Кошачьи танцы

Биккулова Инесса
Кошачьи танцы
Биккулова Инесса

Синопсис

Пролог.
На сцене справа лежит человек в одежде мыши –  мышиная серая мордочка, тонкий серый хвост. Левее – человек в костюме кота, с пушистым хвостом, скрестил руки на груди. Мышь изредка приподнимает голову, посматривает на кота. Тот спокойно стоит. Наконец мышь вскакивает и бежит за кулисы. Кот срывается вслед за ней.

Действие первое.

Сцена первая
Скамейка, аллея. На скамейке, задумавшись,  сидит Елена.
Из глубины сцены появляется Павел, он идёт, засмотревшись на Елену,
Внезапно спотыкается, но удерживается на ногах. Елена смотрит на него.
Павел (Хромая, подходит к скамейке).Я не помешаю?
Елена. Нет.
Павел садится.
Павел. Тёплая осень, не правда ли?
Елена (безучастно). Да. С вами всё в порядке?
Павел. Да, ничего. Просто споткнулся.
Елена. Хорошо, что удержались на ногах.
Павел. Вы  так задумались, что я боялся помешать.
Елена.  Думала о жизни. Как всё ненадёжно..
Павел. Да, ни на что нельзя положиться.
Елена. Вот именно. Натяжные потолки, гипрок.
Павел (обескуражен) Да?
Елена. Вся это  так хлипко..
Павел. Евроремонт? Тряпки и картон вместо нормальных материалов.
 Елена. Вот-вот. Мне он тоже не понравился.
Павел. Это нельзя назвать ремонтом. Скорее это прикрытие.
Елена. Прикрытие?
Павел. Ну да, за ним всё может разрушаться и гнить, главное –  не  видеть.
Елена (о чём-то своём). Пусть всё рушится, лишь бы не знать.
Елена рассеянна. Павел стремится поддерживать разговор
Павел. Может, не стоит делать такой ремонт?
Елена. У меня коммуналка. Не всё от меня зависит.
Молчание.
Павел. И когда только расселят эти коммуналки?
Елена. Никогда. Люди разводятся или у них вырастают дети.
Павел. Можно продать коммуналку и разъехаться по квартирам.
Елена.  Хорошие коммуналки в центре уже проданы. Или дома признали аварийными и жителей вообще выселили подальше.
Павел. Столько квартир продаётся, а негде жить.
Елена. Те, кто так живёт всю жизнь, привыкли. Их не уговоришь уехать из родной комнаты.
Павел. А вы недавно туда попали?
Елена. Три года. 
Павел. Странно, как люди не умеют договариваться.
Елена. Смотря как договариваться.
Павел  Справедливо.   
Елена. Справедливость в глазах смотрящего. Кому-нибудь обязательно хочется  больше справедливости, чем у соседа.
Павел.  А что-нибудь способно её заменить?
Елена. Способность отхватить своё, даже если это чужое.
Павел.  Чужое брать нехорошо, этому ещё в детстве учат.
Елена.  Ещё учат, что  надо любить и уважать  людей  и стараться помогать.
Павел. Ну, это по возможности. Главное – не переборщить.
Елена. Слишком уважать других – нарвёшься на пренебрежение.
Павел. И помогать надо в меру, а то ещё должен останешься.
Смеются.
Елена. Это искусство – заботиться о других.
Павел. Иногда надо так немного. Сказать одно-два слова. Или вовремя промолчать. Сделать какую-то мелочь.
Елена. Или не сделать. Мне бабушка в детстве зимой говорила – не скользи по тротуару.
Павел. А почему?
Елена. Потому что образуется каток  и люди будут падать. А сейчас все раскатывают дорогу в каток..
Павел. Не думал об этом. Зато знаю, что человека надо обходить справа. А многие теперь и этого не знают.
Елена. И часто сталкиваются!
Павел. Особенно в коммунальной квартире!
Смеются.
Елена. По-разному бывает. Можно жить дружно.
Павел. У меня матушка до сих пор дружит с бывшими соседками! Они к нам приезжают.
Елена. Жили одни и те же люди по много лет. А теперь вселяется новый человек и начинает устанавливать свои порядки.
Павел. Может продать квартиру и разъехаться?
Елена. Это непросто. Не хочется об том говорить.
Павел. Тогда не будем. Но если что я готов помочь.
Елена. Спасибо.
Павел. Может, дать вам мой телефон?
Елена. Нет  не надо. Мне, пожалуй, пора.
Павел. Позвольте я вас немного провожу.
Елена. Да я уже тороплюсь. Не надо.
Павел остаётся на скамейке и растерянно смотрит ей вслед…

Сцена вторая.

Павел и Ярослав сидят на кухне у Ярослава.

Ярослав. Она так и не заметила, что ты запал на неё? Обычно женщины только об этом и думают.
Павел. Она другая.
Ярослав. Инопланетянка?
Павел. Она нормальный человек. Очень милая рассудительная молодая женщина. И я ей безразличен.
Ярослав. И тебя это, конечно, задело. Эффект кошки, обыкновенный эффект кошки. Кошка не интересуется тем, что лежит у неё под носом, пока предмет не начнёт ускользать от неё. Если он движется в её сторону, она попятится и зашипит. Если в обратную – помчится за ним.
Павел. Всё не так. Она была так отрешённо хороша на этой скамейке. Так что оставь свою психологию. 
Ярослав. Большинство таких красивых встреч оканчиваются ничем только из-за того, что предмет начинает двигаться навстречу.
Павел. Мне плевать, куда она движется, главное, что я хочу найти её.
Ярослав. А если найдёшь и опять ничего не узнаешь?
Павел. Надо что-нибудь придумать.
Ярослав. А почему ты не сделал вид, что потерял свой телефон? Попросил бы позвонить на свой номер, и у тебя нарисовался бы её телефон.
Павел (вскакивает с досадой) Ах, как же я не догадался, дурак.
Ярослав. Ну ничего, в следующий раз догадаешься.
Павел.(ходит) Следующего раза может не быть.
Ярослав. Эффект кошки, приятель. Цель ускользнула от тебя, поэтому ты так стремишься к ней. Представь, что кошка бежит за жертвой, а та внезапно остановилась. Кошка тоже остановится.
Павел. И почему кошки останавливаются?
Ярослав. А они останавливаются потому, что теряют интерес! Кошки ведут себя как люди. А люди – как кошки.
Павел.  Ты о чём ещё?
Ярослав. Я обо всём. Знаешь, в детстве у меня была кошка. Умница!
Павел. У попа была собака. Он её любил.
Ярослав. Считай, шутка не удалась. Так вот когда она ела, рядом с плошкой всегда образовывалась лужица. И я всё время тыкал её мордочкой в эту лужу. Как она на меня тогда смотрела! Никогда не забуду.
Павел. А твоя умная кошка не догадалась просто есть аккуратней?
Ярослав. Плошка была с трещиной. Только я не сразу это понял.
Павел. Так твоя кошка была умней тебя? Ты мне это хотел сказать?
Ярослав. Нет, не это, хотя она явно была умней некоторых и  умела слушать. Я хотел сказать, что многие люди ведут себя так же, как кошки.
Павел. Как так же?
Ярослав. Они молчат. Они не могут высказать, что их не устраивает. Объяснить, в чём ты неправ. Не могут! 
Павел. Ага, они молчат. Они потом выскажут всё сразу.
Ярослав. Да, недовольство  копится. Они ворчат по незначительным поводам.  Всё потому, что они когда-то не стали  высказывать маленькую обиду. У них портится характер.
Павел.  Все мы животные, так или иначе. Поэтому и повадки у нас похожие.
Ярослав. Мы –  другие, и наша жизнь не исчерпывается зоологией – поесть-поспать-построить гнездо. Все хотят большего.
Павел. И чего именно?
Ярослав. Всем нужны уважение и любовь.
Павел. У животных тоже есть любовь и  уважение, они не будут  охотиться в чужих  владениях.
Ярослав. Это не уважение, это страх.
Павел. Ну и у людей так же. Боится – значит, уважает.
Ярослав. Но уважает – это не значит, что боится. Есть те, с кем не знакомы, но их уважают. Скажем, Нобелевские лауреаты.
Павел. И кто же из них?. Назови  хотя бы одного уважаемого человека.
Ярослав. Ну так... навскидку... Сразу, конечно, не вспомнишь.
Павел. Потому и не вспомнишь, что никого сейчас не уважают. Скажут –  кто он вообще такой этот Нобелевский лауреат? да он не сам  всё придумал, и кому вообще это нужно, и человек он не очень, не то что я.
Ярослав. Да, так маскируется обычная мелочная зависть.
Павел.  Может, и лучше, что люди завидуют  именно так?  А то ведь и стреляли, и травили из зависти.
Ярослав. Да, сейчас травят по-другому. Оставляя в живых. И это чисто человеческий способ уничтожения! животным такое не дано!
Павел. Ладно, мы не такие уж животные, есть ещё в нас что-то человеческое.
Ярослав. Сомнительная похвала.
Павел. Что ж делать, если мы такие. Жаль, что растеряли инстинкты и не можем  найти    нужного человека.
Ярослав. Чепуха! Нужно просто искать как следует. Можно дать объявление по радио и телевизору.
Павел. Ага, конечно! Девушка, вы не захотели со мной знакомиться? Тогда я буду преследовать вас. Навязываться! Пусть вас тошнит от меня!
Ярослав. Да, это никуда не годится. Но по номеру телефона можно узнать имя и адрес.
Павел. Нет у меня её телефона!
Ярослав. В интернете наверняка есть что-то. Например, в контакте.
Павел. И как я буду её там искать?
Ярослав. Но ты же хоть что-то узнал о ней? Где работает, чем живёт?
Павел. В коммуналке живёт. Три года, как въехала. Сделали там ремонт – знаешь,   когда вся гниль и разрушения прикрываются картоном и тряпками.
Ярослав. Ну хоть такой. А у нас одна сумасшедшая старуха мешает делать ремонт. Не лучше.
Павел. ( Успокаивается, садится в кресло) У вас – это у жены, что ли? Ты ещё общаешься с бывшей? 
Ярослав. Не с бывшей, а с дочкой. Она и рассказывает, это ведь её комната.
Павел. (Снова встаёт) Так что же мне делать? Медитировать? И загробный голос скажет: прекрасная незнакомка стоит у входа в Таврический сад?
Ярослав. Раз ты там встретил её, значит, она там бывает.
Павел. То есть мне туда отправляться? И ко всему я ей совсем не нужен.
Ярослав. А ты не думал почему? Почему симпатичный и  неглупый мужчина совсем не интересует одинокую женщину? Может, у неё кто-то есть?
Павел. Я об этом думал. Чувствуется, что у неё за спиной никого нет. Некому её поддержать.
Ярослав. Поэтому она не хочет знакомиться с тобой?
Павел. Видимо, дело во мне. Почему-то я ей не нравлюсь.
Ярослав. Нравишься или нет – это ещё не известно. Потом понравишься, в конце концов. Ты не хуже других –  не жлоб, не скандалист, не дурак. Ты отзывчив, добр, к тому же и всё при тебе.
Павел. А если я никогда в жизни больше её не увижу?!
Ярослав. Тогда заведёшь кошку. Сядь же наконец! (Берёт гитару в руки).
Павел в отчании плюхается на диван.
Ярослав. (перебирая струны, поёт или говорит).
Никто не оценит тебя по заслугам –
Не жди от родных и друзей.
Ты белым пушистым останешься другом
Ну разве что кошке своей.
Успех объяснят кумовством и удачей,
Везением –  каторжный труд.
Есть деньги – начнут их тянуть без отдачи,
И жмотом ещё назовут.
Пускай ненавидят тебя и поносят,
Но кто-то с пушистым хвостом
Как прежде, одну лишь печёнку попросит,
И "мурр" тебе скажет потом.
Беги к своей кошке, непризнанный гений
Погладь её мягкую шерсть
И будешь ты выглядеть всех офигенней
В её благодарной душе.

Сцена третья

Павел бродит по Таврическому саду, видит сидящую на скамейке Елену. Останавливается.
Павел. Здравствуйте. Не может быть, это вы?
Елена. Да, я.  Странно, да?
Павел. Я не это хотел сказать.
Елена. А что?
Павел. Я не надеялся вас ещё увидеть, вот что. Можно присесть?
Елена. Пожалуйста. (С улыбкой) И почему же вы не думали меня ещё увидеть? Думали, мне крышка?
Павел. А что, всё так плохо?
Елена. (Весело) Хотите посочувствовать? У-у. Не получится.
Павел. Почему?
Елена. Да всё не так уж плохо. иногда мне даже кажется, что жизнь прекрасна.
Павел. ( С подъёмом.) Так и есть! Она действительно прекрасна.
Долгое молчание.
Павел. А я ведь даже имени вашего не знаю.
Елена. Меня зовут Елена.
Павел. А меня –  Павел. Приятно познакомиться.
Елена. Да. У меня сегодня замечательное настроение. 
Павел. Хорошее настроение надо беречь!
Елена.  Его так легко испортить.. Кто-нибудь не поздоровался – лично у меня  на душе сразу кошки скребут.
Павел.. И со мной так . Из-за мелочи. Кто-то отвернулся или зевнул, когда что-то рассказываю, например.
Елена. Или не ответил на вопрос.
Павел. Или так ответил, что лучше бы уж промолчал. 
Елена. Я думала, я одна такая. Зависимая от взглядов, слов, интонации.
Павел. Таких много. Просто об этом не принято говорить.
Елена. Поэтому и кажется, что другие –  не такие. 
Павел. Иногда так и хочется спросить, как в каком-нибудь американском фильме –  эй, люди, а в чём, собственно, дело? Почему вы на меня так смотрите?
Елена. Некоторые  спрашивают.
Павел. Это если раньше отношения были хорошими. Вы здоровались, улыбались. А когда люди всё время косятся друг на друга, уже не спросишь –  ты чего это сегодня косишься особенно злобно?
Елена. (Смеётся) Удивительно такие вещи слышать от вас. 
Павел. Я писатель. Поскольку я ещё и пишу об этом, то уже на этих разговорах руку набил. Или язык?
Елена. Писатель? И о чём же вы пишете?
Павел. О принцессах, драконах и золотых мечах.
Елена. Так вы журналист по образованию?
Павел. Нет, я геолог. В экспедициях всякое приходит в голову. Но сейчас,  много обязательств перед редакциями, приходится оставаться дома. Мне не хватает ночей под открытым небом, костра, привала после длинного перехода. Хотя я много хожу пешком.
Елена. Я тоже люблю ходить! Когда долго идёшь куда-то, лучше думается.
Павел. Ещё бы! В пути больше и нечем заняться. А вы кем работаете?
Елена. Я учитель. И на работе, и дома –  сугубо женский коллектив.
Павел. А-а. Сплетни, интриги, борьба за власть.
Елена. (Смеётся). Особенно неприятно, когда против тебя настраивают других.
Павел, Стадо легко настроить против. Достаточно одной паршивой овцы.
Елена. Паршивая овца – это тот, кто нас не любит?
Павел. Это животное, из-за которого люди хуже относятся друг к другу. Оно общительна, прилипчиво, бесцеремонно и ограниченно..
Оно беспринципно, процветает за счёт чужого труда и сплетен о других.
Елена. (удивлённо) Очень точный портрет. Но никто не бывает хорошим для всех.
Павел. Хороший- это кто –кто старается всем помочь, или который всем нравится? Это ведь разные вещи.
Елена. (Задумывается). У меня была соседка. Она всем помогала, сидела с детьми. Это принимали как должное.  Обижали её. Мы с ней дружили, ходили в театр.
Её больше нет. Вернуть бы то время.
Павел. Мы могли бы с вами куда-нибудь сходить. В филармонии скоро хороший концерт.
Елена. Я предпочитаю театр.
Павел. А что сейчас идёт?  Если я знаю сюжет,  уже неинтересно смотреть. А за компанию я бы сходил с удовольствием. (Смотрит на Елену)
Елена. (Задумчиво) Да, пожалуй, можно найти какую-нибудь интересную постановку.
Павел. Давайте так и сделаем. Как только вы найдёте что-нибудь подходящее, вы позвоните мне. Я куплю билеты и зайду за вами.
Елена. Надо подумать. (Смотрит на часы) Я опаздываю. Ну как всегда! До свидания!
Елена встаёт и убегает. Павел вскакивает вместе с ней и в растерянности смотрит ей вслед.

Сцена четвёртая.

Ярослав и Павел.
Ярослав. Вот ты теперь и знаешь, где её искать. Каждый день –  на этой скамейке. Она там живёт.
Павел. Очень смешно.
Ярослав. Я не шучу. Мне сейчас надо уйти, и я хочу знать, что ты успокоился.
Павел. Все от меня бегут.
Ярослав.  Я иду в дочкину коммуналку, она попросила. Пойду  разбираться с нашей старушкой. Пошли со мной, поговорим по дороге.
Павел. Ты пойдёшь разбираться со старушкой? Что она такого сделала? Бедняжка!
Ярослав. Я же тебе говорил, ей не нравится ремонт.
Павел. Капризная бабулька. Пусть бы сам и делала.
Ярослав. Её раздражают обои. Похоже, нужны птички или цветочки.
Павел. Ты пойдёшь разбираться из-за цвета обоев? Влезать в бабьи разборки?
Ярослав. Да. Мне хочется посмотреть, оценить дочкин вкус. Я там ещё не был.
Павел. А если не понравится?
Ярослав. Понравится. Дочка говорит, что обои современные, стильные. И бабушку надо успокоить.
Павел. Ничего ты не понимаешь. Бабушке нужны обои в цветочек, и ничем другим ты её не успокоишь!
Ярослав. Идёшь со мной?
Павел. Не пойду. Не люблю обижать старушек.
Ярослав. Пошли, пройдёшься. Постоишь за дверью, погуляешь, в конце концов. Тебе сейчас нужно прогуляться.
Павел. Ладно, пошли. (Уходят)

Действие второе

Сцена первая

(Павел и Ярослав перед дверью, в темноте)
Ярослав. Ну вот, дочки дома нет, звоним прямо бабуле (звонит).
Шаги за дверью. Открывается дверь, в ярком свете появляется Елена. Долгое молчание.  Елена смотрит на Павла, Павел –  на неё.
Павел. Это вы! Как я рад вас видеть!
Елена. Здравствуйте.
Ярослав. Здравствуйте, я пришёл поговорить с... вашей матушкой, по-видимому.
Елена. Не с матушкой. Вы ведь пришли к вредной старухе? Это я.
Ярослав. Никогда бы не подумал.
Елена. Ваша дочь так думает. Ну что же, проходите.
Коридор состоит из больших лёгких кубов, рёбрами повёрнутых к зрителю. Когда герои подходят к каждому из них, то поворачивают грань куба к зрителям так, что становится виден рисунок. При этом раздаётся громкий гнетущий шипящий звук, как в фильме ужасов. На первом кубе –  вампир, с клыков капает кровь. На втором –  белая маска маньяка, внизу – человек, на третьем кубе – повешенный и т.д.
Павел. Ничего себе! Да я бы за такие обои по стенке размазал.
Елена. Одним рисунком было бы больше. Обои такие немаркие, никто бы и не заметил.
Ярослав. Но как могла появиться вся эта роскошь?
Елена. Ваша дочь подружилась с соседкой. Против меня, как вы понимаете. Дизайн –  дочуркин, а оплатили   это удовольствие мы.
Павел. А им самим не тошно жить в таком кошмаре?
Елена. Что вы! Одни приятные переживания от того, как всё это действует мне на нервы!
Ярослав. А там ведь должна быть ещё соседка. Она почему не протестовала?
Елена. Она была против. Но в конце концов, она здесь не живёт. Комнату сдавала.
Ярослав. И жильцы, ничего, не возражают?
Елена. Жильцам что? Им прикольно, как Ваша дочь выражается. Но всё равно их всех бабка выжила. Что ж мы здесь стоим, проходите в комнату.
Кубы отодвигаются. за ними –  комната. Посредине стол.
Елена. Садитесь, пожалуйста.
Павел. Я выйду, с Вашего разрешения. (Выходит)
Елена и Ярослав садятся. Потом Ярослав вскакивает и подходит к окну. (Оборачивается)
Ярослав. И теперь, получается, надо переклеивать обои?
Елена. По правде говоря, я уже к ним привыкла. (Задумывается)
Ярослав. Это очень хорошо! А то я уже представлял, как мне придётся договариваться с тремя женщинами о цвете обоев. Тяжёлая задача.
Молчание. Из коридора слышен крик Павла.
Ярослав. (Оборачиватся) Что там такое?
Елена (Тревожно) Он, наверно, воспользовался чужой туалетной бумагой.
Ярослав. Какой щепетильный! Я бы и не заметил.
Елена. ( Задумчиво и спокойно) Ну это вряд ли.
Входит Павел, с мокрыми руками и мышеловкой в одной руке. Кисть другой покраснела и висит.
Павел. Простите, я тут попал в Вашу мышеловку. Она была в туалетной бумаге.
Елена. (В растерянности) Это не  моя. Соседка так охраняет свою бумагу.
В комнату вбегает Соседка.
Соседка. Ага! Воруете мою бумагу! Я так и знала!
Ярослав. Вы повредили руку гражданину. Посидите здесь, пока я вызову милицию, и мы составим протокол о членовредительстве. Потом он пойдёт в травму.
Соседка. Ну что вы сразу набрасываетесь на пожилую женщину?! Отдайте мою мышеловку, она у меня для мышей поставлена.
Ярослав. Почему же в неё попадают люди? Может, вы её не там держите? В месте, опасном для других?
Соседка. Ой, нет. Обычно я держу её в своей комнате. Но сегодня услышала, что в туалете скребётся мышь, и я перенесла её на время туда. Дайте мне её.
Ярослав. Зачем она вам? Это опасная вещь. Ещё кого-нибудь травмируете. Вот уже человек пострадал.
Соседка. Он, наверно, упал и как-то случайно её задел. Отдайте. Я буду держать её в своей комнате,  (Тянется к Павлу за мышеловкой).
Ярослав. Как она всё мило объяснила!
Павел. Даже и не знаю, можно ли вам верить. Вот девушку вы почему обижаете? (Указывает головой на Елену)
Соседка. Как обижаю, что вы! Ничего не обижаю!
Елена. А кто горячую воду отключает, когда я в душе? и хихикает вашим голосом?
Соседка. Я ни при чём. Кто угодно может хихикать моим голосом.
Елена. Я, например, не могу. А мешок с мусором кто мне перед дверью поставил, так что я выйти не могла?  Я  слышала шарканье ваших тапочек.
Соседка. Это не мои. Мои тапочки украли!
Елена. А что тогда сейчас на вас?
Соседка. Это другие!
Елена. А шаркают точно так же!
Соседка. Неправда. Вот послушайте. (Начинает шаркать тапком касательной по полу).
Елена. А ещё вы за дверью сплетничаете с соседями обо мне. Специально громко, чтобы я слышала!
Соседка. Я не сплетничаю, я разговариваю. Уже и слова сказать нельзя.
Елена. Слово! Что я сбежала из психиатрической больницы! А когда пришёл мой приятель, сказала, что это был санитар. Что он уговаривал меня вернуться обратно в сумасшедший дом! Но я отказалась ехать сейчас, потому что мне ещё надо отравить соседей! (Пауза). И он согласился подождать!
Павел. Ради такого дела я бы тоже согласился подождать.
Ярослав. Просто он обои увидел.
Молчание.
Павел. Ладно, мышеловку я вам возвращаю, держите её в безопасном месте, а то на зону загремите (возвращает мышеловку соседке). Обои мы переклеиваем...
Ярослав. Обои оставляем.
Павел смотрит на Елену. Она кивает.
Ярослав. Обои всех устраивают. В конце концов, вы столько лет прожили вместе, что уже привыкли друг к другу, Вкусы у вас одинаковые. А нам пора идти. (Елене) вам я оставляю свою визитку, обращайтесь. (Даёт ей визитку, Елена рассеянно её берёт).
Павел. Тогда до свидания?
Елена. До свидания.
Соседка. До свидания, молодые люди. (Машет им мышеловкой)

Сцена вторая

Ярослав. Ну, как тебе несчастная старушка?
Павел. Ты кого сейчас имеешь в виду?
Ярослав. Настоящую старушку. Эту дивную Шапокляк.
Павел. Дивную? Это монстр!
Ярослав. Ты ещё говорил, что старушек нехорошо обижать.
Павел. О, эту не так-то легко обидеть.
Ярослав. Да, бабушка умелая дипломатка. Какое самообладание, ничем не проймёшь!
Павел. По моему, так просто наглость.
Ярослав. Не скажи. Весёлая бабушка.
Павел. От её веселья другим плакать хочется.
Ярослав. Я бы с ней прекрасно ужился.
Павел. А как она влетала в комнату! зверем! Но быстро отступила.
Ярослав.  С быстротой и ловкостью кошки, которая бежала за мышью, но встретила отпор.
Павел. А почему не собаки?
Ярослав. Собаки не умеют так быстро перестраиваться. Наступать и наступать там, где не встречают сопротивления, и с достоинством отступать, если надо.
Павел. Бабьи замашки. Распускаются, если им уступать, а не щёлкнуть по носу.
Ярослав. Не распускаются, а расширяют территорию влияния. Так поступают все. И не только люди! Целые страны ведут себя так же, когда им идут на уступки.
Павел. Ты лучше скажи, как тебе Елена?
Ярослав. Смешно. Эти её истории с бабулей. А бабушка какова! Нашкодить и сохранять такое невинное выражение.
Павел. Я так понимаю, что она тебе понравилась больше, чем Елена.
Ярослав. Характер у ней приятней. Она не зануда. К тому же ей не нужны спасатели, она прекрасно стоит на четырёх лапах, точнее, на своих двоих.
Павел. Так Елена тебе не понравилась?
Ярослав. Ну я не могу этого сказать. Тем более, скажи я так, она и тебе разонравится.
Павел. Не бойся, не разонравится! Говори как есть.
Ярослав. Елена – симпатичная барышня. Из тех, кто не может постоять за себя и постоянно нуждается в спасителе. Не ладит с людьми  и не умеет настаивать на своём.
Павел. Самая мерзкая черта в бабах –  это настаивать на любой глупости, которая взбрела им в голову. Визги, крики, сцены –  и всё, чтобы добиться своего. А что в результате? Тьфу, дрянь одна.
Ярослав. То есть тебя устраивает молчаливая сговорчивая подружка, которая сама ничего не решает.
Павел. Во-первых, не сговорчивая, а договороспособная. И уж конечно, если надо принимать какое-то трудное решение, я в состоянии сам это сделать. Или выслушать разумные доводы, почему этого делать не надо. Мне не нужна жена-трактор, которая тянула бы меня за собой, а я бы бегал кругом: Да, дорогая, или: нет, дорогая.
Ярослав.  Ты уже заговорил о жене! Далеко же это у тебя зашло!
Павел. А что толку?
Ярослав. А какие проблемы? Ты уже знаешь, где она живёт. Чего тебе ещё надо?
Павел. И что из того, что знаю? Что стало лучше?
Ярослав. То ты только и мечтал найти её, то нашёл –  и опять плохо. Не узнаю тебя. За эти годы ты стал пессимистом.
Павел. Ты не понимаешь? Меня почти не знали. Естественно, мне хотелось предстать перед ней в самом лучшем свете! И я предстал! В мышеловке! Потому что украл чужую туалетную бумагу!
Ярослав. Откуда тебе было знать, где что там чужое? А было весело! Как ты влетел с этой штукой в руке!
Павел. Не хочу больше ничего слышать, отстань.
Ярослав. Шутишь? А твоя большая любовь?
Павел. Не могу даже думать обо  всём этом! М-м-м, каким же я выглядел придурком! Так попасться!
Ярослав. Какая мелочь. Ты же не мышь. Тебе даже больно не было, подумаешь.
Павел. Ты с чего это взял? Мне было зверски больно.
Ярослав. По тебе не было заметно.
Павел. Ещё бы! Я не хотел показаться ещё большим идиотом, придавая этому какое-то значение. Пршлось терпеть невыносимую боль и помалкивать, как будто ничего не случилось.
Ярослав. Да ты стоик. Как тебе всё это удалось скрыть?!
Павел. ( С горечью, проникновенно.) Это было проще, чем ты думаешь. Одна мысль о том, что всё рушится, причиняла мне такую  боль, что я не мог думать ни о чём другом. Все мысли были об этом –  всё кончено, всё кончено.    (Его слова  должны звучать трогательно и вызывать сочувствие у зрителей)
Ярослав. Держался ты великолепно. Выглядел настоящим спасителем. Я бы на месте девушки это оценил. А тебе не кажется, что она выглядела смешней тебя? Шарканье тапочек, мусор за дверью –  похоже, они все там зациклены друг на друге и думать больше ни о чём не могут. Несчастным бы ты был мужем –  целыми днями выслушивать, кто где мусор оставил и кто что сказал.
Павел. Чушь. Она бы жила со мной и знать не знала ни о каких соседях. И вот тебе пожалуйста! А её мне жаль – несчастливое там место.
Ярослав. Да, адреналиновая квартирка. Зря я там раньше не побывал.
Павел. Ты жалеешь? Хотя действительно жаль. Опробовал бы мышеловку.
Ярослав. Что значит настоящий, верный друг! Ценю твою честность.
Павел. Рад стараться.
Ярослав. Ну теперь хотя бы наступила ясность по поводу твоей неземной любви. Первая же трудность её прихлопнула. Ты отступил.
Павел. Не отступил. Просто всё рухнуло в один миг. А ты зачем сунул ей визитку? Думаешь, она позвонит? Бросится к психологу решать свои проблемы?
Ярослав. А мне и думать нечего. Она уже позвонила. Скоро придёт на приём.
Павел. Она придёт сюда? И ты молчишь?
Ярослав. А что это меняет для тебя?
Павел. Ты думаешь, мне надо уйти?
Ярослав. Да, пока уходи.
(Раздаётся звонок).
Павел. Это она? Опоздал.
Ярослав. Ничего, иди в гостиную, смотри телевизор.
Павел. (Встаёт, в нерешительности) И скрываться как-то неловко.
Ярослав. Ничего, считай, что это коммунальная квартира. Это моя комната, там –  твоя.
Павел уходит. Ярослав подходит к дверям, открывает, и входит Елена.


Сцена 3

Елена. Здравствуйте.
Ярослав. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. (Садится сам лицом к двери, Елена садится напротив, спиной к двери).
Елена. Знаете, я ведь не совсем на приём пришла.
Ярослав. Если вы о деньгах, то первая консультация, бесплатно. Всё как обещано.
Елена. Я хотела бы спросить –  почему вы пришли к нам вдвоём?
Ярослав. Нас было слишком много?
Елена. Вы знаете, о чём я. О Павле. Почему он пришёл с вами?
Ярослав. Совершенно случайно. Мы старые друзья, учились в одном классе.
Елена. Даже не верится в такую случайность.
Ярослав. Вспомните, он и сам удивился. Так вас интересует именно Павел?
Елена. Мы с ним были немного знакомы.
Ярослав. Теперь хотите познакомиться поближе?
Елена. После вчерашнего? Вы думаете, стоит?
Ярослав. Хорошо, давайте поговорим о Вашей версии вчерашнего.
Елена. О моей версии? А есть ещё какая-то версия?
Ярослав. Павел недавно выложил мне свою.
Елена. Я его понимаю. Уверена, мы с ним думаем примерно одинаково.
Ярослав (с интересом) Как?
Елена. Я думаю, всё кончено.
Ярослав. И какого... зачем, спрашивается, вы тогда пришли?
Елена. (Убито)Зачем?  Сама не знаю.  Когда начинаешь терять что-то, тогда понимаешь, насколько оно было важно для тебя.
Ярослав. То есть вам важен Павел. 
Елена. Что толку? Как будто недостаточно было этих обоев! Постеснялась сказать как есть. Дорогие гости, в туалете вас  ждёт мышеловка, а в коридоре –  злая соседка! И этого мне было мало! Ещё все эти коммунальные разборки! мусор, тапочки, хихиканье!  Вы спрашиваете, почему я пришла? я не могла сидеть дома! 
Павел заходит в комнату, скрипя дверью.
Елена (оборачиваясь) Вы! Как вы здесь оказались?
Павел.  Был в гостях и не успел уйти! Чтобы не мешать приёму, ушёл в соседнюю комнату смотреть телевизор. Но я не выдержал! Я хотел видеть вас!
Пауза.
Ярослав (Елене). Вы ведь тоже, кажется, хотели видеть Павла? Или, теперь,  когда он здесь, рядом, он вам больше не нужен?
Елена. Что вы, конечно нет!
Ярослав. Нет –  это нужен или нет?
Елена.  Мне не хочется обсуждать это. Мне кажется, теперь мы разберёмся без психолога.
Ярослав. Или не разберётесь.
Елена (Павлу). Павел, я буду рада, если вы зайдёте. А мне сейчас лучше всего уйти.
Павел. А мне кажется, если вы сейчас уйдёте, всё развалится. Как будто ничего не произошло.
Елена. А что произошло?
Павел. Вот именно, что произошло?!
Елена  И всё-таки мне надо идти.  (Порывается уйти, сжимает сумочку).
Ярослав. Я как психолог могу предложить вам самый простой выход. Женитесь –  и сразу все трудности будут позади.
Елена. Смешно.
Павел. Правда так смешно?
Елена. Ну конечно. Никто не женится вот так, сразу! До свидания. (Направляется к двери)
Ярослав. Беги мышка, беги!
Елена (оборачивается) вы что-то сказали?
Ярослав. Я сказал, что вы зря уходите.
Елена. Мне послышалось совсем другое.
Павел. Елена, я от вас этого не ожидал. Не думал, что вы настолько меня ни во что не ставите. Что вы можете распрощаться вот так.
Елена. Как –  так? Мы же ещё увидимся.
Павел. Для чего?
Елена в упор долго смотрит на него.
Ярослав. Вам же смешна даже мысль стать его женой.
Елена. Не смешна, но почему вот так, сразу?
Ярослав. А как вы хотите? По частям?
Елена. Не вмешивайтесь, прошу вас.
Ярослав. Что вы, что вы. Мне уйти, или можно остаться?
Елена. Не надо так. Это не смешно.
Павел (Ярославу). Ярослав,  действительно, куда так спешить? Елена права.
Елена беспомощно смотрит на Ярослава.
Ярослав. Лучше жениться на прекрасной незнакомке, чем на старой знакомой.
Павел. Не торопи нас. Надо узнать друг друга получше, а там видно будет.
Ярослав. Можно просто подать заявление, и будет ещё время на раздумья.
Целых три месяца.
Павел (задумчиво). Подать заявление можно. Это ни к чему не обязывает.
Елена. У меня и платья нет.
Павел. Для такого случая ничего и не нужно. А потом всё будет.
Елена. Ну не так же я пойду! Я не причёсана и не одета.
Ярослав. Так переоденьтесь. Он будет ждать вас внизу.
Елена. Переодеться не проблема. Хотя согласитесь, всё это странно.
Ярослав. Тогда, Елена,  не собирайтесь слишком долго, а то рабочий день кончится.
Павел. Я вас провожу.
Ярослав. Посиди пока. (Елене) Вы же не хотите, чтобы он всё это время ждал вас под дверью?
Елена. Нет, не хочу. 
Ярослав. До встречи! Мы подойдём через час.
Елена. До свидания.
(Елена уходит, Ярослав закрывает дверь, Павел порывается идти за ней, Ярослав его удерживает)
Ярослав. Да не беги ты за ней.
Павел. Всё кажется, что она опять исчезнет, если отпустить её вот так.
Ярослав. Не переживай. Она же не привидение.
Павел. Я так и не понял, как она к тому относится
Ярослав. Прекрасно относится. Вспомни, как она растерялась, когда ты предложил подождать.
Павел. Да я ничего такого и  не думал. Просто мне надо было её убедить. Вспомнил я твой эффект кошки и решил сдать немного назад.
Ярослав. Да, ты всегда быстро соображал. Я слегка помог.
Павел. Да только любит ли она меня?
Ярослав. Любит, не волнуйся.
Павел. По ней не слишком заметно.
Ярослав. И не должно быть заметно. Как она к тебе относится, она сказала, пока тебя не видела. Тебе она это не скажет. Ей надо сохранить сохранить лицо. Это и есть суть тех самых хороших манер, которые тебе в ней так нравятся.
Павел. Не уверен, что мне именно это нравится.
Ярослав. Может, и не нравится, но поддерживает твой охотничий азарт
Павел. Мне даже кажется, что это не слишком честно по отношению к ней.
Ярослав. Что нечестно?
Павел. Пользоваться такими методами.
Ярослав. То есть совершенно бессовестно, что мы вытащили несчастную мышку из её тёмной норы? (Театрально) Ты меня пристыдил. Я сейчас расплачусь от жалости к бедной девочке.
Павел. Ты зря относишься к ней так пренебрежительно. Всё-таки нехорошо было её дурачить.
Ярослав. Я не отношусь к ней пренебрежительно!Я отношусь к ней со всем моим респектом! Я считаю, что если есть одураченные в этой истории, так это мы с тобой. Ты уж точно, по крайней мере. Там, где другие женщины тратят годами силы, нервы и здоровье, простая серая мышка добилась мгновенного успеха только потому, что стремилась убежать. Где её: "Милый. я тебе приготовила сегодня кое-что особенное? Дорогой, когда же мы поженимся?" Где годы угождений и мужской свободы?
Павел. Брр, какая гадость! Ставить её в такое унизительное положение. После этого и жениться не захочется. А умная женщина сама сбежит. Елену я знаю, чувствую, понимаю. Мне не нужны годы, чтобы узнать её лучше.
Ярослав. Да делай как знаешь. Мне-то что? Женюсь не я, а ты, в конце концов.
Павел. Только бы всё получилось. Надеюсь, она не передумает.
Ярослав. Сам не передумай. Главное –  держись правильно.
Павел. Если выйдет.
Ярослав. Надо уметь держаться. Э-эх, в нашей жизни главное – не быть, а казаться. Какая разница, кто ты, главное, как ты выглядишь и как ты держишься. Люди пыжатся и делают важные лица, изображают ум и понимание. А что они в сущности понимают?
Берёт гитару, садится на диван. Поёт или говорит:
Мы все лишь изгнанники в мире чужом
мы сути не знаем и мир познаём
По жизни мельканью, по взглядам и лицам,
По чьим-то словам и по древним страницам,
Мы бродим на ощупь, мы ищем прозренья,
Мы видим чужие дела и творенья,
Но где это списано, взято откуда,
Чей замысел здесь или чья тут причуда,
Кто даст объясненье, зачем же мы есть,
Кто выйдет из мрака и скажет: Я здесь!?