Троица. Приметы и гадание

Михаил Моро
 «Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа…единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба»

Св. Григорий Богослов


Троица считается одним из главных христианских праздников. Он отмечается на 50-й день после Пасхи. В православии он относится к числу двунадесятых праздников, то есть 12 важнейших после Пасхи праздников. Праздник символизирует схождение Святого Духа на апостолов, обещанное Иисусом Христом перед Вознесением. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога, после чего начали прославлять три ипостаси Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году. Перед Троицей принято проводить тщательную уборку, готовить угощения и приглашать гостей. Стол украшали вазой с цветами, а среди блюд должны присутствовать выпеченные изделия, часто это каравай.

В Евангелие говорится «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)). Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им Бог Отец — творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной. Он воплотился на земле в лице Бога Сына — Христа, Спасителя всех людей. Святой Дух — Божественная животворящая сила, исходящая от Отца. Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168гн.э.) Понятие «Троица» всегда использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа — Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную» Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и евреи стекались в Иерусалим в большом количестве. После Вознесения Господа Иисуса Христа наступил десятый день. После Воскресения Христова это был пятидесятый день. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, по прямому указанию Господа находились в Иерусалиме.

Христианские обычаи праздника Троицы переплелись со славянскими, вобрав в себя много примет. Считается, что в этот день нельзя думать о плохом, обижаться, а нужно находиться в гармонии с Богом и природой. Также считается, что с Троицей начинается настоящее лето.

В этот день существуют определенные традиции украшения своего дома, приметы, а также обычаи по поводу того, что делать можно, а чего нельзя.

Наши предки с почтением и уважением относились к природе. Они верили, что она может уберечь человека от любых напастей и бед. Поэтому этот праздник в народе еще называют «Зелеными святками». История праздника уходит корнями вглубь веков, а именно во времена язычества. Троицкая неделя у славян была посвященная Ладе — богине весны.

После принятия христианства люди верили, что в этот день они благодарят Бога за перерождение к новой жизни через крещение. Раньше в этот день люди ходили с букетами полевых цветов, украшая ими дома и храмы. Наши предки верили, что не украшать дом считалось большим грехом. Они верили, что в этот праздник души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках. Наши пращуры очень густо слали ветки на полы, а также украшали двери и стены домов разными травами. Кроме этого, они верили, что зеленые ветки охраняют их дом от злых духов.

Традиция украшения своего дома сохранилась и сегодня. Как правило, дом украшают зелеными ветками и аиром. Стоит отметить, что лежать зелень в доме должна все три дня праздника. Считается, что именно в этот день аир приобретает магические свойства. Он исцеляет болезни, чистит квартиру от плохой ауры. Кроме аира, дом можно украсить и другими травами, например, мятой, липой, чабрецом, любистком, папоротником или полынью. Главное запомните, что не в коем случаи нельзя украшать дом ветками осины и вербы. Это считалось плохим знаком.


Приметы

В этот день принято ходить в церковь, чтобы освятить букеты из полевых цветов и трав. После этого букет нужно засушить и хранить, как оберег. Также в церкви нужно набрать священной воды и осветить свой дом, чтобы уберечь его от сглаза.

На Троицу категорически запрещается заниматься физическим трудом. Нельзя убирать, стирать, вязать, вышивать, шить, стричься, а также заниматься сельскохозяйственными работами. В этот день церковь не рекомендует проводить земляные работы. Особенно нельзя рубить деревья или косить траву. Все это нужно делать накануне праздника.

Постарайтесь в этот день не думать ни о чем плохом, не ссориться с близкими и друзьями, а также на них не обижаться и не желать им чего-то плохого.

В народе еще называют этот праздник «Русалочья неделя». Наши предки верили, что купаться в этот день в реках и озерах нельзя. Согласно поверьям, тот, кто нарушит этот запрет, утонет — его заберут к себе русалки.

Также наши предки не советовали выходить из дома без нательного креста. Они верили, что он защитит от разной нечисти. Также они не рекомендовали ходить в лес одним, чтобы не подвергнуться влиянию его обитателей — леших и мавок.

Накануне нужно обязательно сходить на кладбище к родным, чтобы почтить их память. Наши предки верили, что если этого не сделать, то усопшие могут обидеться и забрать кого-то к себе из близких. Поэтому перед Троицей устраивали поминальный ужин, чтобы успокоить умерших.

На Троицу нельзя делать свадьбы и венчаться в церкви. Говорят, что у женившихся на Троицу в браке всегда будет кто - то третий. А вот сватанье в этот праздник — хорошая примета. Особенно, если молодые отгуляют свадьбу на Покрову. Считалось, что тогда их совместная жизнь будет долгой, счастливой и богатой.

Один из обычаев на Троицу собирать целебные травы и цветы. Считается, что собранная на Троицу роса обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

Также, если на Троицу будет дождь, то значит год будет удачный на урожай, погода будет этому способствовать.

Следующей день после Троицы называется Духов день. Земля считалась именинницей. В этот день также нельзя работать. Считается, что в этот день можно найти какой-то клад, так как земля обязательно откроет что-то ценное.


Гадания

Так сложилось у наших пращуров, что на Троицу, во время русалий, девушки гадали на судьбу, на суженого, а также с трепетом ждали сватов.

Самым известным гаданием было так называемое «завивание» березки. Перед праздником девушки отправлялись в лес, находили молодые березки, наклоняли их верхушки и «завивали» их. Затем на Троицу возвращались к этим березкам. Если они расплетались или вяли, то замуж она в этом году не выйдет. Если с ней ничего не происходило, то девушка могла готовиться к свадьбе, ждать сватов. Также ее семейная жизнь обещала быть богатой и счастливой.

Еще одним распространенным гаданием в этот праздник было плетение венков. Девушки собирались компаниями и не подпускали к себе парней. Считалось, если парень увидит чей-то венок, то это будет плохой приметой — «сглазом» девушки. Стоит отметить, что венки нужно было плести именно в праздник, а затем отпускать их в воду. Венки нельзя было снимать руками с головы, нужно было наклониться, чтобы он сам упал в воду. Куда поплыл венок — оттуда и жених будет, остался у берега — не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул — ей в этом году умереть.

Также накануне праздника девушки клали березовые веточки под подушку, чтобы суженый пришел к ним во сне.