Мемуары. Распад империи

Андрей Маркин
Начало краха я помню с точностью до минуты. 19 августа 1991 года в восемь утра (по тюменскому времени, в Москве было шесть) я включил радиоприёмник. Последние известия по всесоюзному радио начались как обычно. Приёмник что-то бубнил про заключение нового союзного договора. В 8.02 новости внезапно прервались, и уже другой диктор (это было понятно по голосу) произнёс: «Здравствуйте, товарищи!». Это сразу насторожило. Какое «здравствуйте» в разгар новостей? Стало ясно, что произошло что-то чрезвычайное. И верно. В следующее мгновение диктор сообщил об отстранении Горбачёва от власти и переходе всей полноты ответственности к ГКЧП. Далее одни и те же сообщения транслировали по кругу, а вечером центральное телевидение показало пресс-конференцию ГКЧП, из которой я сильнее всего запомнил трясущиеся руки вице-президента Янаева. Хотелось воскликнуть: «Что вы делаете?! Верните Горбачёва!».

Два дня прошло в унылом ожидании, а на третий тюменское радио вместо последних известий стало передавать в эфир новости «Радио России». Транслировали обращение Ельцина, завершающееся словами: «На штыках можно прийти к власти, но на них нельзя сидеть». Выступил председатель тюменского облсовета Юрий Шафраник. Он объявил, что Тюменская область отказывается подчиняться ГКЧП. А уже вечером по телевидению транслировали заседание Верховного Совета. Путч провалился.   

Крах советской империи я пережил безболезненно. Мне не было никакого дела до наших национальных окраин. Я там был в советские годы всего два раза – в Грузии и Азербайджане. В постсоветские годы не был вообще. Мне эти бывшие республики нисколько не интересны. Хотя на референдуме 1991 года я голосовал за сохранение Союза ССР.

Более того, такое же равнодушие к судьбе государства проявляли и мои однокурсники из Северного Казахстана. Дело тут было, скорее, в непонимании того, что происходит на самом деле. Истинную суть событий понимали только жители национальных окраин. Что же касается населения РСФСР, то ему казалось, что вместо СССР теперь у нас СНГ, а жить будем по-прежнему. Эту иллюзию поддерживала и правящая верхушка. Народу было объявлено, что вместо СССР создаётся конфедерация с общими границами, единой армией и прочими прибамбасами.

А вскоре начался такой кризис, что меня уже не интересовало, как называется моя страна. Меня волновало, что я буду есть на ужин. Когда я перед новым, 1992 годом пришёл в магазин и увидел, что из продуктов там только хлеб и трёхлитровые банки с маринованными огурцами, мне показалось, что наступает конец света.   

При объяснении тех событий любят прибегать к конспирологии. Якобы Горбачёв был агентом ЦРУ и имел задание развалить СССР. На самом деле Михаил Сергеевич пытался реформировать советскую систему, но ситуация вышла из-под контроля.

Я склонен считать, что история развивается по объективным законам. Да, был в истории период мировых империй. Но он закончился в ХХ веке. И вообще, всё сущее рождается, живёт и умирает. Сколько империй было в мире? Римская, Персидская, Османская, Португальская, Испанская, Германская, Австро-Венгерская, Британская. Никого не забыл? Где они все? Развалились со временем. И с чего мы, русские, взяли, что наша империя будет вечной? Мы и так продержались дольше всех.

Есть в развитии каждой империи период, который можно условно назвать «этапом суперимперии». Это когда государство набирает себе столько территорий и населения, что не в состоянии с этим добром управиться. Тогда империя распадается.

Именно это и произошло с нами в 1991 году. Пока советская экономика могла тащить на себе всю нашу страну и просоветские режимы в странах третьего мира, империя ещё как-то держалась. Но что творилось в экономике, я видел лично, когда в середине восьмидесятых работал на стройке, заводе и в совхозе. Везде одно и то же – страшная бесхозяйственность и развал трудовой дисциплины. Для меня неудивительно, что наша экономика рухнула. Удивительно, что она так долго продержалась.

В начале 90-х страна стояла на пороге голода. И единственным выходом было сбросить балласт в виде наших национальных окраин. Сейчас Российская Федерация отличается самым высоким уровнем жизни на всём постсоветском пространстве. Мигранты из СНГ едут к нам на заработки, а не наоборот. Это ли не доказательство того, что бывшие союзные республики просто паразитировали на матушке-России?

Другое дело, что разделить империю можно было более справедливо. Отпустить Галичину без Украины, Молдавию без Приднестровья, Эстонию без Нарвы, Грузию без Абхазии и Южной Осетии. Но тогда, в 1991 году этого сделано не было. А сейчас мы ничего уже не исправим.

И не нужно обманываться по поводу Крыма. Это не начало собирания земель. Есть на бирже такое понятие: «отскок дохлой кошки». Это когда после резкого падения рынок немного отыгрывает вверх. Но происходит это не потому, что у рынка есть потенциал к росту, а потому, что предыдущее падение было чрезмерным, и рынок немного отыгрывает в качестве компенсаторной реакции. Так что давайте примем распад империи как должное и будем жить дальше.