Везучий и невезучий. Казацкая байка

Алексей Горшков
от Зеленого Колпака по сказаниям кубанских казаков

Ехал по степи на горячем коне казак Якуня. Куды ехал и сам не ведал, просто ехал судьбу искал. Видит на пути дуб стоит, а под дубом молодец, да такой здоровенный, что его самого за дуб принять можно. Подъехал Якуня к дубу, глядь, а молодец-то петлю на веревке вяжет, да никак не завяжет.
«Может я помогу?» - Якуня спрашивает.
Взял он веревку, завязал петлю и богатырю протянул: «На вот, держи. Я вижу ты на небеса собрался?»
«Собрался, - вздохнул богатырь, - невезучий я, сил уж нет...»
«А я вот везучий. За что не возьмусь, всё складно выходит. Надоело... Сил нет! Вот и бегу от своего везения, судьбу искать»,
«Неужто такой везучий?» - удивился молодец.
«Точно» - подтвердил Якуня
«А возьми меня с собой. Может я тоже везучим стану?»
«А как зовут-то тебя, невезучий?» - спросил Якуня.
«Матюшей» - богатырь отвечает.
«Ну что ж, Матюша, залазь на моего коня, вместе поедем судьбу искать».
Залез богатырь на коня, позади Якуни, а конь взял да помер, не то с перепугу, не то с перегрузу. Тут Матюша опять за веревку схватился и стал её на дуб закидывать: «Эх, видно нам не по пути! Видно моя судьба меня у этого дуба поджидает...»
Да только Якуня отговорил Матюша на небеса переселятся, и пошли они пешим ходом, куда глаза глядят. Дошли до леса. По лесу шли-шли, до избушки дошли. В избушку вошли, а изба пуста. По середине стол стоит с белой скатерочкой, а в углу кровать с пуховой периной. Матюша погладил скатерочку и вздохнул: «Щас бы краюху хлебца, да глоток воды!» И тот час на столе краюха хлеба и мелка чашка с водой возникли. Казак Якуня враз сообразил, что это скатерть-самобранка и говорит: «Щас бы баранью ногу с чесноком, да бутыль самогонки!» Только сказал, как заказ был исполнен.
Отобедали мужики, а тут и вечер наступил. Якуня говорит Матюше: «Ты спать ложись, а я на дежурство встану. Матюша не стал спорить, упал на перину и захрапел. Якуня долго глаз не смыкал, да сморил его сон, он и заснул в уголочке избы.
А в это время, змей страшный домой возвратился на каком-то летательном аппарате. Вошел змей в избу, почуял русский дух, разглядел на своей кровати Матюшу и ну давай его мять. А Матюша, даже не проснулся, только рукой отмахнулся, змей отлетел прочь и сдох. Якуня осторожно подошел к змею и сабелькой ткнул его промеж глаз: точно, сдох гад!
Стал Якуня будить Матюшу, да только к утру и разбудил. Увидал Матюша змея, испугался и говорит: «Надо деру давать отседова, а то вдруг ещё какая тварь прилетит!»
Только мужики решили деру дать, как из под пола стук раздался. Смотрят, в полу люк, на навесной замок запертый. Вынул Якуня сабельку, встал у люка и говорит: «А ну, Матюша, сдерни замок да люк открой!»
Сдернул Матюша замок, люк открыл, а из погреба краса девица вылезла, а как увидала Якуню с саблей наголо, так на пол упала, ножки раздвинула, лежит не душит.
Посмотрел Якуня на девицу — хороша девка! - и говорит: «Я, Матюша, вот что тебе скажу. Надумал я, вот сей час, жениться. Так что прощевай, дружище! Оставляю тебе скатерть самобранку и избу. Взял Якуня девицу на руки, вынес из избы, посадил в летательный аппарат и был таков!
Не успел Матюша загрустить, как из подвала ещё одна краса девица вылезла и говорит: «Здравствуй, добрый молодец! Меня и мою сестру страшный змей похитил и в свои жены взял. Если хошь, я теперь тебе женой стану, а не хошь, могу и сестрой стать?»
«Лучше женой!» - живо откликнулся Матюша, взял девицу на руки, положил на перину и женой сделал. Наконец-то и Матюше повезло!

31.05.2015