Гений, талант, посредственность

Родионов Виталий Константинович
В книге «Диалоги, воспоминания, размышления» Игорь Стравинский пишет: «Гении учатся только у самих себя; таланты – главным образом, у других».

Продолжим сравнивать гения с талантом.

Талантливых людей – сотни и тысячи, гениальных – единицы. Достаточно назвать таких гениев, как И.С. Бах, Л. Бетховен, Р. Вагнер.

Гений – это не высшая степень талантливости, а максимальная концентрация творческих сил в художнике. Это свойственно Л. Бетховену и Петру Ильичу Чайковскому.

Творчество гения бесценно во все времена. Никогда не исчезнет музыка В. Моцарта.

Существуют три типа композиторов: ремесленник, мастер, художник. Им соответствует три уровня музыкальной одаренности: посредственность, талант, гений. Кто не почувствует разницу между творчеством И. Гуммеля и Л. Бетховена?

Гений открывает неведомые пути в творчестве. Среди них – реформаторы оперного искусства К. Глюк и Р. Вагнер.

В процессе творчества гений создаёт новое качество. Особенно ярко оно проявляется в романтической музыке Ф. Шуберта.

Гений – это редкая отзывчивость ума и сердца на запросы эпохи, неодолимое стремление души к прекрасному и возвышенному. Таковы Р. Шуман, Ф. Шопен, А. Скрябин.

Твердо стоять на земле и духовным взором уноситься за ее пределы – вот основная черта гениев. Не исключение – И. Брамс и А. Брукнер.

Гениев отличает дух борьбы и самоотверженности. В первую очередь это относится к Г. Генделю и Л. Бетховену.

Гений отрицает гения, ревностно оберегая свою исключительность: П. Чайковский не принимает музыку Р. Вагнера и И. Брамса, подвергает уничтожающей критике творчество М. Мусоргского.

Сотрудничество таланта и гения возвышает талант до уровня гения. Завершив Реквиум моцарта, Ф. Зюсмайер становится вровень с величайшим из гениев! Да и А. Глазунов, завершив « Князя Игоря » А. Бородина, навсегда увековечивает свое имя.

Гений легко покоряет вершины музыкального искусства, талант с трудом карабкается по обрывам известности. Сколько усилий затрачивает Н. Мясковский, чтобы в отдельных городах Старого и Нового света прозвучала его очередная симфония! А музыка гения С. Прокофьева сама по себе летит по странам и континентам.

Прилагая труд, усердие и энтузиазм посредственность иногда переходит в разряд таланта (Н. Мясковский), а талант – в разряд гения (П. Чайковский). Но чаще всего талант, отличающийся добросовестностью, остаётся на прежнем месте (Ж. Онслоу, Э. Элтон, С. Барбер).

Гений – каторжник в творчестве, талант – вольноотпущенник, посредственность – свободный, не знающий никаких обязанностей перед искусством.

Ни П. Чайковский, ни Р. Вагнер, ни Г. Малер не позволяют себе «расслабиться»: хотя бы на один день. Их трудоспособность поразительна!

Не всегда гений – опытный пловец в море творчества: Л. Бетховен – в опере, Ф. Лист – в вокальной музыке, А. Глазунов– в симфонии.

Сомнения в своих творческих силах мобилизуют талант, расхолаживают посредственность. Молодой пианист А. Скрябин в критическую минуту жизни проявляет решительность и волю, чтобы вылечить переигранную руку и продолжить концертную деятельность!

Одновременно в нескольких областях искусства творят таланты, но не гении. Разносторонне одарённого Э. Гофмана нельзя причислить к великим композиторам

Творчество посредственности – это желтенький песочек на дорожках сада искусства. Об этом свидетельствуют оперетты Ф. Зуппе или К. Миллекера.

Творчество гения открывает новые горизонты перед искусством. В этом отношении показательны бессмертные произведения И.С. Баха!

Гении – это избранники Бога. Один из них – Анакреонт.

Гении – это ангелы красоты. Разве классические стихи Квинта Горация Флака не подтверждают высказанную мысль?

Гениями становятся не случайно, а по воле Божьей. Именно призвание создаёт из Рафаэля Санти великого живописца!
 
Бог дарит гениальность, судьба оберегает ее. Но если возникает разлад между Богом и судьбой, разыгрывается драма, какую переживает Торквато Тассо.

Гениальная музыка не подлежит купле-продаже: любой лоскуток бумаги с нотами Вольфганга Амадея Моцарта – бесценен!

Можно быть глухим как Бетховен, но с «глухой» душой гением не станешь.
 
Гении утверждают себя жертвенным служением искусству: наиболее яркие примеры – Людвиг ван Бетховен и Петр Ильич Чайковский.

Есть драматические и эпические гении. Таковы Оноре де Бальзак и Виктор Гюго, Федор Достоевский и Лев Толстой, Михаил Булгаков и Константин Паустовский.

Гении – это доблестные рыцари искусства. Самый ревностный из них – Гюстав Флобер.

Гений без славы – это раненая птица, вроде Модеста Мусоргского или Чарльза Айвза.

Гений, опьяненный славой, остается трезвым в искусстве. Реально судят о своем творчестве Петр Чайковский и Архип Куинджи.

Гений – это дар Неба и милость судьбы. Благодаря такому стечению обстоятельств Максим Горький поднимается со дна жизни до всемирной славы.

Слабохарактерные гении обречены на безызвестность при жизни. Иногда их произведения открывают после смерти. Вспомним трагическую судьбу Франца Кафки, Нико Пиросмани.

Пишут музыку специалисты или профаны, создают– гении: это, конечно же, не ученый-контрапунктист Сергей Танеев, а вдохновенный композитор Петр Ильич Чайковский!

Стилистическим глянцем нельзя скрыть посредственность автора. Это не под силу даже маститому Игорю Стравинскому.
 
Посредственность всю жизнь гоняется за призраком своего величия. Цезарь Кюи обладает некоторым композиторским талантом, однако несравнимым с гениальностью Мусоргского, которого он третирует в печати.

Гений не допускает произвол в искусстве, к чему склонна посредственность!

Нужно быть слишком смелым, чтобы считать Велимира Хлебникова и Казимира Малевича выдающимися творцами искусства!

Гений и посредственность – это господин и слуга в творчестве. Дружба между Прокофьевым и Мясковским держится на подчиненной роли старшего товарища!

На одного гения приходятся тысячи посредственностей, которые, правда, не считают себя таковыми. Сколько на Руси «великих» поэтов, но Владимир Маяковский – один!

Творческий труд для посредственности – это добровольное рабство, для гения – свободный полет птицы. Не в такой ли ситуации оказываются композитор Орест Евлахов и его наставник Дмитрий Дмитриевич Шостакович?

Слава посредственности в отличие от гения – мимолетна. Сегодня популярен как Евгений Евтушенко, завтра – канул в Лету!