Васнецов В. М. -былинный живописец. Продолжение

Алина Алексеева-Маркезин
Виктор Васнецов.Алёнушка. 1881г

              Одним из наиболее поэтичных творений Васнецова является картина «Аленушка» - образ горькой сиротской доли.За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Работу над картиной художник начал в 1880 году на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени..

    Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.

        Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё"
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот.

     Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки.

       Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю.

Работа над декорациями.

        С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову:
     «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы -вoс- торг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».
 
           Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов.
         На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страны.

      Десять лет 1880-по 1890 гг.Васенецов работал над росписью Владимирского собора в Киеве. Художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин.

Богоматерь с младенцем .Владимирский собор.

     Она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, оно полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, тоже как бы ощущается предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным.

    Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал:«Мое искусство — это свеча, зажженная пред ликом Божьим...»

         Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно...» Он падал с лесов, разбивался, для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела.      

        Иван царевич на сером волке.

     Васнецов написал это сказочное произведение в 1889 году в Киеве, когда он работал во Владимирском соборе. Сюжетом картины является сказочная тема позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.
 
             Чтобы раскрыть в картине Иван царевич на сером волке сказочное олицетворение, Васнецов постарался как бы уйти от настоящих реалий, стараясь передать таинственный дух сказки, окрасить в красках мир народной фантазии.

    Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу, наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема.

 По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой; 1883),выстроен фасад Третьяковской галереи.

           Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать»
      
         Васнецов скончался 23 июля 1926г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к cебe в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах.


Начало рассказа о художнике.http://www.proza.ru/2015/05/31/1209
 
Галерея работ художника.http://maxpark.com/community/6782/content/1829492