Забытые имена. Зинаида Серебрякова

Алина Алексеева-Маркезин
Зинаида Серебрякова.Автопортрет, «За туалетом», 1909г

       На картине мы видим нежное лицо, приподнятые волосы, тонкая фигура в белой сорочке, блестящие лукавые глаза в пол-лица, глядящие в зеркало, шкатулка с бусами ,разноцветные флакончики, булавки, уголок белоснежной постели, подсвечники с длинными, стройными свечами, деревенский, с кувшинами и тазиками, рукомойник.

           Художник Евгений Лансере, брат Зинаиды Серебряковой, так описывал эту картину в письме к Константину Сомову (называя «Шурой» художника Александра Бенуа, дядю Серебряковой):
"Но у нее будет на выставке вещь несравненно значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама dеshabill;. Расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура находит, что в ней есть «стиль». Она всем чрезвычайно нравилась."

    Зинаида Серебрякова  родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении  «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать  происходила из семьи Бенуа, и  в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором,  а старший  мастером монументальной живописи и графики.

       В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки.
   Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа  и  в  имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда  привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

 
       В 1886 году после смерти отца, семья перебирается  из имения  в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу,  основанную княгиней М. К. Тенишевой.

 В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего  двоюродного брата.  После свадьбы молодые отправились в Париж.


     Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.Они очень подходили друг другу – красивые, с ясным взглядом, открытые, не привыкшие к праздности, немного идеалисты, любящие жизнь, людей, свою страну.

     После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном - писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург.
      В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный  стиль, определить круг ее интересов.  В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.
 

     В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает  автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны  - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.
 
     Один за другим родилось четверо малышей – две дочки, два сына. Самые трогательные, самые «нежные» картины художницы – портреты ее детей - Кати, Таты, Жени, Шуры, на которых они спят, играют, танцуют, завтракают.
 
      Зинаида рисует мужа, семью, домашних, себя в кругу близких – словно чувствует, что счастливых мгновений отпущено не так много и их надо сберечь, сохранить… Чудесна картина «За завтраком» - детские мордашки, отвернувшиеся от тарелок, стол, белая скатерть, супница, салфетки в кольцах – милые мелочи, в которых живет душа дома, созданного с любовью.


      Расцвет в творчестве  художницы происходит  в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова  создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе -  «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

  В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве,  он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин.

       Одновременно она начала работу над  композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.
 
       Во время  гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида  отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис.

    В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь  Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида,  вместе с дочерью посещают  Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году  она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
 
   Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

   Многие пользовались ее тяжким положением. Друзья вспоминали: «Коллекционеры задаром, за продукты и поношенные вещи обильно брали ее произведения...» И все же если какие-то деньги появлялись, Зинаида покупала краски или хотя бы основу для них.
        В 1921 год она написала родным: «Я шью целыми днями..., удлиняю Катюше платье, чиню белье... Приготовляю сама масляные краски ; растираю порошки с маковым маслом... Живем мы по-прежнему каким-то чудом...»

   
 В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы.         На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить  выставку и получить  заказы. В 1924 году она уезжает.

     Дети остались с бабушкой. Тосковали безмерно, писали сами, ждали писем. Двоих со временем благодаря вмешательству Красного Креста все же удалось переправить в Париж к матери, двое так и остались в Петербурге. Жизнь в Париже хоть и была более стабильной и спокойной, чем на Родине, но большими успехами не баловала.
     Бабушка и внуки постоянно недоедали, квартиру возле Мариинки, в которой жили четыре поколения семьи, «уплотнили», бывшим хозяевам осталась одна комната, которую надо было самим отапливать.

    На иждивенческие карточки еды давали самый мизер. В 1933 году мама Зинаиды Серебряковой, Екатерина Николаевна Лансере, умерла от голода, но ее внукам все же удалось выжить. Творческие гены семьи дали о себе знать - Евгений стал архитектором, Татьяна – театральным художником. Со временем оба создали свои семьи. Но надежда и желание увидеть маму не оставляла их.

          Татьяна смогла обнять мать лишь спустя 36 лет, в 1960 году, приехав на несколько дней в Париж.
     Дети, жившие с матерью во Франции, всю жизнь оставались в некотором роде «подмастерьями», жили в тени материнского таланта, хотя, безусловно, тоже были одарены от природы. Своих семей оба так и не создали, собственных детей у «парижан» Кати и Саши не было.

  Серебрякова стала их единственным учителем живописи, они всю жизнь, до маминой смерти, жили вместе, во всем ей помогали, а после ухода художницы трепетно оберегали ее наследие, организовывали выставки…

 Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и  творческого удовлетворения. Она тосковала по  родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах.  Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.
 
     В 1961 в Париже ее навещают два  советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже  в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

         В Советском Союзе единственная прижизненная выставка Серебряковой состоялась в 1965 году. Художница была уже в почтенном возрасте, одолеваемая болезнями – поехать она не смогла. Но все, кто долгие годы прежде лишь слышал о редком и несомненном таланте Зинаиды Серебряковой, тогда смогли увидеть собственными глазами все то, что когда-то составляло смысл жизни, но рухнуло, ушло, кануло.

     Давно нет этого дома с его обаятельным укладом, нет ни салфеток в кольцах, ни супницы, нет безмятежности и любви, живущих в нем когда-то, - рухнул «Карточный домик», разнес по свету чудных детей в гольфах и тельняшках. Но почти осязаемое ощущение радости и света, живущее в полотнах, напоминает – все это было, было! – а значит, живо и по сей день.

 Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа писал:
"И сколько уже лет прошло с того дня, когда она всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи, а все еще искусство Серебряковой остается таким же свежим, непосредственным и подкупающим."

        В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.Она похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Другие работы художницы можете посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1838899