Грехопадение и Пробуждение, или Сутра Духа

Сергей Горский Москва
                Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит,
                так бывает со всяким, рождённым от Духа.
               
                /Евангелие от Иоанна, 3:8/


                Но нет Востока, и Запада нет...

                /Редьярд Киплинг/



Адам парил в небесах. Небеса были полны Вечной Жизни. В Вечной Жизни таилось совершенное Знание. Знание говорило ему, что было, есть и будет.

Рождение мира совпало с его, Адама, рождением. Родившись в Царстве Свободы, он  изначально обрёл Свободу Духа.

Так продолжалось многие века и тысячелетия по земному счёту времени. Пока не пришла пора познать земное добро и зло.

Космическое Древо Познания засосало его в воронку жизни и смерти и выплеснуло в земном царстве, где правит Князь Тьмы.

Из безбрежного Царства Свободы и Света он ниспал в темницу неволи. Схваченный тисками пространства-времени, он лишился Свободы изначального небесного Царства. На смену Вечной Жизни в лоне Бесконечного Времени пришёл миг между прошлым и будущим. «Именно он называется жизнь».
 
Силой своего животворящего Духа небесный Адам породил из праха земного первочеловека Адама, доброго молодца, обречённого на пот и кровь, на добывание хлеба насущного, на любовь и страдания, на добро и зло, на жизнь и смерть.

Раньше или позже неизбежная смерть и последующее воскресение «в конце времён» возвращали его на небеса.

                «И увидел я новое небо и новую землю,
                ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» [1].

Смертное существо из плоти и крови преображалось в бессмертное духовное создание.

                «Так и написано: "Первый человек Адам стал душею живущею";
                а последний Адам есть Дух животворящий» [2].

Но колесницу жизни-смерти не остановить. Вновь и вновь блаженное пребывание на небесах неотвратимо сменялось новым падением с небес на землю, новым воплощением в новом мире и в новом обличье.

Ниспав с небес, он враз терял Вечную Жизнь, Знание и Свободу. Его земная жизнь неизбежно должна заканчиваться смертью. На смену Знанию приходило неведение (авидья). На смену безграничной Свободе приходила жестокая необходимость. На смену небесному блаженству приходило земное страдание.

Из состояния «всегда и везде» он обретал новое, непривычное естество, сущее «здесь и сейчас». Вместо убеждённости, что «ты – это то», он начинал делить мир на «я» и «не-я».

Череда причин и следствий определяли всё его земное существование, направленное на выживание в этом суровом тленном мире, где царит закон джунглей.

Его мозг помогал ему в этой суровой борьбе на выживание. Он снабдил его могучим оружием – разумом. Благодаря разуму земной Адам стал царём зверей, встал на вершине пищевой цепочки. И обрёл он невиданную мощь с помощью всё более и более совершенных орудий труда и оружия, от палок-копалок – до адронного коллайдера, от каменного топора – до атомной бомбы.

Но Знания он лишился. То совершенное, небесное Знание, которым он обладал, он потерял, а адронный коллайдер ему его не вернул.

Разум крепко держал его в объятиях вечного сна, вечных грёз в иллюзорном мирке материи, целью которых служит биовыживание. Пока однажды не наступило Пробуждение.

В одно из своих рождений, воспарив Духом, он смог объять необъятное. Его со-знание стало вровень со Вселенной, обретя Знание, Покой и Вечную Жизнь. Сбросив «порождённые разумом кандалы» [3], он вырвался Мыслью раз и навсегда из темницы материальных теней и оков пространства-времени. Он вновь обрёл безграничную Свободу, достигнув Высшего Освобождения из плена необходимости.

Так из смертного Адама он стал бессмертным Буддой. И это стало для него началом конца нескончаемой череды жизни-смерти, исполненной страдания.

Happy end этой «грандиозной драмы бытия», где все мы исполняем  «роль зрителей и актёров одновременно» [4], носит название «нирвана».


                The end.


1. Откровение Иоанна Богослова, 21: 1.
2. 1-е послание к Коринфянам, 15: 45.
3. Выражение Уильяма Блейка.
4. «Мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и Будда,  пытаясь осмыслить нашу роль в грандиозной драме бытия - роль зрителей и актёров одновременно» (Нильс Бор).