Венецианская галера. Бучинторо

Алина Алексеева-Маркезин
       Не в моих правилах рассказывать о кораблях,но не могла удержаться.Захотелось побольше узнать об этом уникальном и красивом корабле-Венецианской галере.Увидев её в музейном варианте в морском музее Венеции,сразу захотелось узнать ,что это был за корабль,как он строился,кто им управлял.
 
             Морская история Венеции началась 2000 лет назад, когда в лагуне поселились первые  венецианцы и начали строить суда для передвижения между болотистыми островами. К средним векам они превратили острова в оживленный порт известный судостроением. К эпохе возрождения это был самый богатый город в Европе.

               Расположенная на полпути между Азией и Европой Венеция была идеальным местом для того, чтобы установить монополию на необычайно ценные товары. Но венецианские купцы столкнули с огромной опасностью для своих доходов. Этой опасностью были пираты. Морские пираты наводили страх - это очень волновало моряков. Вскоре венецианцы поняли, что им нужно сделать две вещи: выходить в море группами из нескольких судов и строить корабли достаточно быстрые, чтобы атаковать или скрываться от морских пиратов.

         Самым надежным кораблем венецианского флота была боевая галера. Она приводилась в  движение при помощи паруса и человеческих мышц. Гребцы были самым надежным движителем во время безветрия, и позволяло пройти около 80 миль за день. Это было на треть быстрее типичного парусного грузового судна. Еще одной особенностью было то, что команда гребцов была вооружена и обучена. На галере был небольшой трюм, в котором транспортировался груз.

           Корабль, переделанный в защищенное боевое транспортное судно, мог стать решением проблемы с пиратами. Купцы обратились за помощью к правителю, который со своими вельможами имел личный интерес в городской торговле. Они решили построить контролируемый государством флот из галер для перевозки наиболее ценных венецианских товаров и тем самым защитить всех купцов от пиратов. Эти  торговые галеры были практически недосягаемы для пиратов и стали своего рода  бронированными фургонами средневековья.

           Венецианская галера была наследницей греческих и финикийских боевых галер древности. Это длинное и узкое судно. Единственный корабль своего времени, который имел двойной "двигатель" - паруса и весла, что позволяло галере господствовать в Средиземном море. Для увеличения скорости венецианцы сделали галеру еще длиннее, чтобы увеличить экипаж до 150 моряков способных грести и сражаться.

       
          Это был самый быстрый, самый вооруженный корабль веков идеальный для морских сражений и галера почти три столетия не имела равных в Средиземноморье. Спустя 700 лет галеры сохранились только на картинах и рисунках. Судостроители галер давали клятву хранить секреты своих знаний, поэтому очень мало  известно о строительстве таких кораблей. Галера была секретным оружием Венеции.
АРСЕНАЛ В ВЕНЕЦИИ СОХРАНИЛСЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ.


            Место, где строились корабли, было окружено стеной высотой до 10 метров. Канал патрулировался, а пойманного чужака ожидало тюремное заключение. В арсенале трудились более 3000 профессиональных мастеров, которых называли «арсенолотти». Венецианцы наладили серийное производство галер, используя бригады мастеровых и стандартизированные элементы. «Арсенолотти» могли построить галеру за 3 дня. Нигде в мире не могли с ними соперничать в скорости. Это был мощнейший комплекс в Европе.
               
       Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров. Этого вполне хватало для погружения в них небольших по объему товаров. Основным и ключевым элементом конструкции были изогнутые шпангоуты, которые определяли форму и скорость галеры. Корпус строился изнутри наружу. Сначала из шпангоутов собирали каркас, а затем обшивали досками. Эта революционная технология позволяла соорудить длинную и узкую и в то же время очень жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн. Корпус накрывался широкой палубой на 50 скамеек для 150 гребцов.

       Расширение торговли венецианцев не могло навлечь беду. Условия жизни на борту галеры были идеальны для распространения болезней. Гребцы на палубе находились в ужасной тесноте. На каждого приходилось около 1 кв. метра. Каждый гребец ворочал пятидесятикилограммовым веслом и мог оставить его лишь при попутном ветре или когда капитан, меняя экипаж, давал отдохнуть несколько часов.

 Отдыхая, некоторые гребцы лежали прямо на палубе между скамьями остальные спали на скрещенных веслах выставленных над водой. Это был тяжелый труд для людей низких слоев. Галера была средой обитания для вшей, блох, червей и самых коварных крыс.
             Крысы не просто досаждали гребцам, они в 1348 году занесли в Венецию таинственную болезнь. Корабли, которые несли богатство, принесли в город смерть - это была чума. Никто не знал, как от нее лечиться, поэтому погибло около 60000 человек.
               
                В 1492 году Христофор Колумб достиг Америки и объявил все найденные богатства владением Испании. Через 6 лет португальцы установили торговые отношения с Азией. Венеция осталась на обочине. Конкуренты теперь могли напрямую доставлять товары в свои страны. Они строили большие галеоны, на которых могли выходить в открытое море и перевозить больше груза.
      Теперь корабль, который был гордостью Венеции, стал предметом насмешек. Галера Венеции значительно меньше могла доставить товара, поэтому такие корабли устарели. Венецианцы не смогли перейти на строительство новых типов кораблей. Венецианская галера и золотой век остались в прошлом.

ПАРАДНАЯ ГАЛЕРА ДОЖА ВЕНЕЦИИ.БУЧИНТОРО.Иллюстрация вверху)
Галера применялась для обручения дожа с морем.

            Изначально церемония состояла из обращения к морю. В молитве содержалась просьба, чтобы море было благосклонно к венецианцам, то есть было тихим и спокойным.

   При этом дож и свита окроплялись святой водой, а оставшаяся вода выливалась в море. Молитва была простой, просили о самом важном: «О Боже, даруй нам и всем тем, кто поплывет вслед за нами, спокойное море». Дожа и его свиту вслед за молитвой опрыскивали святой водой, а певчие пели текст из пятидесятого псалма: «Окропи меня иссопом, и буду чист».

            В XII веке обряд претерпел изменения. Церемония приобрела другой характер, то есть ритуал вместо умиротворяющего и искупительного стал свадебным. В 1177 году римский папа Александр III, за услуги предоставленные Венецией в борьбе против императора Фридриха Барбароссы, впервые обвенчал дожа и море. Папа стянул кольцо с пальца дожа и предложил кинуть его в море.

              После этого каждый год дож бросал освященный золотой перстень в море, и словами Desponsamus te, mare («Мы женимся на Вас, Море») объявлял, что Венеция и море являются неразрывным целым.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/2461881