Глава третья. Курс молодого бойца

Владимир Терентьев-Тавал
               
            Осень – хорошее время года. Может оттого, что у меня день рожденье осенью, что приятное время года радует меня неописуемой красотой желто-красной золотой осени, что хмурая дождливая погода и резкие порывы ветра возбуждают кровь для новых животрепещущих отношений и ярких нежных чувств. Осень – время ожиданий перед долгой и холодной зимой (хотя и прелести зимы нельзя не заметить).
            В первом часу ночи, мы прибыли на место назначения поселок Пинюг Подосиновского района Кировской области, что географически находиться на севере и граничит с Республикой Коми. В Кирове к нам влилась группа призывников из Казахстана (в то время мы были в едином Союзе ССР) и частично с Саратовской области. Мы построились на перроне вокзала и километра два прошли по темным улицам поселка до расположения части. К нашему приходу в отряде все было подготовлено, нас сразу же провели в солдатскую столовую и накормили не хитроватым ужином. Здесь же нас попросили сдать все ценные вещи, деньги и документы для сохранности секретарю комитета комсомола Байрамову (признаюсь, что мне в первый раз пришлось расстаться с партийным билетом, что Уставом было запрещено). Через некоторое время нас провели в солдатскую баню, устроили помывку и раздали солдатское обмундирование, кстати мне достался 54 размер ХБшки, который сыграл свою определенную роль в отношениях между старослужащими. В баню нас завели с одной веранды, а встречали уже на другой стороне, никаких веников и парного отделения не было, потому что это было под запретом. Нас чистых и помытых повели в казарму, где без строгих команд и напутствий уложили спать, хотя предупреждение было, что подъем в шесть часов утра как для всех военнослужащих.
             Для нас подготовили хороших наставников: из сержантского состава Алексей Шереметов – из Ставропольского края; взводный прапорщик - Владимир Чеплеев, командир роты – капитан Анатолий Самоховец.  Замполит части майор Павел Кузьмич Румянцев для меня стал вторым отцом за время прохождения воинской службы. Во время вводной беседы, замполит составил примерную характеристику контингента призванного для службы в 460 Военно-строительном отряде, также предупредили, что никоим образом нельзя эту абвиатуру  расшифровывать,  как «военно-спортивный отряд» и продиктовал короткий адрес для писем с родными и близкими, настойчиво попросив в самые ближние дни написать письма домой. Когда замполит узнал, что в отряд призвался член КПСС, в частной беседе попросил показать партийный билет и я с боязнью признался, что его сдал со всеми призывниками  в столовой секретарю комитета ВЛКСМ. К счастью, мой билет был в сохранности и мне его вернули, но Павел Кузьмич предупредил, что если кто-то спросит надо сказать, что он был все время со мной…
            «Курс молодого бойца» - это двухнедельная подготовка призывников к воинской службе, изучение основ Устава воинской службы и присяги. Так же проходили построения, строевая подготовка,  маршировали, приводили в порядок казарму и содержали ее в чистоте. По веревочке застилали койки, нехитрые пожитки хранили в тумбочках, не один раз тренировались по командам «отбой» и «подъем». Для замполита я стал находкой и правой рукой за это время и на деле показал себя только с положительной стороны: составил полный и развернутый список призывников; участвовал в ежедневных выпусках «боевых листков»; организовал шахматно-шашечный турнир и т.д. Моя не поддельная активность подтолкнули сделать замполиту организационные выводы: избрать в 4 роте (куда я буду распределен) секретарем комсомольской организации роты и включить меня в состав комитета комсомола отряда. Это было большим заочным доверием мне для дальнейшей службы, а служить надо было целых два года. А до этого, впервые пришлось познакомиться Начальником Политотдела воинских частей, который как раз и находился в нашем поселке. Встреча была короткой, кроме общих фраз и вопросов была беседа ознакомительная в плане того, что «я могу представлять из себя». Начальник политотдела подполковник Выборнов был человеком двухметрового роста, широк в плечах и по разговорам офицеров очень строгим начальником (по больше   таких офицеров было бы в Советской Армии и было бы больше порядка). В ходе разговора я внятно услышал в адрес замполита о том, кого он может вырастить из меня через год, высказал свои опасения, что я тоже могу «испортиться» как и все другие секретари… Так, моя предстоящая служба обрела какие-то определенные очертания и смысл.
          Подошел день присяги. Нас повезли на стрельбище и дали произвести три выстрела из карабина. Самый трогательный момент – это принятие присяги на верность Родине и торжественный обед. К вечеру нас распределили по ротам и определили на хозяйственные работы. В красном уголке роты распределили по отделениям и взводам… Так в мою жизнь плавно вошла воинская служба на дни и недели.

05 января 2013 года.