Школьное сочинение

Алексей Козис
Устал от больших сочинений. Хочется написать что-нибудь скромное - вроде того, что школьники пишут по заданию учителя. Вот, например, что-нибудь в этом роде... Здесь - краткое изложение содержания предыдущего рассказа, плюс описание дальнейшей моей жизни - с присовокуплением еще некоторых мыслей. Прошу не судить слишком строго - не строже, чем обычное школьное сочинение.

 

                ВЕРА В МОЕЙ ЖИЗНИ

В молодости вопросы веры не вызывали во мне особого интереса. Верующих людей я считал по меньшей мере странными. Разговоры одной моей знакомой о том, что верующие люди будто бы находятся под каким-то особым "благодатным покровом", не производили на меня совершенно никакого впечатления. Всё изменила одна поездка.   Один мой знакомый, человек богатых и разнообразных интересов, как-то сказал мне, что побывал в одном месте, где ему было очень хорошо и интересно, и что он приглашает меня в следующий раз поехать туда вместе с ним. Что-то в его словах было такое, что меня убедило, и я согласился.
Мы приехали в один сельский церковный приход. Обстановка в этом приходе буквально с первых минут меня поразила. Здесь во всем царили внимание, любовь и забота о людях. У меня было чувство, что после долгой разлуки и скитаний я, наконец, вернулся домой. Разлукой с родиной и скитаниями можно было назвать мою прежнюю жизнь в Москве.
Руководил этим приходом один опытный пожилой священник. В первый день при знакомстве он только взглянул на меня - и этого было достаточно, чтобы полностью перевернуть мою жизнь. В этом ясном и проницательном взгляде я увидел целый мир новых мыслей и чувств, возможность иной, поистине новой жизни.
Каждый новый день  приносил новые впечатления. Присутствие на богослужении, общение с верующими людьми, здоровая работа на свежем воздухе - все это буквально в несколько дней полностью изменило меня. Я чувствовал, что стал каким-то совершенно другим человеком. В таком состоянии я через несколько дней и вернулся обратно в Москву.
Здесь же действительно начался новый период в моей жизни. Я теперь совершенно несомненно знал, что существует особая область веры, и стремился приобщиться к ней. В то время в Москве это было непросто - храмов и церковных общин было мало, верующих людей было трудно найти. Но те, которых мне все же удалось встретить в нескольких открывшихся неподалеку храмах, не разочаровали меня. В отличие от многих людей, которых я знал прежде, в том числе и культурных, образованных, они, быть может, и не имея такой культуры, тем не менее, производили впечатление людей настоящих, подлинных.
Впоследствии мне пришлось встретить немало таких людей. Прихожане восстанавливаемых храмов, члены больших общин, люди, причастные к церковному образованию... Все они, столь разные по своим качествам и характерам, тем не менее, имели в себе что-то общее - именно эту реальность, подлинность, наличие в их жизни большого и  подлинного смысла.
Вспоминаю, как я жил до прихода к вере. В жизни, конечно, было что-то интересное, я к чему-то стремился, что-то искал.  Но всё это всегда сохраняло черты какой-то неполноты, неудовлетворенности, во всем этом всегда присутствовала какая-то непрочность, и даже тоска. Нечто подобное, видимо, испытывали и все, кто меня окружали. Также, насколько я знаю, что многие и теперь так живут. Но зато те, кто сделали шаг по направлению к вере, смогли избавиться от этой тоски, и обрели жизнь, полную глубины и смысла.
И это побуждает меня задуматься о роли веры в жизни человека. Вот, например, если мы задумаемся о роли науки, то сможем сказать, что она дает надежные, объективные знания об окружающем мире. А если задумаемся о роли занятий искусством, то скажем, что они дарят человеку возможность творчества, ощущение красоты. Точно так же, если мы будем говорить о вере, то очень скоро поймем, что она связана, в первую очередь, с понятием смысла. Вера - это именно то, что дает человеку ощущение смысла во всем. И так же, как человек, занявшийся наукой, действительно начинает приобретать знания, а человек, приобщившийся к искусству, действительно начинает творить - точно так же и человек, проявивший интерес к вере, действительно начинает понемногу обретать смысл жизни.
Я, например, могу свидетельствовать, что до прихода к вере подлинного, надежного, действительного смысла в моей жизни не было. Это выражалось, в частности, в том, что если бы кто-нибудь тогда спросил меня, в чем смысл моей жизни, я бы, наверное, просто не понял вопроса. Различные мелкие, "частные" смыслы были, и они, до какой-то степени, наполняли жизнь - и все же во всем оставалась какая-то неудовлетворенность, пустота. Насколько я знаю, многие и теперь так живут. И точно так же, если их прямо спросить, в чем смысл их жизни, они просто не поймут вопроса.
Как хорошо, что через различные обстоятельства, а главное - благодаря моим собственным поискам, стремлению узнать новое и найти во всем смысл, Бог привел меня к вере. Благодаря этому я даже теперь, в достаточно стесненных обстоятельствах, пережив потерю здоровья и прямую встречу со смертью, могу жить достаточно глубокой и осмысленной жизнью. Правда, вокруг по-прежнему достаточно много людей, которые ищут смысла жизни в чем угодно, только не в вере, стремятся понадежнее "убить" свое время, наполнить его бесконечными делами, развлечениями, а свое сознание - случайной и беспорядочной информацией. Возможно, что их время еще не пришло. Во всяком случае, нам - таким людям, как я - всегда есть, что им сказать.