Эгон Шиле родился двенадцатого июня 1890 года, 125 лет назад. Родился в Австрии, в городке Тульн-на-Дунае в обеспеченной семье: его отец Адольф Шиле занимал довольно высокий пост руководителя местной железной дороги, мать – чешка из Крумау.
В большой семье росли Эгон - единственный сын, и две дочери. С младшей сестрой, Герти, Эгон был особенно близок, проявляя к ней, как поговаривают, не только родственные чувства.
Есть воспоминания о том, как однажды отец, удивляясь странной привычке сестры и брата уединяться и запираться в комнате, выломал дверь, чтобы узнать, чем они там занимаются, но увидел, как дети мирно играют в железную дорогу.
Мальчик считался вундеркиндом, уже в семь лет у него было несколько альбомов с видами железных дорог, станций, вагонов, вокзалов, портретами сестер, которые были его первыми моделями. В Тульне, однако, не было школ и в одиннадцать лет мальчика отправили учиться в Кремс, а затем - в предместье Вены.
Сюда же вскоре переехала вся семья. Отец мальчика уже тогда страдал от сифилиса, проявлявшегося в припадках безумия, что сильно сказывалось на атмосфере в семье. В 1905 году отец умер, мать отдала сына на воспитание своему богатому брату Леопольду Чихачеку.
Дядя, мягко говоря, не был в восторге от того, что подросток хотел учиться рисованию, однако, несмотря на его сопротивление, Эгон Шиле едет в Вену и поступает в школу изобразительных искусств. Но из-за своего непростого характера, он здесь не прижился, ему предложили перевестись в Академию художеств,
В Академию он поступает легко, сдав вступительные экзамены и поразив преподавателей своими рисунками. Вена, столица Австро-Венгерской империи, произвела на юношу сильное впечатление и одновременно противоречивое.
Блеск, богатство, внешняя мишура, с одной стороны, а с другой - консерватизм и застой габсбургского двора, описанные Робертом Музилем в блестящем романе «Человек без свойств», соседствовали с бурной полу-подпольной жизнью нового искусства.
Современное искусство Вены ставило тогда ее в один ряд с Берлином, Парижем, Лондоном и превращало в столицу модерна. Здесь Эгон Шиле разыскивает своего кумира Густава Климта, тогда уже первого художника Австрии и показывает ему свои рисунки.
Климт, любивший поддерживать все молодое и талантливое, очень высоко отзывается о работах семнадцатилетнего юноши и вводит его в мир нового искусства, так не похожего на академический.
Шиле выполняет для цеха ремесел Венского Сецессиона, объединявшего под своим крылом современное искусство, некоторые заказы, а его покровитель и кумир Климт покупает картины начинающего художника, представляет его своему кругу, находит для него модели, дарит ему свои рисунки и находит для него потенциальных заказчиков.
Уже в восемнадцать лет, Эгон Шиле дебютирует со своей первой выставкой, а на следующий, устав от академического консерватизма, уходит из Академии художеств, снимает жилье и устраивает свою первую мастерскую.
Здесь он увлеченно рисует сбежавших от родителей детей, которые находились в возрасте полового созревания. Особенно много он рисует малолетних девочек, которых в его мастерской было множество.
«Они спали, укрывались от избиений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или, во всяком случае, им верилось, что они живут по своему усмотрению».
На будущий год Эгон Шиле знакомится с писателем и искусствоведом Рёсслером, представляющим художника меценатам О. Райхелю и К. Райнингхаусу, ставших его постоянными заказчиками и покровителями. Но это не делает его счастливым, Вена ему не по душе.
«Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами».
Ситуация вокруг молодого художника действительно накалялась. Его вызывающе обнаженные фигуры несовершеннолетних привлекают интерес не только серьезных искусствоведов, но и полиции, и любителей «клубнички», с удовольствием покупающих его рисунки.
В двадцать один год Эгон Шиле знакомится с шестнадцатилетней Уолли Нойзель (Wally Neuzil), бывшей моделью и любовницей Густава Климта.
Уолли оказала очень сильное влияние на жизнь и творчество художника, открыв ему мир настоящей сексуальности, свободной от ограничений и подростковых страхов, полный яркой эмоциональности и постоянства. Уолли была больше, чем просто пассивная модель.
В ее портретах, сделанных художником за неполных пять лет совместной жизни, относятся к числу лучших. Особенно поражает взгляд ее больших глаз. В нем нет эмоционального надрыва, он спокоен, женщина находится в мире с самой собой.
С портрета спокойно и чуть вопросительно смотрит на нас молодая женщина. Загадочную силу этого взгляда сравнивают со взглядом Моны Лизы Леонардо Да Винчи. Травля, которую устроили Эгону Шиле в Вене, заставила пару бежать из города. Сначала они отправились на родину матери художника, в чешский Крумау, но и там их богемный образ жизни вызывал возмущение и неодобрение обывателей.
Пара вынуждена была переехать в небольшой городок Нойленгбах, где они жили, не меняя, однако, своего образа жизни. По-прежнему в мастерской Эгона Шиле собирались бездомные и бежавшие от родителей малолетние девочки, свободно разгуливавшие по дому и позировавшие в откровенных эротических позах.
По доносу соседей дело дошло до тюремного заключения. Его обвинили в соблазнении несовершеннолетней Уолли, которой действительно было всего семнадцать лет. В тюрьме он пробыл меньше месяца. Для него это стало тяжелым психологическим испытанием.
После тюрьмы цветовая гамма его картин постепенно меняется: становится более мрачной и более трагической; более жестким становится и силуэт рисунков. В 1915 году пара рассталась: Эгон Шиле знакомится с двумя несовершеннолетними девочками-соседками, одной из которых – Эдит Хармс - он делает предложение.
Такая скоропалительность была, возможно, связана с призывом молодого художника на службу в армию: в 1914 году началась война. Отношения с Уолли расстроились окончательно, он, однако, предлагает ей встречаться время от времени, что для нее было явным оскорблением.
Судьба Уолли сложилась трагически. После расставания с Эгоном Шиле она записалась на медицинские курсы, стала медсестрой, работала в венском госпитале. В 1917 году пошла добровольцем в Далмацию, где умерла от скарлатины в конце того же года. Ей было всего двадцать три. Но Эгон Шиле переживет ее всего на год.
А пока его, практически сразу после свадьбы, забирают в армию. Сначала он был конвоиром русских солдат, потом, из-за слабости здоровья и красивого почерка, его сделали писарем в лагере для русских военнопленных.
Узнав, что он известный художник, начальство позволило ему устроить мастерскую в маленькой заброшенной кладовке, где он рисовал русских солдат. Вскоре его и вовсе поставили сторожем на продовольственный склад.
Так вместе с Эдит они пережили войну, не страдая ни от голода, ни от военных окопов. Прослужив два года, художник вернулся в Вену. Его слава, начавшись в 1912 году, во многом в связи с его скандальными рисунками, к этому времени стала повсеместной и только нарастала.
Его картины выставлялись уже в Париже, Вене, Берлине, Риме, Праге, Гамбурге, Будапеште, Мюнхене, Кёльне, Брюсселе,. Штутгарте, Цюрихе, Дрездене. Самый большой успех пришел к Эгону Шиле в 1918 году на венской выставке современного искусства.
Его исповедальные автопортреты, трагедия человеческой жизни, неразделимость любви и смерти, переосмысление мужчин и женщин в качестве сексуальных существ, напряженные геометрические городские пейзажи, предвосхитившие поэтику Пауля Клее, акварели и портреты по праву делают Эгона Шиле первым художником Австрии.
Эгон Шиле не боится брать темы у предшественников и современников, интерпретируя их на свой лад. У Родена - позы, у Эдварда Мунка – темы («Мертвая мать»), у Ван Гога – подсолнечники, комнату художника.
С годами меняется его стиль, он становится более спокойным, тяготеющим к классическому и напоминает работы Климта. Такова, например, одна из самых известных его работ «Семья», написанная в последний год жизни.
В сексуально-эротической теме тоже происходят изменения: от девочек-подростков художник переходит к более зрелым женщинам совсем с другими фигурами.
Слава позволяет ему купить в Вене большой дом, в котором он планирует устроить школу живописи, но осенью 1918 года его беременная жена Эдит скоропостижно скончалась от испанки, через три дня умер и Эгон Шиле, тоже от гриппа. Но даже рядом со смертью он остается художником: рисует портрет умирающей жены.
Творчество художника считаются самым ярким представителем экспрессионизма и модерна начала XX века, а с точки зрения представления сексуальности, он значительно обогнал свое время.
Никогда до Эгона Шиле сексуальность человеческой плоти не показывалась так правдиво, с такой страстью и уязвимостью, с бременем наших аппетитов и фантазий. Зигмунд Фрейд писал, что вряд ли когда-либо до Шиле гениталии, вид которых всегда вызывает интерес, показывались с такой красотой и таким напряжением, с таким волнением от эрогенных зон, как у Шиле.
Сегодня ни один серьезный музей не обходится без его картин, его выставки всегда вызывают интерес, а на аукционах картины Эгона Шиле уходят за тысячи долларов. О жизни самого художника написан роман и поставлен фильм.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/egon-shile-2/