Рукописи настоящих мастеров...

Анатолий Шуклецов
То, что даёт красоту, само по себе некрасиво: то, что в работе, – претит, то, что сработано, – нет. Овидий. // Для того чтобы написать полторы страницы, я вымарал двенадцать! Гюстав Флобер. // Лесков писал, как вытачивал. Аккуратно нарезанные четвертушки бумаги, разлинованные в клеточку, были исписаны мелким, витиеватым почерком. Когда работа была написана «вдоль», начинались переделки «поперёк». Строка зачёркивалась, вносилась поправка, по поправке опять поправка, затем наклейки, отметки синими и красными чернилами. После этого страница часто перечёркивалась и возникала новая. // …я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечёркнуты вдоль и поперёк, потёрты и покрыты латками, в свою очередь перечёркнутыми и изгаженными. Антон Чехов. // Каждая страница была подскоблена, переправлена, изрезана ножницами. Анатоль Франс делал бесконечные исправления, изменял порядок фраз, находил новые переходы, разрезал свои листки, ставил в начале то, что было в конце, вверху, что было внизу, и подправлял всё кисточкой с клеем. Некоторые части, уже набранные, были написаны вновь, потом восемь или десять раз переделаны в корректурных листах. // Работая над стихом, Пушкин часто надписывал одно исправление над другим, в столбик. По черновикам видно, сколько он зачёркивал, как много бесконечных переделок, обдумываний. Любой сочинитель много зачёркивает и кидает в корзину. // …страшно измарывал. Не марать так, как я мараю, я не могу и твёрдо знаю, что маранье это идёт в великую пользу. То именно, что вам нравится, было бы много хуже, не будь раз пять перемарано. Посылаю последние корректуры 3-го тома. Я измучился за ними, но зато единственной стороной доволен. Они ужасно измараны. Лев Толстой. // …без помарок не умею. Александр Куприн. // Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя. Это вздор – не черкают и не марают только графоманы. Алексей Н.Толстой.