Коттон Мезер. Улица Святого Града

Инквизитор Эйзенхорн 2
УЛИЦА СВЯТОГО ГРАДА
Коттон Мезер (1710)

Документ

Внимание! Проект не поддерживает идеологию исключительности США

Досточтимому судье Сьюэллу.

Сэр, я не хотел бы посвящать написанное мной Вам лично, ибо, по правде говоря, лесть чаще всего развращает людей, так что они становятся легкомысленными и негодными к делу, и мое послание тоже может оказаться загрязненным источником. Я обращаюсь к Вам с проповедью, но мое имя не будет иметь для нее ни малейшего значения, ибо оно тоже запятнано злом. Я упоминаю и Ваше имя по этому поводу лишь по двум причинам, о которых я тоже не стал бы говорить при иных обстоятельствах. Во-первых, я уверен, что Вы готовы соединиться со мной в свидетельстве против тех путей беззакония, о которых я уже говорил не раз, и если эта верность навлечет на нас оскорбления, Вы разделите со мной и горе, и утешение наше. Во-вторых, мои надежды и молитвы за Америку не раз подтверждались некоторыми данными Вами советами, которые и дали основания для сей проповеди.
Если наша святая вера и чистая христианская религия пока не может распространяться ни в Испанской Индии, ни во французских владениях, то давайте пока подождем и сделаем все возможное, чтобы хотя бы в английских землях, во всех их частях, распространялось благочестие и утверждалась истина. Да примет Ваши дела по милости Своей Тот, Кто знает их лучше меня.
Ваш сердечный слуга, Коттон Мезер
 
Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло
Откр.21.21

Славное возвещается о тебе, Град Божий! Пусть же улицами твоими станет Новая Англия и все наши колонии в Америке. Я знаю, что это приглашение звучит ангельски, но именно оно должно быть дано моим слушателям. Приходите же, и я покажу вам дивное зрелище - Небесный город, сходящий с неба от Бога.
Существует Небесный город, который Великий Бог приготовил для них, кому Он будет Богом; город, населенный собором верных ангелов и духов праведников, Достигших совершенства по воскресении из мертвых, во главе с Иисусом Христом, Посредником Нового Завета; город, где Бог будет обитать со Своими людьми; Сам Бог будет с ними, и они наследуют все. И будет время, когда этот святой город будет ближе к земле, чем в эти дни, и спасенные народы будут дивно ходить во свете его.
Многие первые христиане, такие, как Иустин Мученик, были хилиастами и описывали этот город, и некоторые замечательные мысли о нем, оставленные, в частности, Тертуллианом, говорят о том, что им открывалась тайна Божия. Здесь не время и не место излагать это, но я полагаю, что мысли, которые я постараюсь передать, составляют возвышеннейший предмет созерцания человека, мысли о котором становятся все более совершенными по мере приближения того дня. Здесь можно было бы сказать очень многое, но я скажу лишь нечто вместе с теми, кого Бог сделал дивными инструментами возрождения истинного учения о Тысячелетии в истекшие века. Postquam alia omnia frustra tentassem,tandem Rei ipsius Claritudine perstrictus, paradoxo succubus.
Таким образом, нам представляется, что на земле не будут лишними некоторые сладкие размышления о свете, в котором нам предстает град прославленных святых. То, о чем мы скажем, уже отчасти было сказано (хотя и без такого намерения, которое мы подчеркиваем) теми, кто попытался описать состояние Церкви на земле после приближающегося падения антихриста. У нас есть основания полагать, что вторая труба уже прозвучала, и мы находимся перед самым падением Римского Вавилона, и наступлением того черного (о, пусть оно будет кратким!) времени, когда язвы гнева Божьего, самые страшные из тех, что когда-либо были, будут излиты на антихристианский мир. Когда же это возмездие окончится, придет то состояние Церкви на земле, которое будет отвечать данному нам описанию Нового Иерусалима.
Было время, когда город Рим распространил свою власть, привилегии и обязательства по всему обитаемому миру, и люди почти всей обитаемой земли были гражданами этого могучего города. Будет также время, когда Иерусалим будет восстановлен буквально, и люди всего мира будут находиться под влиянием этого города. Церковь Божия, хотя бы она была по всему миру, вполне может иметь свое средоточие в одном великом городе, и его несравненная слава будет предметом нашего размышления сейчас.
"Улица города - чистое золото". Я согласен с мнением Пегания*, и думаю, что "улица" здесь может пониматься как рыночная площадь, то есть место, куда народ стекается по торговым делам. Смысл этого выражения в том, что все дела этого города будут управляться золотым правилом, и все, что совершается в нем, будет чуждо растлению. Иначе говоря, его люди будут столь честными и искренними, лишенными всякой фальши, что каждый сможет по сути заглянуть в их сердца. Там не будет никакой лжи и обмана, но все будет делаться со всей возможной честностью. И хотя Гроций** последний человек, которому я бы советовал доверять в толковании Апокалипсиса, все же здесь можно вспомнить одно его утверждение: там люди всегда будут жить и действовать по закону под взглядом Божьим, Vivent secuit ut in Dei Conspectu, зная, что Великий Бог видит их.
О счастливый город! О золотая улица, которую нигде нельзя найти, кроме как в Граде Божьем! И вот что еще я скажу о городе, где есть улица из чистого золота. Как все дела на его рыночной площади основаны на золотом правиле, то есть будут иметь милостивый характер, так они будут состоять из золота благочестия, истекающего из милости и благодати Сына Божия. Его учение написано на совести всех людей как железным резцом. Я не учу здесь ничему иному, кроме как тому, что стоит гораздо больше, чем слова тысяч проповедников наших дней. Совесть каждого из моих слушателей обяжет его дать согласие на это; это ее работа - неустанно вести нас на сияющие улицы этого города, и дать людям знать, как правда и суд могут править в Царстве Святого Сына Божия, ибо без этого никто не примет Его! И если мы вполне верим Писанию, то узнаем, о чем говорит пророк: "впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: "да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!" (Иер.31.23).
О блаженный город, в котором обитают праведность и святость, город, где даже рыночная площадь - жилище правды, гора святая! Можно ли даже представить такое на нашей земле? О, даруй, даруй нам это, Боже, Спаситель наш! Господь призывает нас: взойдите! Пусть это будет вашим уделом!
Что же должно быть сделано, чтобы торговая площадь нашего города стала улицей из чистого золота? Что нам сделать, чтобы наш Великий Господь открыл нам Град Божий и стал нашим Спасителем? Пусть этот вопрос разрешит Свидетель верный; Его слово достойно всякого принятия.
I. Эта улица может быть полна хороших людей, действительно праведных и святых. Это всего лишь легкая метонимия - под улицей понимать людей, которые на ней живут. И наши улицы будут чистым золотом, если те, кто будут ходить по ним, будут драгоценными сынами Сиона, подобными чистому золоту. Есть действие благодати, которое совершается Святым Духом Божиим в умах Его избранного народа; это славное дело - возрождение в нашей душе образа Божия. Эта добрая работа совершается в душе так, что она подобна, как говорит Писание, очищению золота огнем (Откр.3.18).
Но благодать лучше всякого золота. Друг мой, чтобы измениться, пойми, как она драгоценна; убедись, что ничто нам знакомое не может сравниться с ней! Если человек для нас драгоценен, мы говорим порой, что он на вес золота; так можно сказать о каждом человеке, но дела благодати в нем дороже всего золота Офирского! Мы читаем: "Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои" (Пс.118.119). О, пусть действием благодати в нас будет любовь к славе того, о чем нам свидетельствует Слово Божие! Я кратко опишу эту работу благодати; откройте же ваш слух к этому описанию не просто с вниманием к нему, но с сильной привязанностью!
Работа благодати -это то, что располагает человека видеть драгоценность Христа, чувствовать, как он в Нем нуждается, бежать к Нему за великим спасением и жить верой в Сына Божия. Это работа, которая располагает человека ненавидеть всякий грех и отвращаться от зла, оплакивать грех и отвергать его как худшее из зол. Это то, что располагает человека наслаждаться присутствием Божиим,  служить Ему и находить в служении Ему все благо жизни, и ценить расположение Божие больше чем жизнь. Это работа, которая располагает человека следовать воле Божией во всех вещах и полностью отдавать Ему свою волю, и нести скорби из рук Божиих с терпением, смирением и резиньяцией. Это работа, которая располагает человека выполнять ее хорошо во всех отношениях и делать добро всем с усердием, прощать обиды и побеждать зло добром. Наконец, это работа, которая располагает человека презирать этот мир, и быть выше его чар и стихий, и ожидать своего главного блаженства в другом мире, лучшем и небесном.
О дивная работа! Работа, которая способна претворить любого человека в сияющее золото! Есть некоторые, что часто спрашивают себя, совершается ли эта работа в них. О, пусть она совершится в каждом из вас! Друг мой, если ты все еще чужд этой работе, рассмотри то, о чем говорит Иов: "Когда Он испытает меня, выйду как золото" (23.10).
И улица города может быть чиста как золото, если она полна возрожденными христианами, людьми, полными благодати Божией, которая сияет в них как в золотом городе, где ангелы могут посмотреть на рыночную площадь и сказать: славное возвещается о тебе, Град Божий! Неаполитанский поэт воспевает свой прекрасный город, говоря, что он "сошел с небес"; но горожане слишком хорошо знают, что рядом огнедышащий Везувий, который способен быстро превратить этот город в пылающий ад! Но какая элегия изобразит нам город, сошедший с небес? О, Святой Дух Божий, Дух всякой благодати, распространи Свое освящение среди нас! Веди нас в страну чистоты! Пусть весь наш народ дышит Твоей работой, ищет ее и получает, весь народ, каждый из нас!
Но если дело Божие может опочить на всем нашем народе - как же желательно, чтобы оно совершалось среди все большего и большего числа людей! Любой человек с живым благочестием - это золотой человек; он становится благословением для своего народа, и может надеяться на Божие благословение и для себя, особенно если он занимает публичное положение во власти или на рыночной площади города. Как мало еще привилегированных людей, возвышенных благодатью и сделанных причастниками Божией природы! Ничто не может быть так желательно, скажу более того - так необходимо! Если бы я был в Церкви, полной королей, я знал бы, что прожил жизнь не зря!
II. На этой улице не может быть ничего нечистого. Я умоляю вас, господа: пусть на нашей рыночной площади не будет иных отношений, кроме справедливых и честных! Пусть все на ней совершается по закону и чести, по золотому правилу. Я был бы крайне недостоин стоять здесь, если бы у меня были основания опасаться  сотрудничать с вами. Но Бог мне свидетель, я могу сказать все как есть.
Господа, Новая Англия есть страна, что претендует на большее, нежели простое исповедание религии. Наше исповедание имеет вес на весах Божьих. Но если не будет честности в наших отношениях друг с другом, это исповедание будет взвешено и найдено легким: мене, текел, фарес! Пусть же среди людей, исповедующих нашу веру, не будет самозванцев, готовых на нечестность в делах! Без нового человека вся религия является напрасной. Разговоры о вере и покаянии среди тех, кто забывает о простой честности и морали - это пустой шум. Такие люди не знакомы ни с верой, ни с покаянием; Бог отвергнет и их самих, и все, что они делают, и они никогда не будут иметь успеха. Мое поручение позволяет мне сказать: горе, горе вам, исповедующие ханжи, делающие вид святости и чистоты; вы можете обмануть людей, но вы не обманете Бога, и даже люди поймут это!
Это правда, что я считаю, что Новая Англия не хуже многих других мест, где нравы, как правило, более жестоки. Люди могут сказать мне, что я небеспристрастен, и плохо знаю, как нечестив мир. Но, Новая Англия, есть тысяча причин, почему тебе лучше, чем другим странам, и почему ты могла бы быть названа землей правых! И это должно бы подтвердиться даже тем, что факты зла, которые мы встречаем среди нас, создают столь ужасный соблазн, что никогда греховный человек не возместит своей стране тот ущерб, который злословие и осуждение навлекает на нее.  Все, кто любит истину, присоединитесь ко мне в этот день и отвратитесь от своих злых дел; как слуги Божьи, разорвите одежды свои, падите на колени, прострите руки пред Господом, Богом своим, когда вам скажут о злых делах среди Его народа! Скажите: "Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес" (Езд.9.6). Если вы, исповедующие люди, знаете это, спросите Его: что нам делать? Религия чиста, и она отвращается от наших дел. Пусть нечестность в делах признана допустимой в мире, но она вопиет к небесам в Новой Англии! Как мы можем не возмутиться этому и не прибегнуть к Крови и благодати нашего великого Спасителя с покаянием в нашем беззаконии!
Но я должен сказать и нечто более определенное, и думаю, что все благочестивые люди в стране согласятся со мной. Во-первых, я настаиваю на том, что золотое правило милосердия может быть приведено в действие во всех наших делах на рыночной площади, и наша улица будет золотой тогда, когда всякая вещь будет делаться нами с оглядкой на золотое правило Христово. Я не разбираюсь в тонкостях торговли, но я знаком с золотым правилом, которое, как я уверен, сильно управить все наши дела и сделки.  "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мтф.7.12). Это правило признано и язычниками, и христианами; оно начертано в уме человека по самой его природе, и может быть выведено так же легко, как и законы математики, и если бы мы воспринимали его всерьез, этот  несчастный мир давно превратился бы в рай. Христиане, пусть это будет для вас правилом во всех ваших делах: если я что-то делаю, хотел бы я, чтобы мой сосед поступил со мной так же? Это правило нелегкое, но не бросайте его как бесполезное; вы лишитесь даже имени христиан, если так сделаете. Один римский император превозносился над христианами, считая, что он его соблюдает. Помните также, что применение этого правила может иметь совершенное действие. "Никто не ищи своего, но каждый пользы другого" (1 Кор.10.24). Милосердие всегда направлено на благо других людей, но вы обретете и свое благо в отношениях с ними. Будьте готовы к тому, что ваши соседи и близкие поступят с вами так же, как и вы с ними; вы можете быть уверены, что так будет и на улицах града Божия!
Я должен, однако, подчеркнуть здесь одно редко упоминаемое обстоятельство. Будьте готовы к тому, что ваши отношения когда-нибудь станут явными; во всяком деле подумайте о том, как Великий Бог, Который любит праведность, смотрит на это дело, ибо Он знает все ваши пути.  И если в торговле и делах вы честны перед ближними, вы можете быть открыты им, ибо вам нечего стыдиться; любой пробный камень и судебное решение, если его вынесут люди чести и закона, будет в вашу пользу.
Если бы золотое правило всеми рассматривалось всерьез, то, строго говоря, не потребовались бы ни законы, ни власть, и было бы мало нужды и в суде. Христиане, которые часто размышляют об этом правиле и всегда стремятся сообразоваться с ним, обладают золотыми сердцами; да умножит Бог их число!
Вторая вещь, о которой я скажу - это то, что любого рода махинации в делах и во всем, что совершается на рыночной площади, как и незаконная и чрезмерная любовь к деньгам, которой так часто предаются люди - это мерзость пред Богом. О различных способах, которыми люди нечестно поступают на рынке и, в частности, о неверных мерах и весах мы читаем: "гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду" (Втор.25.15-16). Все это скверно для людей Господа не меньше, чем мужеложство, ибо в оригинале употреблено одно и то же слово (Лев.19.11). И то же самое касается фальшивых денег или поддельных и контрафактных товаров, будь то плохая рыба и сыр, деготь с примесями, поддельные спиртные напитки, бракованное дерево и сено и многое другое: это мерзость! Это более отвратительно, чем многое другое, ибо особенно тяжело бьет по людям, которые бедны и в больших трудностях, часто нуждаясь в самом необходимом, а не в излишествах; во что же им обходятся неумеренные цены на недоброкачественные товары! Мерзость - нанимать людей и не вознаграждать их в соответствии с договором; это преступление столь распространено, что от него страдают и служители. Когда у работника удерживают заработок, его стон доходит до небес. Мерзость также - ломать доверие кредиторов и отваживать их от того, чтобы давать займы вообще; публичное мздоимство, ложные сборы или незаконное получение вознаграждения за свои обязанности, что не сильно отличается от соучастия в краже и грабеже. Во всем этом должны раскаяться все, кто был в этом виновен. Я надеюсь, что говорю об этом тем, кто согласен, что это мерзости, и что их ненавидит Господь и должна ненавидеть душа наша. Я хочу, чтобы весь наш народ имел такое же чувство и некоторых других вещей, которые я сейчас назову, не останавливаясь на многих мелочах, что лежат на моем пути.
Я надеюсь, что купцы и мелкие торговцы обратят все возможное внимание на слова: "Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; и Ефрем говорит: "однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом" (Ос.12.7-8). В это бедственное для странствий время, господа, я должен умолять вас не допускать никаких недобросовестных методов, любой из которых может повлечь за собой большую беду. Есть также мерзкий вид торговли, о которой хорошо говорит Бакстер в своем "Христианском справочнике" (2.14): подобно пиратам похищать бедных негров и людей из других народов, которые никогда не теряли свободу, делать их рабами и продавать. Это худший вид воровства в мире, и занимающиеся этим должны быть признаны врагами человечества. Те же, кто покупают рабов, как товар, и используют их как животных, вплоть до убийства, пренебрегая их душами, достойны называться скорее бесами во плоти, чем христианами; среди них нет ни одного христианина.   
Я скажу более того: если у нас дома есть рабы, мы должны относиться к ним по-человечески, относиться так, чтобы даже их рабское положение было для них счастьем, ибо для них это не что иное, как возможность познать закон Христов. Прежде всего, мы должны сделать все возможное, чтобы обратить их ко Христу. Вот что пишет Бакстер***: "Примите меры, чтобы привить им интерес ко Христу. Те, кто держат чернокожих слуг и не учат их Слову Божию, потому что они якобы перестанут работать, открыто восстают против Бога, презирают Христа, Искупителя душ, вводят души людские в соблазн и погибель, а на самом деле заявляют, что их мирская прибыль есть их сокровище и божество". Верность делу правды обязывает меня сказать и большее. Если есть англичане, которых беспокоит наша миссия к индейцам, потому что они хотят, пренебрегая любовью к душам, пользоваться их нищетой и невежеством, заставлять их подписывать бумаги и получать от них необоснованные выгоды, или даже делать их рабами в собственной стране - все это есть громадный укор нашему христианству, и, я уверен, наша горечь и боль до последнего дня.  Конечно, наш Судия неукоризненно знает тех, чья вина в ограблении индейцев  столь велика, что вопиет к Нему об отмщении.
Третья вещь, о которой я скажу - это то, что в наших делах и торговле не может быть и речи о вреде и насилии. Я начну с самого простого из сказанного: "Удерживайтесь от всякого рода зла" (1 Фес.5.22). Есть масса повседневных зол; господа, не забывайте об этом! Есть отвратительные вещи, которые часто делаются теми, что считают себя неплохими людьми и не думают, что творят. Но эти вещи, я уверен, скоро покажут цену их словам. Я скажу откровенно: кривое не сделать прямым. Некоторые среди нас выпускают деньги на интерес, и подписывают векселя на суммы, которых они сроду в руках не держали; ростовщики берут собственность в залог и взимают непомерные проценты. Скажу более того: все эти вещи явно показывают в людях тенденцию жить только для себя и принимать это как должное, считая также, что они вправе поднимать расходы и ввести в привычку жить не по средствам.  Они не готовы убрать паруса, уже находясь на пороге крушения, и продолжают отнимать у других и больно ранить людей, чтобы потешить свое тщеславие. Но как все это противоположно той нищете духа, которая должна быть свойственна всем, притязающим на удел в Золотом городе!
Есть плохая тенденция в том, чтобы постоянно брать в долг, не зная, будет ли возможность вернуть его, а потом просить об отсрочке, пока, наконец, не будет просажено имущество. Такие люди не понимают завета: "Не оставайтесь должными никому, но любите друг друга". Плохая тенденция также - из года в год не сводить счета и впадать в путаницу, не зная потом, как не разориться, и во что обошлось все, что было сделано. Если вы будете честны, многие из вас должны будут признать, что впадали в такое положение за последние годы! Есть среди нас и люди, которые вроде бы не нарушают своих обязанностей, но приносят ущерб кредиторам, или же домогаются от других того, что справедливо принадлежит им. Ни один человек, который понимает Евангелие, не оправдает такие вещи. Нет золотых улиц там, где они практикуются. От имени нашей святой религии в этот день напоминаю вам: побойтесь Бога это делать!
В-четвертых, те, кто будут на этих улицах, должны знать, в чем состоит их отношение к другим людям. "Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, -  юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли" (Иов 29.7-8). Пусть же ваше седалище будет на чистом золоте этой улицы, и ваша рука не будет чужой ей. Мы должны молиться за наших чтимых правителей, и молиться о том, чтобы поставить над собой способных людей, боящихся Бога, людей правдивых и ненавидящих мзду, без которых было когда-то несчастье Израилю, когда его правители любили постыдное (Ос.4.18).
Новая Англия теперь благословлена судьями и судоустройством, в котором, мы надеемся, нет чего-либо, что может подвергнуть нас истребляющему огню Божественного гнева. Но, отцы и братия, прославляя Бога за Его милости к нам, не забудем и благодарить Его за эту чудесную милость, усердие и терпение, даровавшее нам эту справедливость и доброту, милосердие к вдовам и сиротам, и помощь наших учреждений служителям Церкви, которые всегда сыты, обуты и одеты! Также будем помнить, что все наши должностные лица до нас претерпели от беззакония, которым мы должны гнушаться. Они видели преступления, в которых не может быть никакого покаяния без возмещения, и в которых вообще редко каются! Позвольте же мне сказать вам: есть опасность, что беззаконие снова начнет расти среди нас, и грешники столь многочисленны, что    каждый человек, который любит свою душу, готов возопить: пусть я не буду причислен к ним! Никакая забота не может быть слишком большой, если наша цель - обеспечить вечное счастье. "Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду" (Ис.60.17).
Теперь я скажу о том, что представляет собой сейчас наша рыночная площадь, для которой я несу это свидетельство. Многие утверждают, что наши затруднения и недоумения несерьезны, ибо в мире нет колоний с лучшими учреждениями и большей честностью в делах. Если мы не всегда были хороши, то, по крайней мере, были внимательны к тому, чтобы творить добро. Но поскольку я всерьез отношусь к этому утверждению, я и пишу то, что пишу. Даже если вера многих похвальна, наши улицы далеки от того, чтобы быть золотыми. Есть по крайней мере некоторые вещи, которые я обязан отметить. Уже были памятные дни, когда я указывал на совершенные ошибки, и вы всегда должны быть готовы подтвердить, что осуждаете их. Вы также должны быть готовы сообщить всему миру, что у нас никто не может быть подвергнут преследованиям просто потому, что он не придерживается тех же религиозных убеждений, что и наше руководство; тем не менее у нас никто не вправе вступать в общение с нечистой силой или вызывать духов, которые действительно приходят, если люди обращаются к ним.
Если бы у нас существовало что-то для выявления грехов и ошибок, кроме общих дней поста и молитвы, которые были назначены и неукоснительно соблюдались, начиная с мрачных времен, имевших место несколько лет назад - были бы вы готовы соблюдать это? У меня есть и кое-что еще, чтобы добавить. Вы вводили и одобряли некоторые превосходные законы против общей безнравственности. Дело мудрых решить, необходимо ли их дальнейшее обеспечение и какие нужны дальнейшие действия, чтобы торговые улицы наших городов стали поистине золотыми.  Но пусть эти законы будут для начала преподаваться в школах, и образование сохранит тягу к справедливости у следующего поколения. Да дарует нам это направление славный Господь наш!
Господа, если бы я не думал о том, что нам предстоит страшный Суд Божий, я не возвысил бы свой голос, стремясь научить вас правде. Ни из-за чего мирского я не стал бы от себя заявлять такие вещи, и, говоря об улицах золотого града, я хочу, чтобы вы пришли к ним. Вы поймете, что я имею в виду, если прочтете: "И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;  и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная" (Ис.1.25-26). И если я начал, я должен продолжить, ибо есть и другие вещи, на которых я искренне настаиваю.
III. Существует поток смерти, которого не должно быть в золотом Граде Божием, ибо в противном случае этот град станет новым Вавилоном и будет сметен потопом беззакония. Этот потоп, который дракон уже пустил из уст своих, чтобы пожрать Церковь, бежавшую в пустыню. Мерзкий поток разврата и пороков не должен осквернить и уничтожить город Бога нашего. Если улицы его чисты как золото, они должны быть в незапятнанной славе; на них нет места ничему нечистому. Мы читаем в Откр.22.1-2 о "чистой реке  воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца, среди улицы его". Пусть же среди наших улиц не будет течь река, которая впадает в Мертвое море, в озеро Содомское! В стенах Святого града мы находим камень, называемый аметист. Это символ трезвости, и мы будем иметь этот аметист, ибо ему не выпасть из стены. Голос Господа взывает к нашим городам: пусть не будет в них пьянства! Пусть крепкие напитки не губят нас! Вы прекрасно поймете, о чем я плачу и взываю так настойчиво, и я со всей возможной строгостью предупреждаю и говорю вам: этот грех есть среди людей, которые должны быть самыми трезвыми в мире, и это страшно. Я прошу сопоставить нашу численность и объем употребляемого у нас спиртного, и сделать правильные и очевидные выводы; все вы согласитесь, что это страшно. Святой Златоуст часто говорит о ругани; когда его слушатели спросили его, чего он больше всего опасается в них, он ответил, что это нарушенная клятва. Когда я звал вас на золотые улицы, меня однажды спросили, что меня больше всего беспокоит. Я отвечаю: я готов перебить все бутылки, когда я вижу нарушенными наши обеты; когда с вещами, что все еще считаются позорными, обращаются слишком свободно; когда люди делают что-то, не спрашивая, когда и как, и не думая, будет ли это полезным для них. Я не говорю, что мы должны полностью исключить спиртное, но я жалуюсь на явный избыток его, и я буду настойчиво требовать, чтобы по всей нашей земле распространялась трезвость и чтобы люди думали, что можно сделать, чтобы ром если и употреблялся, то с большой умеренностью. Французы и индейцы сильно досаждают нам, но не стоит считать парадоксом, если это болезненное наказание постигло и может еще постигнуть страну из-за нашего расположения  к крепким напиткам. Это зло процветает среди нас; целые семьи проклинают тот день, когда кто-либо из них впервые приложился к бутылке, и однажды это сделает нас вымирающей страной; вся наша сила отойдет от нас. О, Новая Англия, твои улицы - никакое не чистое золото, они полны мерзкого мусора и грязных луж! Дикие звери пустыни однажды поселятся на них, и в домах послышатся печальные голоса сов. Наши законы могут лишь сократить эту беду, но не искоренить ее. Я предлагаю подумать о том, чем это может кончиться для нашей страны, и ужаснуться. Хотя вино может быть иногда полезным, но никого, употребляющего его постоянно или в избытке, оно не доведет до добра. Это также хорошо подтверждает нашу слабость: человек не сможет исполнять никаких своих обязанностей, если спиртное оглупит его или, более того, поставит одной ногой в могилу и сделает хуже мертвеца! Для государства, для Церкви или для поля это одинаковое зло; кроме того, пьянка - это то, чем никогда не насыщаются, чего всегда людям мало. Если человек - кандидат в члены Церкви, я считаю, нам должно быть известно, склонен он к этому злу или нет. Страшнее всего то, что мы очень редко знаем, был ли человек приучен кем-либо к спиртному или начал воздерживаться от него; если чрево развращено, оно будет жаждать дурмана ненасытно!
Если бы я мог возвысить свой голос так, чтобы его услышали и за горами, я бы сказал: господа, почему вы готовы расточить ваше имущество, разрушить ваши тела и семьи? Почему бутылка так околдовала нас? Зачем вы топите свои души в этой бездне, из которой дым от мучений будет подниматься во веки веков? Вы цените свою жизнь ниже бутылки? В Риме была Трезвая улица, названная так потому, что на ней не было ни одной пьющей семьи; достигнешь ли ты этого, моя страна, желающая ходить по золотой улице Нового Иерусалима? Есть ди у нас хотя бы одна вполне трезвая улица? Тогда не будем удивляться, если увидим пламя, от которого я пытаюсь уберечь вас! Страшно впасть в руки Бога живого, если наша страна в этом отношении пала много ниже папских идолопоклонников! С трепетом души спрашиваю: что будет, если однажды нас назовут страной пьющих протестантов. Мы можем лишь молить святого Сына Божия, чтобы, если мы уже стали хуже папистов, на нас не пала судьба Лаодикийской церкви. Милостивый Господь, мы уповаем на Тебя и хотим, чтобы никогда, никогда не дошло до этого!
IV. Есть и еще один вопрос, который я должен поставить перед вами, прежде чем закончу. Мы читаем о старейшинах Церквей (Откр.4.4), что на их головах короны из золота; они сияют святостью и богатством своих даров и достижений, ибо они мужи молитвы, ревностно любящие Христа и души, настоящие люди Божьи. Их золотые венцы покажут, кто истинные старейшины, хотя бы у них не было ни золота, ни серебра. Я должен сказать, что ни один из тех, кто не таков, не достоин ходить по золотым улицам. В изначальные времена Церковь часто молила славного вознесенного Господа в определенные дни, чтобы Он дал ей пастырей по сердцу Своему. Давайте будем просить Его об этом даре. Благодари же Бога, Новоанглийская земля, Американский Сион, за то, что Он дал тебе уже немало таких даров! Сколько достойных служителей увидела здесь наша Церковь! Даже молодые служители в ней улучшают свои достижения, и это открывается всем, кто прилагает их проповедь к своим сердцам, ибо они сами знают все по опыту, прежде чем проповедовать другим; и если так, то они вправе следить за состоянием религии в своей пастве и наставлять ее, с мудростью и мужеством предупреждая растущее зло среди своего народа и вооружая его против козней сил зла;  поощряя среди него благочестие и самоотречение с юности, когда зловещие обстоятельства представляют так много искушений; и утешая всех нас драгоценными возможностями прославить и возвеличить Христа в этом мире! Наш Великий Спаситель может сделать через них и многое другое! И потому улица, где будут обитать эти вестники мудрости, услышит всю волю Божию. Мы должны молить небо, как никогда прежде, чтобы не просто проповедовались верные доктрины, но все было утверждено на твердом основании.
Позвольте мне сказать вам для вашего утешения: нет более чистой золотой улицы на земле в эти дни, чем кафедры Новой Англии, где Евангелие проповедуется в чистоте его! Пробудись же, Церковь Божия на нашей земле, будь ревностна и не верь иным евангелиям! Учение о благодати, как оно раскрыто в нашем исповедании, ни в коем случае не должно подвергаться опасности. Если какие-либо люди в негодовании скрежещут зубами на стражей, которые призывают вас к верности - я не советую обижаться и должен честно сказать вам: для вас это великий повод к ревности! Я должен добавить также, что все, что мы сказали об улице Золотого города, повелевает нам преобразить весь порядок Евангелия. Везде, где мы оставляем Слово нашего драгоценного Господа как наше основание, мы предаемся нашим врагам, и если мы хотим ходить по золотой улице Града - да не отойдем мы от этого основания, и пусть в него будут уложены не мерзкий мусор, но камни святилища, чтобы Бог не лишил некоторых или всех нас удела в великом городе, где учат свидетели Его!
В тот день, когда я начал писать эту работу, я получил копию письма, отправленного одним достойным человеком отсюда в Англию десять лет назад, в котором он так описывает наше нынешнее состояние: "Вот, построен храм, более славный, чем Соломонов, не из мертвых камней , но из живых святых, который привлечет и более великих, чем царица Савская, чтобы прийти и увидеть, и даже короли придут и поклонятся ему". На самом деле мы можем позволить себе такую риторику лишь по отношению к делу Бога в Его Церкви, и если мы можем сами обеспечить себе любую часть пути к Царству Небесному - то предлагаю это сделать. Но, господа, не искушайте Бога; вы Ему никак не повредите, а Его благословений лишитесь.
Пусть же, народ Божий, твоей заботой будет, чтобы о тебе могло быть сказано: город правды, столица верная! Золотой город - крепкий город; Сам Бог - стены и вал его, и никто, кроме народа праведного, хранящего истину, не живет в нем. О, Новая Англия, держись этого града, и будешь спасена! Там, где не будет расхищения и нечестия, будет только счастье, ибо счастлив народ, которого Господь есть Бог!  "Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это" (Иоиль 2.21). Бог постыдит наших врагов; все наше побережье будет под Его защитой, и никто не посмеет идти против нашей земли, даже не огражденной.  Наш Бог склонит к нам также правительство нашей страны, чтобы оно вспомнило, что мы преданные ему люди, и лелеяло наши колонии, как родных дочерей. О, Святой город, для тебя золото будет, как прах и камни, если Сам Всемогущий будет твоей защитой, и ты получишь от Него все, что пожелаешь!
Я был удивлен, читая языческого писателя Элиана****, жившего 1500 лет назад, когда он писал, что Европу, Азию и Африку омывает великий океан, но далеко в этом океане есть великий остров, большой, как остальные части света, и на этом острове есть великие, божественные города, которые населяют праведные люди, пользующиеся миром и здоровьем, люди столь благочестивые, что их Божество дивным образом ходит среди них. Я не знаю, есть ли еще где в языческой древности такое предсказание об Америке. Но что бы я ни сказал об этом, все равно будет мало, ибо мы знаем из многих мест Писания, что Господь однажды будет иметь в Америке Свой святой град, с улицей из чистого золота. Мы не можем себе представить, что великие страны, заполняющие западное полушарие, были созданы только для дикарей и драконов. Мы научены молиться о том, чтобы Царство Божие пришло, и Его воли исполнялась на земле, как на небе; неужели это означает, что целая половина земного шара должна остаться в лапах дьявола? Это было бы обманом народа Божия.   Разве не обещал наш великий Спаситель: "проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс.2.8)? "Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое" (Пс.85.9). "От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами" (Мал.1.11). Разве Америка не подразумевается в этих обетованиях? Но если даже это не выражено здесь явно, то что проще и яснее, чем пророчество о Царстве нашего Спасителя: "Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан.2.44). Когда Царство Спасителя заполнит всю землю, оно изменит и благословит те страны, которые относятся к Десяти королевствам Римской империи, ныне подвластным папе. Многие страны Южной Америки принадлежат к этим королевствам, став их доминионами; и ясно поэтому, что Царство еще явит себя этим странам, как и европейским. Уже были мученики за Христа в Америке. Кровь мучеников здесь, как и везде, есть семя истины, которая будет расти и усиливаться в этих землях, отмеченных Господом. Несомненно, здесь есть люди, обретшие славную власть над язычниками и одолевшие их, и обратившие многих к Солнцу правды; они воссияют как звезды навеки.
Хотя Августин ничего не знал об Америке, как и многие из наших предков, он говорил, что мир состоит из четырех частей, и Церковь Господа Иисуса будет в каждой его части. Но разве Америка не познает славу Господа и праведность святых, если она почти так же велика, как другие три части света вместе взятые? Разве не близок день, когда вся она услышит голос Божий? О, Америка, Святой город! Конечно, Церковь Господа нашего никогда не была ограничена плащом Страбона*****; ей принадлежит весь мир, и гораздо больше, чем Риму при Августе, когда все известные земли были обложены римским налогом. Мы сожалеем и обеспокоены лишь потому, что доброе семя Слова, падая на троякого рода души, приносит так мало доброго плода в наше время. Но наш славный Господь еще даст доброму семени плодородную почву Америки, где оно принесет плод обильный, и навечно!  Когда наш Господь произнес притчу, о которой я сейчас упомянул, мы читаем, что Он пошел в лодку и поучал из нее многих, стоящих на берегу. Я верю, что это действие было пророческим. Через мореплавание Слово и Царство Христово распространились на кораблях и покрывают землю как море. И ты, Америка, тоже будешь заполнена познанием славы Господа! Падение старого языческого Вавилона обратило вспять Евфрат; падение нового папского Вавилона оторвало от него Америку, чтобы она служила граду Божию. 
Я добавлю, что когда мы изучаем пророчество о семи трубах, из которых шесть уже прозвучали, мы можем сделать вывод, что под морем здесь имеются в виду Португалия, Испания и Франция, острова в Западном океане, а возможно, и полуостров Италии, который тоже омывается морями. Из семи апокалиптических чаш одна из первых будет излита на море, и оно станет мертвым как кровь, и все живущее в море умрет. Даже от простого смысла этих слов охватывает трепет; но легко  предвидеть некоторые последствия для нас. Некоторые думают, что Америка - это место, где верующие могут спастись от страшных событий, которые будут совершаться в европейском мире, где "проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей" (Ис.24.6). Будет ли это так или нет, мы уверены, что близок день, когда Господь Саваоф воцарится среди Своего древнего народа, и в этот день будет невозможно, чтобы Америка осталась незатронутой. Немыслимо, повторяю, чтобы Откровение христианской истины с небес миновало целое полушарие, ибо Бог заботится о нем, если все концы земли должны обратиться к Господу, и все племена и народы поклонятся Ему. Немыслимо также, чтобы люди, исполненные Духом Христа, не были в состоянии сделать больше, чем во времена изначальной Церкви. Если Бог приносит Свое Слово, целая армия святых встает, чтобы распространить его! Завоевание ими Америки в десять тысяч раз важнее, чем все, что сделал какой-нибудь Кортес. Здесь будет Царство и правление Господа всего мира и народов. И когда Святому Духу Божию будет угодно излить реки, орошающие град Его и текущие ко всем народам, весь мир Его станет напоенным водою садом, Эдемом для Господа с небес, где Бог будет обитать вместе с людьми, и Его Дух Святой чудесным образом очистит и освятит их.  Разве мы можем думать при этом, что Америка ничтожное место? Ни в коем случае. О широкая Атлантика, ты не преграда для нас! Воистину, наш славный Господь владычествует от моря до моря, и в те дни праведники будут процветать. Даже живущие в пустыне склонятся пред Ним, но сколько может сделать для Его Царства город!
О Новая Англия, у тебя еще есть основания надеяться, что ты будешь принадлежать золотому городу! В это время Господь озарил тебя, и Сын Божий принял в Свое владычество американские земли, которые, как мы надеемся, станут примером для всех народов; и, конечно же, Он не перестанет обладать ими. Да будет имя тебе: Иегова Шамма, Господь там. И как мы слышали, так мы увидим:  Господь есть Владыка в граде Бога нашего. Будем же ожидать этого счастья!

Приложение

Ныне мы несомненно подошли к тому моменту времени, когда можем в любой день ожидать, как зазвучит седьмая труба великого пророчества, и когда зазвучит этот трубный зов, у Америки будет надежда; и поскольку это может быть утешением для многих хороших людей, мы завершим тем, что кратко опишем вещи, которые сбудутся в скором времени.
1. Семь последних язв из фиалов гнева Божия будут излиты на папскую империю. Это мы увидим вскоре, и это будет очень болезненным событием для падшего мира. Первая чаша изольется на землю, то есть на Средиземноморскую Европу, особенно на берега Адриатики, и принесет туда язвы, ужас и мор. Вторая падет на море, то есть на Европу приатлантическую, на Португалию, Испанию, Францию и соседние острова; и океан окрасится как бы кровью, и все живущее в море умрет.
2. Ныне подходит к концу тирания и могущество десяти рогов, то есть идольских королевств разделенной Римской империи. В итоге наступят 42 месяца, когда эти королевства будут иметь силу вести войну со святыми и победить их.
3. Далее наступит конец тирании небольшого рога, то есть церковной иерархии, главлй которой является папа; и наступит конец времени, времен и полувремени, когда малый рог будет главенствовать на рыночной площади и хулить Всевышнего и святых Его.
4. Теперь святилище должно быть очищено, чтобы никто больше не попрал его, ибо прошли 42 месяца, когда язычники имели право попирать внешний двор Храма и Святой город.
5. Время преследований Церкви подойдет к концу, ибо прошли 1260 лет, в течение которых жена должна была обитать в пустыне.
6. Бедные вальденсы и другие свидетели Господа пришли к концу своих страданий. Завершились 1260 дней, в течение которых свидетели должны были пророчествовать в рубище, и теперь они должны услышать с неба громкий голос, говорящий им: идите сюда, и будете вознесены в глазах врагов своих.
7. Теперь должно быть великое землетрясение, когда десять городов (вероятно, Франция) падут, и при таких обстоятельствах, что их разрушение воздаст славу Богу Небесному. Вскоре за этим последует восстановление народа Израиля, и не только двух колен, что рассеяны повсюду, но и всех десяти, смешавшихся с различными народами везде, куда Салманассар изгнал их, о чем мы находим свидетельства до сих пор по всей Европе. Именно тогда Господь повелит водам Евфрата потечь вспять, и ветхий Рим будет предан суду. Он воздвигнет стены Иерусалима, и свет его озарит и нашу землю.


* Пеганий - псевдоним, наст фам. Христиан Кнорр фон Розенрот (1636-1689), немецкий мистик, алхимик, поэт и каббалист, автор своеобразных христианизированных толкований иудейской мистики (Kabbala Denudata), а также комментариев к Апокалипсису.
** Гуго Гроций (1583-1645) - нидерландский религиозный и политический мыслитель, рационалист в экзегезе, противник кальвинизма, склонился к арминианскому богословию, что вызвало его осуждение на Дортском Синоде.
*** Ричард Бакстер (1615-1691) - англиканский богослов, умеренный пуританин, наиболее спорная фигура среди нонконформистского богословия в Англии XVII в. в силу пересмотра общепротестантского убеждения в спасении только благодатью, автор широко известных в свое время работ по аскетике и казуистике, также написанных под заметным влиянием католицизма.
**** Кла;вдий Элиа;н (175-235) - древнеримский писатель и философ, представитель так называемой «второй софистики». Писал по-гречески.
***** Страбон (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.) - греческий ученый, ведущий географ своего времени, известен также как историк.

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn