Плут Келден. Чей же осел?

Алексей Горшков
По казахским притчам

Случилось, что плут Келден у бая денег взаймы взял,
а вот отдать свой долг, всё как-то «забывал».
И баю пришлось на плута в суд подать,
Келден же говорит: «Как я могу оборванным перед судьёй предстать?»
Тогда богач Келдену, взаймы халат богатый дал.
Келдае же говорит: «Ты хочешь, чтобы в город я пешком шагал?»
Тогда богач Келдену осла дал «на прокат».
Келден халату и «прокату» был очень рад.
Богач сказал судье: «Келден мне долг, уж целый год не отдаёт!»
Келден в ответ: «Не верь баю, судья, он нагло врёт!
Он выжил из ума давно! И я не удивлюсь, коль скажет бай,
что на мне его халат!» «Да! Это мой халат!» - воскликнул бай.
Келден судье: «Ну, что я вам сказал!?
Не удивлюсь, что скажет, что и осла он «на прокат» мне дал!»
«Да! Это мой осёл! - Воскликнул бай. -
Я дал осла, чтоб он пешком не шел! Осла отдай!»
И тут судья на бая стал кричать:
«Ты лжец! Доносчик!» - и из суда велел его прогнать!
Вот так Келден, бая богатого надул,
взял взаймы денег, халат, осла — и не вернул!

Вот так Келден героем народным, у казахов стал.
А кто-нибудь из вас, подобного Келдена не встречал?

28.05.2015