Дикое Поле. Часть I

Михаил Ханджей
               

Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с землями Дикого Поля, его реками и морями. Сколько казаков сложило свои буйные головы в донских степях и по берегам Дона, сколько лежит их на дне Азовского и Черного морей - не знает никто.
Эта земля порождала настоящих героев, к примеру, как атаманы Иван Каторжный и Михаил Татаринов – герои взятия турецкого Азова.
Парадоксально, но казацкая вольница порождала и таких «героев», как Степан Разя (Разин), которого поэт А. С. Пушкин признавал «единственной поэтической личностью во всей русской истории», что, конечно - «поэтический бред»...
А профессор Сватиков охарактеризовал Степана Разю не в лирике, а в прозе: «Типичный демагог Разин проповедовал истребление всех, кто возвышался над уровнем бездомного голутвенного люда, разграбление и делёж всего имущества, он запрещал богослужение и постройку церквей, издевался над верою и Христом, ввёл венчание вокруг куста».               
Я же дополню: Степан Разя  не только пиратствовал на Дону, Волге, Каспии, но и просил  у турецкого султана землицы, где бы он разместил себе подобных борцов за вольницу, то есть, ни сеять не пахать, а жить по старому - «Сарынь на кичку!», булавой по голове иль саблей по шее, и концы в воду!  Прям-таки «народный герой»!               
Породила донская вольница и Кондрата Булавина, который бредил подвигами прославленного пирата Рази, и, как и тот, решил увести «братву» с Дона на другую реку, где бы он атаманствовал как его кумир. К тому же, Булавин Кондрашка - сподвижник предателя  Мазепы. За что, как известно, голову Кондрашке отрубили и на кол посадили, а его  «резидента-Мазепу» предали анафеме. А так как Стёпка Разя был их «предтеча», его четвертовали.        
Читатель, чтобы уразуметь что-либо в понятии «казачество» и почему такие разные в нём страсти бушевали, порождая Каторжных, Татариновых, Разей, Булавиных и прочих, нам следует окунуться в историю.          
Наибольшее количество источников по интересующему нас вопросу таится в истории древнего Азова. Туда мы и отправляемся.               
Азов (Тана) –расположенный  на левом берегу реки Дон (в древности Танаис) в 12 км от устья, основан греками, затем переходил к римлянам, сарматам, гуннам, хазарам, печенегам, русским и к половцам.    

В конце X в. Азов принадлежал киевскому великому князю Владимиру, который отдал его вместе с Тмутараканью в удел своему сыну Мстиславу. 

Затем Азов был захвачен печенегами.               

А в XIII в. перешёл к генуэзцам и венецианцам. Генуэзский город Тана, укреплённый каменными стенами, стал местом складирования индо-китайской торговли генуэзцев. Как известно, богатое Восточное Средиземноморье всегда торговало, воевало и разбойничало. 
... И в Азове – то же самое.
В 1235 г. на курултае (съезд монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, ведь там, по сведениям монголов, находилась Русь, и она славилась своими богатствами. Было решено вначале разбить половцев и булгар, чтобы обезопасить тылы, а потом напасть на Русь, что и было исполнено.
Затем, в январе 1238 г. по реке Оке монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. В результате похода погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу северо-восточной Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители - перебиты.
4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. После взятия Владимира монголы разделились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Спешно собранные полки русских княжеств в 1238 г. были разбиты на реке Сить (правый приток реки Мологи).
Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси.
Дойдя до каменного Игнач-креста – древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (100 км от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам.
Отход носил характер «облавы». Разделившись на отдельные отряды, захватчики «прочесывали» русские города.
Весной 1239 г. Батый разгромил южную Русь (Переяславль-Южный), осенью – Черниговское княжество.       
Осенью следующего 1240г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитрий, татары разгромили Киев.
В следующем, 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.
После татарского нашествия на Русские земли, начавшегося в январе 1238-го года, развилось казакованье.
«Казакование» - это способ существования людей, а «казак» - это «вольный наездник».
История их появления на мировой арене во всех известных источниках противоречива. Однако, в начале известной общественности своей истории, единственным занятием казаков был грабёж.
Не удивительно, что разбегаясь от татаро-монгольской конной орды куда ноги несут, многие подались в Дикое поле, то есть в неосвоенные земли.          

Часть из таких беглецов осела в НИЗОВЬЯХ Дона, неподалёку от генуэзского Азова с его богатствами. Как мухи на мёд тянулись они к богатому Азову, к азовским и черноморским торговым морским путям, как то и было во все времена пиратства на богатом Средиземноморье.
Городки низовья Дона и Азов, в котором со временем укрепились казаки, стал пристанищем для множественного разбойного сообщества, от которого стонали южные границы Московского государства.      

НАЗЫВАЛИ ЭТИХ РАЗБОЙНИКОВ НА МОСКВЕ «АЗОВСКИМИ
КАЗАКАМИ» ИЛИ ПРОСТО «АЗОВЦАМИ».

Несмотря на то, что когда Тамерлан, вступив в Русские пределы, смел Азов до основания в 1395 году, они не исчезли, и, как свидетельствуют источники, при покорении Азова в 1471 году турки нашли в нем особое общество или вернее племя – Азовских казаков («племя» - это мягко сказано Евграфом Савельевым. На современном языке это «крышеватели», то есть обеспечивающие защиту какого-либо объекта. В данном случае города генуэской торговой фактории Тана (Азов) (прим.автора).

Главным промыслом этих, имевших теснейшую связь с «прочими казаками», обитающими по Дону и его притокам, казаков были набеги в степи на кого придется, и на татар в том числе.  

«...Прочие казаки» - это ещё одно сообщество, которое процветало около Азова выше по Дону. Были это вольные ДОНСКИЕ КАЗАКИ. Занимались эти казаки охотой, рыбной ловлей, разбоями и грабежами.

Никак эти два клана («азовцы» и «Донские казаки») не могди поделить сферы влияния и частенько устраивали «разборки», а то и «стрелки», говоря совремённым бандитском жаргоне.        

Укрепившись на Дону в нескольких городках, казачество издавна опустошало своими набегами соседние земли, не щадя при случае и русские поселения, а иногда участвовало и в войнах соседних племен по призыву последних. Так, в 1480 году 16 000 казаков в числе прочих войск Шибанского князя Ивака преследовали бежавшего по степям с награбленной добычей хана Золотой орды Ахмата и под самым Азовом настигли его, взяли добычу и самого хана убили, чем принесли большую пользу Московскому царству.