о ней ничего не известно.
   — И все?.. – Я невольно подалась вперед, стискивая чашку. Пальцы заледенели. – Больше никого?..
   — О других не знаю. Надеюсь, остались…
Меня вдруг охватила злость. На себя, на Горислава, на Дэннера – что оставил раненого друга у этой проклятой Черты, на Нэйси и Алису, которые поперлись неведомо куда… на Лесли, которая потащилась за ними. А больше всех – на себя.
   — Ясно… мы ведь поищем их, правда, Лидия? Мы ведь их найдем?
   — Ты чего?..
   — Это все я! Это я задержалась! Это я слишком медленно ехала, из-за меня они и сгорели! И Дэннера едва не сожрали!..
   — Да никто из нас не знал про Черту! – Лидия сжала мое плечо. – Нет у нас в Городе правых и виноватых! Нет!
   — Что?.. – Я настолько удивилась, что даже перестала на минутку истерить. – Как так – нет?..
Лидия сглотнула – ей, раненой, сделалось нехорошо.
   — Это жизнь наша. Как ты не понимаешь? Ты здесь новенькая, тебе тяжело привыкнуть ко всему этому, да? Да у нас постоянно кто-то умирает. Пойми, наконец: постоянно. И каждый раз думать, кто именно здесь промедлил, не успел, не доглядел – недолго свихнуться совсем.
 Да… – Она вдруг, коснувшись пальцами висков, горько усмехнулась. – Вы с Дэннером стоите друг друга. Он слишком много обвиняет себя, вот и съехал с катушек. И ты… ты такая же. Точно такая же… Не вини себя, Аретейни. Поверь, здесь – никто не виноват. Никто из вас.
   — Я понимаю. – Зачем ее мучить. – Но ты права – мне тяжело привыкнуть. Ты плохо себя чувствуешь?
   — Да нормально я… Аретейни…
   — Да?
   — Ничего… ты…
   — А ну-ка, ложись.
Звякнула об стол кружка, зашелестел шерстяной в клеточку плед.
   — Ты не будь такой, как он… – Рука Лидии вдруг сжала мое запястье. Я встретила неожиданно ясный взгляд. – Ты будь светлее. У него ведь ни на кого больше надежды нет. Он просто сойдет с ума. А теперь еще и город разрушен, он этого не выдержит. Ты – единственное, что у него осталось. Ты спаси его… не дай себя погубить. Обещай…
Боги… да что же это?
Слезы покатились опять, она его любит, черт побери, любит всем сердцем. Да как же так?.. Как же…
   — Я обещаю. Обещаю тебе, Лидия.
Знать бы ей, насколько больше стоит за моей клятвой. Знать бы…
Да только не нужно ей об этом знать.