Герои Пушкина на старинном фото

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Герои Пушкина на старинном фото


22 мая Татьяна Толстая вывесила в Фейсбуке фотографию с изображением трех дам и одного мужчины возле памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, которая стала для писательницы поводом для воспоминаний о несбывшемся (фотография датируется 1913 годом)*.


По моему впечатлению, представленная писательницей фотография является  постановочной фотоработой, в которой художник, не раскрывая своей задачи, репрезентует иллюстрацию к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, включив в нее персонажей из "Евгения Онегина".


Комментарий Татьяны Толстой к фото: "А просто так. 1913 год, пишут. Зима такая хорошая, снежная. Все еще хорошо. У этих дам семьи, может быть, дети, а если нет - нарожают. Дети пойдут в гимназию, получат образование. Станут инженерами, будут строить мосты и туннели. Проложат красивые крепкие рельсы, от Петербурга до самого Владивостока. И до других прекрасных далеких городов, где тоже живут умные инженеры и прекрасные дамы, еще в шляпах, но умеренных, и уже в брюках, хоть и не умеренных. Отдыхать будут ездить на море, - Крым, Кавказ, Ницца. Или в Баден-Баден. Или в Карлсруэ. Или в Кисловодск. На лечебные воды. А потом дождутся внуков, тоже хороших, умненьких, которые тоже пойдут в гимназию и станут инженерами. Или, может быть... -
Но ничего этого не будет.
Ни гимназии, ни инженеров, ни Ниццы.
Ни детей.
Ни внуков.
И вот этот господин, который сел на скамейку и подпер рукой головушку, - так по-русски, так по-дачному, по-садовому, по-летнему, по-безнадежному. О чем он задумался? Что ему видится? Предчувствует ли что?
А всадник так и стоит, и Петр руку так же тянет. И метелечка метет, заметает все это, заметает.
Скамейки только больше нет".


Заметна перекличка первой части комментария с речами персонажей пьес А. П. Чехова "о будущем, для которого надо работать ".

Что хотел сказать художник? Может статься, он напоминает о трех сестрах и их несчастном брате, попавших, наконец, в столицу, не в Москву, понятно, но в столицу.


Нет.

Тут другое. Фотограф находится на линии взгляда пушкинского Евгения во время наводнения (всадник тогда "стоял", позже, при втором появлении Евгения на краю площади, он уже "сидел"). Вероятно, поэтому господин сидит, картинно задумавшись (маркировка постановочного происхождения фотографии). Здесь же - мотив "опоры" рисунка Пушкина и иллюстраций Нотбека к "Евгению Онегину" ("Вот перешед через мост Кокушкин, опершись жопой о гранит, сам Александр Сергеич Пушкин с мсье Онегиным стоит")**. Спина наклонившейся над скамейкой дамы явно в оппозиции к спине Петра, - скорее всего, мы видим Парашу; за ней вдалеке тот остров, на котором оказался ее домик. Господин же - Евгений ("Медного всадника"). Одна из дам, справа, - Татьяна, вторая, слева, - Ольга. Никакого повода для элегическо-жалостливой ностальгии о скамейках 1913 г. тут нет. Есть жесткое напоминание о двух Евгениях, один из которых Бенкендорф (Онегин-Омегин) и трех известных женщинах. Ракурс "взгляд Евгения" был использован А. Бенуа в одном из его рисунков 1922 г. к "Медному всаднику".

*Адрес фото и комментариев:


Фоторепродукцию можно увидеть также по адресу:http://sagitfaizov.livejournal.com/130007.html

** Мотив "опоры" в известном рисунке Пушкина, надписи к рисунку и цитируемом четверостишии актуализируется поэтом для адресованной читателям поэмы подсказки относительно происхождения фамилии "Ленский" (от немецкого глагола "lehnen" - "опираться").

 Штришок к теме поездок инженеров  и Толстых в искомое писательницей время: "Дворянские паспорта были сродни радуге: розовые, синие, серые, красные. У каждой такой книжицы свой набор прав и обязанностей. Один цвет означает бессрочное свободное перемещение по всей империи, другой – ограничивает путешествие рамками губернии, освобожденные от воинской повинности господа имели в кармане паспорт одного цвета, офицеры, направляемые в войска – другого.
Чтобы получить сей важный документ, проситель обращался в Дворянское депутатское собрание. Читаем заявление самарской потомственной дворянки Анны Александровны Трофимовой: «Прошу выдать и выслать мне наложным платежом бессрочную паспортную книжку на свободное проживание во всех городах Российской Империи. 13 апреля 1911 г. Казань». Бессрочные «белые билеты» в Самарской губернии имели потомственные дворяне граф Николай Александрович Толстой, отец писателя Алексея Толстого; губернский предводитель дворянства Александр Александрович Чемодуров; Александра Павловна Чемодурова, Вера Васильевна Благодатова, Лидия Владимировна Воронцова, отставной майор Яков Дмитриевич Слободчиков; Алексей Михайлович Наумов; Губернский предводитель дворянства с 1869 по 1878 гг. Дмитрий Александрович Мордвинов, супруги Путиловы – Александр Аристархович и Екатерина Александровна (урожденная Чемодурова) и другие.(ГАСО,Ф.430,оп.1,д.1873,с.1-4)". Из: Андрей Демидов "Удавка для верноподданных" // http://www.proza.ru/2015/11/18/511


Опубликована 30 мая 2015 г. Цитата из ст-и А. Демидова прибавлена 4 окт. 2017 г.