Не Ивана это удел...

Феликс Цыганенко
Мы приходим домой
как из плена,
жребий тяжкий - бери не хочу -
море многим кому по колено,
и немногим оно по плечу...

           Станислав Панкратов,
           журнал "Север"


   Штормовое Средиземное море - не печально известные «сороковые ревущие широты», однако порядком утомило экипаж. Крепкая волна, в конце концов, деформировала металлическую дверь из жилой кормовой надстройки на главную палубу. Так что солёная морская водичка давай гулять в коридоре нижней палубы правого борта, аккурат у кают мотористов и электриков.

   Для опытного экипажа дизель-электрохода «Куйбышевгэс», следовавшего из Керчи в Роттердам, шторм не в новинку. Однако поведение у пленников морской стихии в это неспокойное время у каждого своё. Электромеханика Илью Туркина (фамилии в тексте изменены) одолевал непомерный аппетит и он поглощал с буфетного холодильника в кают-компании колбасу и сыр. Оставшиеся после завтрака продукты, как раз тех, кто не мог смотреть на них при сильной бортовой качке. Радист-флегматик, москвич Юра Шатерников, в ожидании выхода в эфир, расклинивался на диванчике радиорубки и сутками дремал, штормовая погода для него, словно наркотик.

   Что до Ивана Криворучко,  молодого, но уже опытного моториста, причуды вызвали подозрение у коллег с машинного отделения. Спасаясь от бортовой качки, Иван держался за поручни, прогуливаясь после вахты, в коридорах жилой надстройки. Причём, с блаженной улыбкой на лице!
   - Видимо, нервная система Ивана дала сбой. Возможная причина – забортная вода у кают главной палубы, которую посчитал, как аварийное состояние судна! - утверждал старший моторист Олег Генералов. 
   - Третий год с Криворучко на вахте, а подобного не замечал, - удивлялся второй механик Балабанов, -  спокойный и знающий своё дело моторист.

   И в самом деле, на лице Криворучко, даже когда царь Нептун был в гневе, всегда присутствовала добрая и приятная улыбка.  Характер у моряка - мягкий, покладистый. Да и врачи из поликлиники водников, расписываясь в его медицинской книжке, уверяли, что Криворучко абсолюто здоров. А тут на тебе, такой казус...

   Выразился он, как выражались бы психиатры и правоохранительные органы, в неадекватном поведении моториста. Нет, Ваня не буянил, напротив, был необычайно тих и спокоен. Лишь в глазах появился стальной блеск, а в интонации - суровые нотки. Болезнь, видимо, задела какие-то потайные струны в душе моториста и проявилась она несколько своеобразно.

   Случилось, крайне неожиданное...  Криворучко  позвонил в каюту первого помощника капитана (помполита) Резниченко-Габора и настойчиво просил спуститься к столовой. В советские времена в коридорах у кают-компании и столовой команды непременно присутствовали на переборках плакаты с портретами членов Политбюро. Высшие партийные деятели, строго и солидно смотревшие на моряков, вызвали вдруг повышенный интерес у Ивана.

   Прибывшего с верхней палубы помполита, он тихо и вкрадчиво спросил: 
   - Аристарх Эдмундович, что это за люди?
Резниченко-Габор опешил, как понимать? Для шуток,  не  та ситуация, погода штормовая! Помполит удивлённо посмотрел на моряка:
   -  Это политбюро, вы что, видите их в первый раз?
   -  А можно ли им доверять? - не отвечая, продолжил сурово Криворучко, глядя сквозь Аристарха Эдмундовича  светло-голубыми, с отблеском металла, глазами.
   - Иван Петрович, это дело вашей чести! - демократично, но начиная «закипать», отвечал первый помощник капитана.
   - Так вот, Аристарх Эдмундович,  -  строго и спокойно продолжил моторист,  -  членам Политбюро я вполне доверяю, а вам, простите - нет!
   - И вообще, хватит слоняться без дела, - неожиданно заключил Иван, - одевайтесь быстренько в робу и спускайтесь в машинное отделение...

   При этих словах помполит испуганно попятился, окончательно убедившись, что Криворучко не шутит. Дело принимало серьёзный оборот, скорую помощь  и санитаров в море не вызовешь. Нащупав ногой первую ступеньку трапа, Аристарх Эдмундович поспешил на палубу ботдека, в каюту главного механика Накипелова.

   - Евгений Иванович! С мотористом Криворучко что-то неладное, боюсь, с головой не всё в порядке!
   - А что случилось?
   - Несёт какую-то околесицу, сказал, что не доверяет мне и приглашает исправляться физическим трудом в машинном отделении.
   - Что вы говорите?! – удивился Накипелов.  А с виду такой тихий, спокойный парень и моторист хороший. Сейчас я спущусь и выясню в чём дело...

   Новость о причудах Ивана быстро разлетелась по судну. К сожалению, судовой врач Дмитрий Петухов находился в отпуске. По сложившейся практике помполиты и врачи в летнее время предпочитали отдыхать на берегу. Сложил вещички с заграничными подарками в чемодан и Аристарх Эдмундович, да подвёл затянувшийся рейс...

   Пообщавшись с подчинённым, главный механик поднялся в каюту капитана Юрия Бельграя, где уже находился помполит Резниченко-Габор.
   - Юрий Петрович – ЧП! У моториста Криворучко все признаки душевного заболевания, сообщил Накипелов…
   - Мало нам опасного крена, так ещё у моториста «крыша» поехала! -  возмущался бывалый капитан.
Посоветовавшись, командиры отправили в пароходство срочную радиограмму.  Бассейновая поликлиника, собрав консилиум,  рекомендовала определить моториста в лазарет, а при первой возможности отправить в порт приписки.

   Учитывая принадлежность заболевшего моряка к машинной команде, капитан Бельграй отдал распоряжение главному механику:
   - Вот что, Евгений Иванович, надо поместить Криворучко в лазарет и обеспечить круглосуточное наблюдение.
Решили приспособить трёх котельных машинистов, определив их на подвахту.  Конечно,  это дополнительная нагрузка на людей, но что делать, если товарищ и коллега в беде?!

   Вскоре дизель-электроход «Куйбышевгэс» вышел в Атлантику и миновав Гибралтарский пролив, повернул на Север, в порт Антверпен. Ураганный ветер остался за кормой и до Бискайского залива океан был спокоен. 

   Совершая утренний обход в машинном отделении, главный механик Накипелов посетил и захворавшего моториста. Заглянув тихонько в лазарет, Евгений Иванович крепко удивился: на койке больного отдыхал, мирно посапывая, вахтенный машинист Глазырев. Тот самый, что должен был следить за Иваном. Что до больного - не замечая начальство, он азартно сражался в шашки за врачебным столом...  сам с собой. А когда побеждал «соперника», радовался как малое дитя, хлопая в ладошки.

   «Ну и дела! - мелькнуло в голове главного механика,  -  выходит, что диагноз подтверждается». - И чтобы не нарушать больничный покой, Евгений Иванович тихонько прикрыл дверь в лазарет. Раскурив трубку, Накпелов задумался: сдвиг в голове у Ивана произошёл в каком-то избирательном русле. Этот странный выпад в сторону Резниченко-Габора у доски с портретами членов Политбюро. А с другой стороны - уважил старого моряка, в прошлом кочегара легендарного ледокола «Ермак», любезно предоставив Глазыреву возможность выспаться в лазарете. И  на флоте ведь не первый год. Однако терпел, молчал и хранил в себе страх от вида беснующейся воды. А теперь вот прорвало, занемог...

   Экипаж вздохнул с облегчением в Бискайском заливе, где в точке рандеву моториста передавали на теплоход, следовавший в совпорт. Кто знает, как бы мог повести себя Иван в замкнутом судовом пространстве, за бортом которого беспокойное море? Но с другой стороны, у коллег с машинного отделения на душе было грустно, всё-таки свой человек, столько пережито за время совместного плавания...
    - Жаль, конечно, парня, - сетовал главный механик Накипелов, выражая мнение экипажа, но море его не приняло, не Ивана это удел...