Я только Русью и жил. В. М. Васнецов

Алина Алексеева-Маркезин
    В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)1898г

О КАРТИНЕ
         Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт... Три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях...Это застава богатырская.
Илья Муромец кряжист, могуч, с легкостью держит он в руке «палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица.

    Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полнЫй справедливости и блaгopoдcтва.

       Пcихoлoгичecки сложнее Алеша Пoпoвич. Врага побеждает он не столько силой, у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша — балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты»

      Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри.

О ХУДОЖНИКЕ

          Выдающийся русский живописец-передвижник Васнецов Виктор Михайлович( 1848–1926), автор героико-эпических и сказочных полотен, мастер монументальной живописи, театральных декораций, график, создатель ряда архитектурных проектов. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция).
        Его считают одним из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
    
          Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке , затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

          В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

           К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире». Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников.

       Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.

      Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа.
Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.)

    Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году, пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии.
 
       Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!»
             Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г.

     Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев.

     В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
Покоем веет от тел павших.

    Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.

         Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам...»

    Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями.
Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун.

   Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов).
    В образе витязя на распутье художник, как бы невольно, изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.
 
В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника.
   Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги:

«Битву русских со скифами»,1870

«Ковер-самолет»1880

«Три царевны подземного царства». 1881

           «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ превращения и третья — царевен золота, драгоценных'камней и каменного угля —символ божества недр пробужденного края» - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Н.А.Прахов о Васнецове.

         "Яркий облик великого русского художника-классика неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской.
           Таким помню его и на лесах Владимирского собора и у него дома на Владимирской улице перед картиной «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатырями», работа над которыми, начатая и законченная в Абрамцеве, продолжалась в Киеве как необходимая передышка в утомительной церковной работе."

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА О ВАСНЕЦОВЕ http://www.proza.ru/2015/05/31/1232

Работы художника можно посмотреть здесь
http://maxpark.com/community/6782/content/1829527