Разлом человеческих судеб

Анастасия Навойцева
На днях на многомиллионные экраны вышла очередная картина-экшн из серии фильмов-катастроф «Разлом Сан-Андреас». Кинолента всеобщего хаоса и нереальных разрушений режиссера Брэда Пейтона вызвала неоднозначные отклики массовой аудитории. Зрители разделились на два лагеря: тех, кто воспринял кино на «ура» и тех, чьи отзывы были основаны только на негативных эмоциях. Что ж, стоит подробно проанализировать детище производства «ФлиннПикчерКо» .
  Сюжет фильма несет в себе реальную подоплеку. Разлом Сан-Андреас в штате Калифорния  протяженностью 810 миль и глубиной 15 километров - это действительно существующий факт. Иными словами, на этой границе расположен стык двух тектонических плит, которые время от времени приходят в движение, вызывая тем самым мощные землетрясения. К тому же и место действия кинокартины, Сан-Франциско,  не раз подвергался «адской тряске» в прошлом. Первые, масштабные подземные толчки магнитудой в 7.8 баллов город  ощутил в 1906 году. Тогда погибло около 3000 человек. Второй раз стихийного бедствия пришелся на 1989 год, с величиной колебаний земной коры 7.1 балл и с 62-мя погибшими. Так вот, возвращаясь к месту действия фильма, стоит отметить неплохую задумку создателей проекта, - показать возможный вариант катастрофических событий в городе, не единожды подвергавшемся такому серьезному катаклизму, как землетрясение. 
   Сюжет довольно банален и прост. Летчик вертолета спасательной службы Рэй (Дуэйн «Скала» Джонсон) пытается отыскать в жутком хаосе разыгравшегося стихийного бедствия  жену (Карла Гуджино) и дочь (Александра Даддарио). Разумеется, всем троим героям ленты придется столкнуться с нелегкими препятствиями на пути к воссоединению. Вот комментарий касательно сюжета режиссера фильма, Брэда Пейтона, в интервью с корреспондентом сервиса ИМХОНЕТ Уиллом Кингом:
 «…Мне показалось, что история семьи, проходящей через тяжелые испытания – это то, чему зритель может сопереживать…»
   И действительно сопереживание возникает. Однако говорить о киноленте, как в первую очередь о драматическом проекте, никак нельзя. Конечно, в некоторых сценах присутствует трагедийность. Например, печальные диалоги главного героя и его жены о погибшей дочери или момент отчаянного спасения отцом своего чада из воды. Однако такие события определенно должны присутствовать в фильмах-катастрофах и являться необходимой частью этого жанра.  Вспомним старенький экшн 1998 года «Столкновение с бездной» режиссера Мими Ледер, где всеобщая массовая истерия переплеталась с драматичными судьбами главных героев на протяжении всего кино. Или возьмем тот же нашумевший фильм 2004 года «Послезавтра» Роланда Эммериха, в котором показаны непростые взаимоотношения отца и сына до трагедии и преодоление недомолвок в процессе всеобщего Армагеддона. Такова традиция – тесная связь масштабности чрезвычайного события с людской драмой. От этой традиции не отошел и Брэд Пейтон, но никак не создал новый, более трагедийный фильм-катастрофу.
  Развитие сюжета динамичное, но более стремительное, нежели если бы все происходило в режиме реального времени.  Но и тут нечем упрекнуть создателей фильма. Это тоже отличительная особенность многих американских лент-катастроф. Например, в фильме 2009г. «2012» того же известного Роланда Эммериха, мир рушится за считанные часы и под воздействием одновременно всех самых разрушительных катаклизмов, что на деле едва ли может произойти в столь короткое время и при столь многогранных событиях.
  Что касается актерского состава фильма, то тут придраться не к чему. Главный герой в исполнении Дуэйта «Скалы» Джонсона идеально походит для такого рода персонажей-защитников. Этакий «Геракл» в условиях глобальных разрушений. Актер прекрасно справился с ролью сильного человека с немалым багажом знаний в области экстремального выживания. Возможно, в некоторых местах киноленты ему не хватило драмы и реалистичности. Но в целом, эти недостатки теряются в сравнении с его активностью и технической подкованностью спасателя на экране. «Гора мышц» героя на фоне хрупкости других персонажей – аналогия другого сравнения: сильного и  беспрецедентного явления природы с ничтожностью перед ним обыкновенного человека. В этом аспекте главный герой возвышается над другими людьми своей силой духа подобно тому, как  разрушительная стихия  возвышается над беззащитной толпой своей силой действия.
  Персонаж Карлы Гуджино типичен для роли жены главного героя. Она трогательно переживает,  реалистично радуется, отчаянно плачет – словом делает все то, что и подобает женщине, оказавшейся в центре стихийных событий, да к тому же и в разлуке с дорогой дочерью. Отношения героини с мужем с начала фильма не кажутся законченными в связи с предстоящим разводом. Они теплые и родственные, что значительнее проявляется в экстремальных ситуациях, как и у обычных, не безразличных друг другу людей. Дуэйт Джонсон в одном из интервью так отзывается о тандеме двух главных персонажей:
 «…Это не возвращение потерянной любви, но они снова вместе и у них есть, для чего жить дальше. Они очень хорошо взаимодействуют. Между ними есть химия…»
  Александра Даддарио также отлично справилась с ролью дочери главного героя. Она находчива, смекалиста, умна и обаятельна. Вдобавок актриса – обладательница живой, отточенной  мимики и приятной, запоминающейся внешности. Она сыграла так непринужденно и непосредственно, словно действительно намного младше своих лет (актрисе 27).
  Стоит отметить хорошую игру таких актеров, как Йоан Гриффит, Арчи Панджаби, Пол Джаматти и юный Арт Паркинсон. Первый из вышеназванных хорошо представил образ миллионера – мерзавца Дэниеля, трусливого и эгоистичного. К слову сказать, актеру не первый раз достаются отрицательные персонажи. В фильме «Санктум» он сыграл схожего с Дэниелем героя, подлого драйвера Карла. Арчи Панджаби в образе журналистки Серены весьма убедительна, а Пол Джаматти в роли профессора Лоуренса придает фильму некоторую интеллигентность и необходимую для таких картин обоснованность событий. И конечно  нельзя не упомянуть молодого и перспективного Арта Паркинсона в роли брата героя Хьюго Джонстона-Барта, Олли. Подросток, известный ролью сына воеводы (Люк Эванс) в фильме «Дракула»(2014г.), не менее правдоподобно сыграл персонаж напуганного и трогательного ребенка посреди непроглядного хаоса.
  Спецэффекты и компьютерная графика фильма «Разлом Сан-Анреас» впечатляющие, шокирующие, создающие эффект стопроцентного присутствия.  Вздрагивать в момент, когда земля с жилыми высотками ходит волнами, да еще и эффектно разламывается или когда гигантское цунами молниеносно сметает все на своем пути,  получается само собой, непостижимо и произвольно.
  Символична сцена, когда волны цунами сносят знаменитый мост «Золотые ворота». Сооружение, являющееся сейсмоустойчивым и надежным, разрушается, как карточный домик. Это непременно намек на несостоятельность такого события в реальности, но неотъемлемая часть американского фантастического  всеразрушения.   
  Среди комичных и нелепых моментов фильма следует выделить кадры с нереальным  отрывом двери от корпуса висящего над пропастью автомобиля главным героем, который  даже в силу своего «скалистого» статуса физически не смог бы проделать такое в жизни. Также иронично воспринимается концовка. Герои, собравшиеся в дружных объятиях друг друга на фоне масштабных разрушений от стихии, видят раскрывшийся сам по себе американский флаг, -  это ожидаемо и иронично. В довершении чисто по-голливудски звучит фраза главного персонажа -  «построимся заново». Подобными типичными словами завершаются многие фильмы-катастрофы производства США.
   Итак, очередной фильм-экшн «Разлом Сан-Анреас» с бюджетом в 100 миллионов долларов призван удовлетворить запросы обожателей катастроф. Прогнозируются неплохие мировые кассовые сборы. Однако картина больше подходит для одного или двухразового широкоэкранного просмотра и не несет в себе сугубо драматичной глубины. Тем не менее, кинолента довольно интересна, динамична и масштабна. Можно смело поставить оценку  8 из 10. Приятного просмотра!