Валенсия. Портал-де-Вальдигна

Борис Готман
 
  Знакомство с Валенсией мы начали с  Городка науки и культуры  –совершенно уникального суперсовременного комплекса.

  Правильнее, даже, назвать его не "суперсовременным", а посланником  из будущего!

  Но о нём – в другой раз. Здесь упомянул об  этом чуде только для того, чтобы пояснить, почему настоящие трущобы  в  квартале  Баррио-дель-Кармен   Старого Города не произвели на нас удручающего впечатления – именно потому, что  до этого  мы "прониклись"  современными возможностями испанских строителей.

  Конечно, странно было видеть старые дома со страшными трещинами, скреплённые стальными  обоймами и затяжками, в которых по-прежнему живут люди. 

  Причём, несмотря на аварийность  этих домов и на то, что они расписаны уродливыми граффити, в них живут  вовсе не какие-то бомжи или африканские иммигранты.
 
  Нет, населяют их вполне состоятельные граждане, о чём свидетельствовали дорогие интеркомы на входах, цветы на окнах и балконах,  современные авто, на которых  приезжали жители этих  развалин.

  Многочисленные признаки указывали, что район находится в стадии реконструкции.
  По узеньким улочкам гид привела нашу маленькую группу к проёму в стене, выполненному в виде арки – вот этот проём на снимке справа.

  -Этот проём  в стене между мусульманской и христианской частью города сделан в 1400 году.  Стену построили мавры в  XI веке, - сообщила гид. –И если история мусульманского завоевания Испании начинается в Толедо, то заканчивается она здесь.

  Гид прошла немного вперёд и указала на две старинные кирпичные башни с двух сторон улочки. К башням примыкали те самые дома с трещинами

  -Это всё, что осталось от стен мусульманской  Баленсы, так называли Валенсию мавры, - подытожила  наш  экскурсовод.

  Затем она обернулась к арке и сказала, что на стене над ней фреска из старой церкви, бывшей когда-то  здесь. По крайней мере, я тогда это понял так…

  Мне сразу показалось, что стена  совсем не такая массивная,  какими бывают   крепостные  стены.  Спрашивать не стал, тем более, что над аркой была   надпись, которую читатель видит на фото.   Решил, что по этой надписи найду в интернете дополнительную  информацию.

  Не буду утомлять читателя "приключенческой" стороной моих изысканий, просто поделюсь впечатлениями увиденного и прочитанного.

  Итак, по порядку.

  Во время многовекового господства мавров на Пиренейском полуострове, значительная часть его христианского населения приняла ислам.

  Потому что так было намного безопаснее и удобнее жить в халифате.

  В ходе Реконкисты – освобождения от мавританского владычества – короли  и католическая церковь должны были вернуть подданных в лоно христианства.

  Для этого мечети перестраивались в церкви, тем более что многие мечети до нашествия арабов были  христианскими церквями. Кроме этого, закладывались и строились новые монастыри.

  Одним из таких новых монастырей стал и  монастырь Санта-Мария-де-ла-Вальдигна в 60 километрах к югу от Валенсии.

  По преданию, в конце  XIII века король Арагона Хайме II  Справедливый, проезжая по живописной долине Альфандес, сказал своему духовнику, что, по его мнению, долина достойна стать местом нового монастыря, чтобы послужить делу веры. И духовник ответил: "Вальдигна -  Долина достойна".

  Именно этот момент запечатлён на одном из фрагментов алтаря, принадлежавшего ранее церкви монастыря. Почему сейчас этот фрагмент укреплён над Порталом -де-Вальдигна,  узнаем чуть позже.

  В XIV веке в Валенсии было практически завершено строительство Кафедрального собора.  Для того,  чтобы облегчить прихожанам путь в собор и была пробита брешь в стене, оформленная выложенной из тёсаного камня  аркой.

  Эта арка, или портал, очень напоминала арку входа в  монастырь Санта-Мария-де-ла-Вальдигна. Кроме того, как и монастырь, этот портал должен был служить делу католической веры. Поэтому аббат, живший неподалёку от нового портала,  дал ему имя  "Портал -де-Вальдигна".

  А через девять лет после строительства Портала, рядом с ним разыгралось событие, повлиявшее на весь цивилизованный мир.

  Святой Отец Фрай Жоан Джилаберт, более известный как Отец Жофре, по дороге на проповедь в церковь стал невольным свидетелем того, как толпа забивала камнями сумасшедшего.

  Отец Жофре защитил и спас несчастного.

  Эта сцена запечатлена на полотне известнейшего испанского импрессиониста Хоакина  Сорольи,  которое называется: "Отец Жофре защищает сумасшедшего.
  Вы видите снимок этого произведения вверху слева, справа – автопортрет художника.

  В этот день Отец Жофре  обратился к прихожанам с необычной проповедью. Он говорил о человеколюбии, о сострадании, о помощи ближнему. И, конечно, о том, что для начала необходимо устроить специальный приют для душевнобольных.

  Его обращение произвело должный эффект: в тот же день одиннадцать богатых граждан Валенсии пожертвовали средства на создание первой в мире психиатрической больницы. Не так давно больница отметила своё шестисотлетие!

  И последнее. Монастыри и церкви рушили и в Испании. В ходе войн, революций и переворотов в XIX веке принимались решения о закрытии, национализации и распродаже монастырей и церковного имущества. И там монастыри и церкви использовались как казармы и склады, а то и вовсе, как источник дешевых строительных материалов. Следует сказать и о том, что в XX веке, во время Гражданской войны 1936-1939 годов, республиканцы превращали церкви в общественные туалеты…

  Монастырь Санта-Мария-де-ла-Вальдигна тоже "попал под раздачу", вплоть до того, что некоторые здания были демонтированы и вывезены.  Через двести лет после этого, правительство Валенсии выкупило их, вернуло на место и начало восстановление монастыря.

  А фрагмент алтаря помещён в 60-х годах прошлого века над "нашим" Порталом  де-Вальдигна. Рядом слова: "Прекрасная мать великого сына молится за нас".

  Примечание. Пришлось выбросить из текста все слова на испанском или английском языках, так как сайт почему-то очень плохо на них реагирует, искажая весь текст и напрямую отправляя его на страницу читателей.

  Приношу извинения  читателям, которым открылась упомянутая белиберда!