Два художника

Оксана Кузнецова 10
             Пьеса рифмованная

                …Все отношения строятся или на доверии или не строятся…

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

Первый Придворный (взахлёб) :

Вы слышали?! Вы слышали?

Теперь наш Принц – художник!

Малюет он вовсю везде…

Второй Придворный (ворчливо):

О, Господи! Безбожник!!!

Сидел себе бы в тишине

Да и молился, право…

Первый Придворный (возмущенно):

Так он же – Принц!

И на него нет никакой управы !!!

Входит Принц. Придворные склоняются в почтительном поклоне.

Принц :

Хочу сказать Вам господа

Мои чудные слуги

Отныне раз и навсегда

Я вижу в том заслуги

Своих трудов

Всех дней, ночей –

В одном лишь…

(останавливается, задумываясь)

Придворные ( льстиво, хором ) :

Так в чём же,

Светлоокий?

Принц ( властно ) :

В том что

Всегда

Всегда

Вы будете глубокий

Бесценный мир мой лицезреть

В моих полотнах

Значит

Художником

Я становлюсь

Не будет уж иначе!!!

Придворные, не разгибаясь, выходят, пятясь из покоев.

Принц натягивает холст на подрамник и ставит на мольберт.

Потом берёт краски и, подходя к холсту, случайно спотыкается и все краски выплёскиваются, растекая. На «картине» получается огромная разноцветная кляксища.

Принц (удручённо):

Ну, вот…

Хотел же написать пейзаж
Чудесный

Горы…

Всё светло

Мягко

Хорошо

В объятиях Авроры…

С поклонами входят Придворные (они подслушивали под дверью).

Первый Придворный (с притворным восторгом) :

О, разрешите, нам Вы, Принц

Взглянуть в глаза Исскуства!

Второй Придворный ( лебезя ):

О, преклонимся же мы ниц

Восторг!!!

Не обессудьте

На нас уж грешных, Государь

Всечтимый, Светлоокий!

Не ожидали красоты такой…

Первый Придворный ( перебивая ):

И глубины глубокой

И гор чудесный хоровод

В объятиях Авроры…

Принц ( повторяет за ними с удивлением ) :

В объятиях Авроры?

И…горы?

И это всё вот лицезреть Вы - можете?

Да что Вы?!

Придворные ( хором ) :

О, да великий

Государь

Всечтимый, Светлоокий

Принц (грубо обрывая ) :

Да, глупости глубокой

Давно такой я не слыхал

Подите прочь, нахалы

Придворные, пятясь, выходят.

Добавляет уже про себя :

Конечно, я совсем не прочь

Я не чураюсь славы

Но горы видеть

Где их нет

Глупее не бывает…

В это время возвращаются придворные с придворным художником.

Придворный художник ( низко кланяется, всё время, пока он говорит, его в бока незаметно подталкивают оба придворные ) :

Всечтимый!

Светлоокий!

Дозволь и мне ты созерцать

Величье твоей славы

Картины лучше в мире нет
Я говорю по праву –

Объехал ведь немало стран

Немало перевидел

Но красоты такой нигде

Нигде…

Придворные ( в один голос, перебивают ) :

И не увидишь!!!

Ты посмотри

Ведь лепота

Придворный Художник ( несколько удручённо ) :

Да, да

Какие горы!

Какая мягкость

Чистота

В объятиях Авроры!!!

Вся троица с глубоким поклоном удаляется.

Принц в задумчивости смотрит на холст :

Выходит, я создал шедевр?!

Так быстро

И так просто

Художник бы не обманул…

Выходит, превосходство

В исскустве уж теперь за мной

Я – гений! Светлоокий!!!

Да, да и глубины такой

И высоты высокой

Никто не сможет уж достичь

Лишь Я

Высокочтимый!!!

Задрав нос, уходит со сцены.

СЦЕНА ВТОРАЯ.

Весь город увешан репродукциями кляксы. Повсюду – на стенах домов, в витринах магазинчиков и кафе – в золочёных рамах она переливается своим многоцветьем с подписью : « Творение Досточтимого Принца. Горы в объятьях Авроры»

На сцену выходит Принц. Он прикрыл свой царственный наряд монашеским плащом и прогуливается неузнанным, размышляет про себя:

Мне, однако, уже претят

Придворных воздыханья

Они вовсю уж лебезят

Их льстивые признанья

Коробят слух мой

Ох-хо…

Послушаю я лучше

Что говорит о мне народ…

Тут рядом с Принцем выстраивается группа юных учеников. Они, задрав головы, пристально рассматривают репродукцию кляксы. Их Учитель заунывным тоном читает лекцию :
Всмотритесь лучше, господа

Всечтимый, Светлоокий

Наш Государь создал шедевр

Он глубины глубокой

Он высоты высокой полн

Один из учеников спрашивает :

А где же тут горы?

Учитель встрепенулся :

Что – горы?

Ученик :

Да, да,

В объятиях Авроры

Тут так подписано внизу

Мол, на картине горы

Но я никак вот не пойму…

Учитель ( перебивая ) :

Ты что, не видишь горы?!

Чудесной дали благодать

Ты здесь не созерцаешь?!

Тебе Авроры не видать?!

И кто теперь ты, знаешь?

Класс хохочет. Учитель гордо шагает прочь, за ним, вприпрыжку, ученики.

Ученик остаётся перед картиной ( задумчиво) :

Ну, что за ерунда!

Не понимаю, право!

Принц ( обращается тихо и с нарастающим удивлением ) :

Как, Сударь

Ничего

Не видите здесь?

Слава гремит повсюду

О самом

Самом высокочтимом

Что создал

Чудо из чудес

Шедевр

Невообразимый!!!

Ученик ( поворачивается к Принцу, но не узнаёт его ):

Не вижу ничего я здесь

Ах, бедный и несчастный

Принц :

Вы про кого?

Ученик :

Да про него

Не может быть опасней

Когда Художник видит то,

Чего он и не видит

А настоящее…оно

Проходит
Не обидит уж автора

Лишь тот чудак

Который скажет

Клякса в сюжете этом

Так и так

Принц :

Вот так вот

Беспристрастно…

Где ж красота, мой юный друг?

Ученик :

Она – вокруг

Всевластна…

Взгляните!

Вот солнышко

Сияет всем

Любуйтесь,трепищите

Вот голубой наш небосвод

Отрадой взор ласкает

И облачков вон хоровод –

Ведь каждый, тот, кто знает

Что в сердце чистом красота…

Принц :

Молчи, молчи, дружище!

Гладит ученика по голове и быстрым шагом уходит.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

Королевский замок в Альпах. В главной зале торжественный приём по случаю Нового Года. Все придворные расфуфырены донельзя, многие фрейлины в масках. На центральной стене огромный холст, затянутый плотной тканью. Входит Принц, все приседают в почтительном реверансе.

Первый Придворный ( громогласно, выспаренно ) :

Всем!

Всем!

Всем господам

Всем слушать

Восхищаться!

Высокочтимый Государь

Наш …

Принц ( перебивая ) :

Здесь будет целоваться

Со всеми

Сразу и подряд!

Весело хохочет, видя недоумение в зале

Принц ( уже серьёзно):

Нет, нет

Друзья

Я пошутил

Не стоит так пугаться…

Фрейлина в маске совы (шёпотом):

Ах, можно ль издеваться

Так над израненной душой

А я уж понадеясь…

Принц ( скользнув взглядом в её сторону ):

Мы, искренне радея

За ваших взоров

Торжество

За чистоту

Приличий

За благородство без чинов

Без званий и различий

Являем вам теперь шедевр

Велим всем восторгаться!!!

По его знаку снимают с картины ткань. Взору представляется великолепный зимний пейзаж – горы в снежных шапках, золотистые лучи восходящего солнца. По зале прокатывается волна восхищения.

Фрейлина в маске енота :

О, Боже правый

Красота!

Какое совершенство!!!

О, Государь наш

Придворный художник (искренне) :

То истинно – блаженство…

Принц (повелительно):

Идите ж ближе
Не чинясь

Любуйтеся картиной!

Толпа придворных безропотно передвигается.

Принц ( с едва сдерживаемым смехом ):

И как теперь вам эта грязь

Что дружно все картиной

Вы кляксу взяли за шедевр

Что ж очень…очень мило

Её враз в печку

Мой приказ!

Придворные Первый и Второй суетясь снимают кляксу со стены и беспрерывно кланяясь и пятясь выносят её из залы.

Фрейлина в маске овцы, она стоит у самой картины, которая на поверку оказывается распахнутым окном ( с искренним удивлением ) :

Но где ж картина, Государь

Всечтимый

Светлоокий!

Принц ( грозно ) :

Вы что ж, не видите её?!

(потом с улыбкой) :

Ну, Вы не одиноки…

Фрейлина в маске овцы (с видимым удовольствием ) :

Что?

Я не одинока?!

Рдеет от удовольствия. Все завистливо поворачиваются в её сторону.

Принц ( очень чётко, властно ) :

Итак, я

Светлоокий

Повелеваю вам всегда

Везде и бесконечно

Слагать хвалебные уста

Природе лишь беспечной

Она одна лишь красота

Она одна – блаженство

Всё прочее лишь ерунда

Нет в прочем совершенства

Да и не может там уж быть…

Ученик ( кланяясь, в голосе сомнение ) :

О, Государь, дозволь спросить

Принц благосклонно кивает

Ученик ( продолжает более уверенно ) :

Не может там уж быть?

Я ж полагаю – может

Его хочу там изыскать!

Принц ( задумчиво ) :

Пускай Господь поможет

Тебе в твоём трудном пути

Решил идти?

Ну что ж, иди!
Тебе вот вспоможенье

Делает знак слугам – они вносят краски, холсты и вручают всё Ученику.

Моё ж предназначенье

В ином я вижу уж теперь…

Ну, а пока что – танцы!!!

Фрейлина в маске совы (с недоумением ):

Когда же целоваться?!

Звучит музыка, пары пускаются в пляс, Ученик, поклонившись, выходит из залы, Принц в задумчивости произносит :

Так вот и я теперь уйду

Одна уж мне дорога…

Подходит Фрейлина в маске овцы:

Что… я не одинока?

Да, Светлоокий Государь?

Принц настолько ласково ей улыбается, что она спешно кланяясь, скрывается в толпе. Веселье продолжается. Принц незаметно выходит из залы и читает заключительные слова сидя в первом ряду третьего яруса.

Дорога мне уж суждена

Смогу ль её осилить?

Пойду!

И там уж…

Погляжу

Тебе уж после расскажу!

Машет рукой Ученику, стоящему в одиночестве на сцене за мольбертом. Тот в ответ почтительно кланяется, светло улыбаясь.