Карточный дом

Сергей Строков
Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени,
но то, что Бог думает о ней в вечности.
Владимир Соловьев.

На протяжении всей новейшей истории России, вопрос о поиске национальной идеи остается актуальным. Если говорить проще, власть нуждается в таких неопровержимых ценностях, которые разделяло бы все многообразное население огромной страны. Для чего? Для того, чтобы шаткое многообразие превратить в крепкое единообразие.

Само это многообразие в этническом, культурном, религиозном и т.д. планах и является тем главным вызовом, который требует чего-то важного, великого и самое главное общего.

Задачка проста только на первый взгляд. А на первый взгляд мы видим, что каким то образом, все это множество было собрано в одно государство. И не вчера, надо заметить было собрано. Но все течет и все меняется.

Если вы когда-то пробовали строить карточный домик, то знаете, как это дело увлекательно. Раз за разом вы чувствуете больше уверенности, и вот уже мало одной колоды. Есть мастера, которые способны собрать поражающие воображения шедевры карточного зодчества. Нужно одно лишь условие – полный штиль.

Строительство огромного государства, это конечно не карточный домик, но и ветры, которые, обрушиваются на отдельно взятую нацию, не соизмеримы тем, что устраняются простым закрытием окна.

И все же в примере карточного домика мы можем кое-что увидеть. Некоторые основания и связи вполне приемлемы на определенном этапе. Возникновение же новых условий, таких как ветер, требует пересмотра надежности того, что еще вчера было пригодно.

Что-либо поменять проще в домике маленьком. Если же у вас многоярусный шедевр, нужно мастерство и время. Вот тоже самое и с нашей страной. Этого не понимают те, кто считает, что можно было избежать распада СССР. Это не очевидно тем, кто видит идеалы в Беларуси или еще какой то небольшой стране. Россия это очень сложный домик, может быть самый сложный в мире.

Как мастеру по строительству карточных шедевров устранить слабые звенья? Ему нужно понять, как строился этот шедевр. Отследить все этапы и найти слабые звенья.

А как строилось государство Российская Федерация? Какие этапы и где слабое звено? Тут не плохо вспомнить хотя бы школьный курс истории.

Начиналось все в древнем русском государстве, которое мы сегодня именуем Киевская Русь. Значит, мы не куда не денемся от того факта, что русский народ играл и играет особую роль в строительстве той страны, в которой мы живем.

Уже тогда на заре своей истории оно искало скрепляющие элементы, первым из которых стало восточное христианство, которое мы сегодня именуем православием. Это факт, который трудно оспорить в историческом контексте.

Однако, мы так же не будем отрицать того, что сегодня столица нашей страны Москва, а не Киев. Что-то происходило в истории Руси. Во-первых, это разделение на удельные княжества, но с сохранением поляризации на юго-западе и северо-востоке. Во-вторых, татаро-монгольское иго. В-третьих, эволюция политической системы от вечевой к самодержавной.

Разобщенность и иго не были вечными. Когда-то, должно было придти время собирать и восстанавливать. Тут появляются новые связи и основания нашего дома, но никуда не исчезают уже существующие – русский народ и православие. А новым основанием стал процесс «собирания земель», естественно русских и православных.

Парадокс истории в том, что этим занялись и на северо-востоке и на юго-западе. Противостояние Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского очень интересно в свете новейшей истории. Надо понимать, что и первые и вторые считали, что собирают русские земли, являясь продолжением Киевской Руси.

История не терпит сослагательного наклонения, поэтому гадать, что было бы, если бы силы двух сильных государств объединились, бессмысленно. Но вот говорить о том, что это могло произойти вполне допустимо, однако и тому, что этого не произошло, есть основания.

Начавшее первым процесс собирания русских земель Великое Княжество Литовское, забыло про оба основания Киевской Руси – русском народе и православии. Нет, в Литве не отринули православия вовсе, но принятие католичества ее правителями из временных выгод, создало барьер в перспективе отношений с Москвой. А постепенное слияние Литвы с Польшей еще больше усугубило совместную перспективу собирания русских земель.

Конечно, это все очень упрощенно, но мы говорим о главном. Можно сказать, что мы и считаем Киевскую Русь своей историей, но вектор эволюции России, был задан во второй половине 15-го века при правлении Великого князя московского Ивана III.

Именно он стал начинателем собирания русских земель на северо-востоке. Именно начало этого процесса сделало Москву ведущей столицей современности. У роста и развития московского, а позднее российского государства есть свои основания и ключевые узлы.

Пример внутренней нестабильности Литвы из-за религиозного неединообразия и Флорентийская уния 1439 года заставили Москву крепко схватиться за сохранение позиций православия. В 1448 году при отце Ивана III Василии Темном в Москве был поставлен русский митрополит Иона, который не утверждался у Константинопольского патриарха, а был одобрен собором местных иереев. Идея о статусе хранительницы чистоты православной веры просто витала в воздухе. Через пять лет под натиском турок пал Константинополь.

Ясно увидеть себя единственной исповедницей истинного христианства Москве мешало только татарское иго. Иван III сел на престол в 1462 году. Через 18 лет он окончательно освободил свои земли от притязаний Орды. А за эти годы было сделано немало внутри самих земель.

Удельное княжение постепенно упразднялось, великий князь прибирал города и села себе. Где-то это шло мирно, политически. Где-то не обошлось без крови. Самым жестоким, пожалуй, было покорение Новгорода и упразднение его республики. Вскоре Великое Княжество Московское уперлось лбом в лоб Великого Княжества Литовского.

Все родственные переплетения, мирные вечные договора отошли на второй план, так как Москва начала все больше ощущать себя Святой Русью. В 1492 году митрополит Зосима впервые говорит о Москве как о Третьем Риме. Еще не совсем переварив всю прелесть идеи, Москва все же вступает в войну с Литвой, в ходе которой та теряет почти треть территорий.

Окончательно данная политическая доктрина созрела к середине двадцатых годов уже следующего столетия при сыне Ивана III Василии III. Чтобы было понятно для тех, кто не сильно знаком с русскими князьями, первый был дедушкой, а второй папой Ивана Грозного.

К имеющимся основаниям русской национальности, православия, миссии собирания русских земель дополнился очень мощные посыл – Москва третий Рим. Понималось и до сих пор понимается это просто. Первый Рим стал колыбелью мирового христианства, но он пал. Второй Рим – Константинополь стал оплотом правильного христианства, в пику неправильному католичеству. Но и Константинополь тоже пал. Кроме самой себя Москва не видела альтернатив на эту ответственную роль.

Теперь идея собирания русских земель освятилась сакральным смыслом созидания Царства Божьего на земле. Именно в этот период родились такие мощные тренды как Святая Русь, шапка Мономаха, как признак наследия Византии и т.п.

Помня, что крестить и обращать можно силой и принуждением еще со времен крещения Руси в Киеве, Москва начала собирать в русские земли не только русские земли. И если присоединение басурманских и языческих племен воспринималось как миссия, то собирание всех земель бывших некогда Русью считалось святой справедливостью.

У нашего карточного домика непростые, но вполне различимые основания и связи. Но они очень спорны  в плане надежности в современных реалиях, потому что эти реалии привнесли в наш дом совершенно противоречивые с точки зрения его изначального устройства связи и узлы. Русский народ, хоть и государствообразующий, но далеко не единственный. При всем нужно признать, что именно русский народ находится сейчас в каком то неопределенном кризисе. В общем, не совсем ясно, что именно русскому сегодня хорошо, но ясно и то, что чтобы это ни было, немцу это все равно будет смерть. Стало быть, основание русской культуры не подходит на роль объединяющего фактора. Оно с определенного момента конфликтует с более молодой надстройкой многонациональности и даже испытывает некоторую неловкость при озвучивании чисто русских проблем в этой, в общем то, исторически русской стране. Но как бы тесно сейчас себя не чувствовала идея русского мира, она не сможет сидеть взаперти. И уже не сидит.

С религиозным аспектом тоже сложно. Россия сейчас светское государство, поэтому не может взять национальной идеей никакую религию. Даже православие. Это еще одна молодая надстройка, но очень крепкая. И пусть этого очень хочется православным иерархам, даже они понимают, что есть еще мусульмане, католики, протестанты, буддисты и т.д. И ведь как раньше, мечем и огнем, никого не крестишь, времена не те. И еще. Не смотря на то, что очень большой процент населения номинально относят себя к православию, в действительности разделяет его ценности не так уж и много населения. Проще говоря, обыватель грешит и не видит в этом ничего плохого. Идеи чистоты и святости для него подобны фантикам. 

От религии власть смогла взять только мораль, которая относительно общая у всех верующих. Поэтому в условиях светского государства на свет родилось идеологическое чудо-юдо – традиционные ценности. Что это конкретно никто точно сказать не может. По ощущениям за этим прячется старое доброе православие, но его постоянно пытаются рассекретить. При невозможности прямо насаждать ценности религиозные, разговор сводят о семейных ценностях. А так как идея крепкой семьи хоть и хороша, но не сильно заразительна с точки зрения идеологии, ее место потихоньку перешло весьма азартной идее бороться против гомосексуализма. Причем борьбы эта сводится к банальному унижению геев, причем не доморощенных, а европейских.

Европа как была врагом, против которого дружили, так и остается. Только тогда она была "латынянской", а теперь стала "содомской". Как нельзя кстати. Дружить против педерастов нашему народу значительно веселее, чем против католиков.

Но это, конечно не все. Большим подспорьем в поиске национальной идеи стало недавнее общее прошлое в  СССР. Именно на этот период выпала война с фашистской Германией, в которой СССР победил, тем самым, сделав общей ценностью буквально для всего многообразия народов бывшего СССР победу 1945 года.

В самом СССР победу праздновали достойно, но кроме нее были ценности поважнее – строительство светлого будущего и воплощение заветов Ильича. В России сегодня ничего посильнее победы над Германией пока не обнаружено, поэтому за последние 10 лет грандиозность праздников на 9 мая возрастает. И пока это работает.

Про собирание земель и строительстве русского мира подробно писать не буду, мы это видим в каждом выпуске новостей.

Национальная идея или, скажем самосознание человека являющимся ее носителем сегодня выглядит примерно так – мы сверхдержава, Святая Русь. Почему? Потому что так было всегда. Это аксиома. Мы исповедуем традиционные семейные ценности. И мы сегодня одни в мире, кто их исповедует. Кругом одни педерасты, Европа пала под натиском гомокультуры, но мы стоим твердо: унижали и будем унижать гомосексуалистов. Но самое главное, мы победили фашизм и готовы победить его еще раз, тем более если это вписывается в процесс создания Русского мира. Всех порвем, своих не бросаем. Кто не с нами, тот против нас.

Совсем недавно проходил масштабный конкурс на национальную идею. Победил образ неваляшки с лозунгом "Попробуй завали". Это символично. Потому что никуда с фундамента дом не денется. Даже такое спорное основание как крещение мечом и огнем, находит свое проявление, в Тополях и Арматах. Ну или хотя бы в таком чисто отечественном явлении, как вежливые православные байкеры, посещающие все неспокойные районы страны и даже зарубежья.

Тот факт, что в последние годы мы испытываем ощутимое идеологическое давление, говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что власти не озабочены больше поиском национальной идеи. Идея или их совокупности сами себя нашли, так как никуда не терялись. Они будучи прописаны в днк нашей истории просачиваются сквозь реалии современности, принимают новые формы, но полностью сохраняют суть притязаний России на особый, сакральный статус в мире. Во-вторых, идеологическое давление или пропаганда говорят о том, что ветры дующие на наш дом становятся сильнее.

Что окажется крепче ветры или основания, покажет время. Но вспоминается хрестоматийный образ из Евангелия, который рисует Иисус Христос, говоря о способности дома выдерживать ветры и бури.