Этот синий, призрачный свет... Пролог

Петр Лобузнов
       




На тихую, славную и чудесную  речку опускался закат. Она давно ждала его, приготовив свои старенькие, размытые многими половодьями берега, и песчаные отмели, напротив  которых тонули в  густых туманах тихие омуты, и встревоженные на зорях тяжелыми  ударами, поднимающихся из бездонных  глубин сомов и сказочных, покрытых мхом, щук, вспыхивали, взблескивали  боками охотящихся хищников.
Тальники, опускающиеся в  безмолвно текущие воды, словно старые, видавшие виды, речные летописцы с немым усердием освещали в своих водяных книгах все происходящее на их, чуть не сказал, "глазах", конечно, же ветвях и листьях, бесконечные интриги подводных и надводных жителей, безстрастно заносили все многовековые  распри и события, отражая их на страницах вечности, которые спускались вниз, в вертящиеся  глубины черных омутов.
Проходили годы, десятилетия, и многие из ныне здравствующих тальников, уходили в небытие, опускались вниз, уступая место новым своим собратьям- веткам, которые стремились заполнить освободившееся пространство, чтобы, в свою очередь, так же упасть в воду, выполнив свое предназначение.
По песчаному отлогому берегу  шли дед с внучкой.С правой стороны реки, там, где она  резко поворачивала влево, вверх поднимался обрыв с крутыми ступеньками навстречу одинокому кусту, растущему почти у самой тропинки, петляющей между деревьев.
-Вот здесь, внучка, я  раньше всегда ловил хороших лещей,- обратился старик к пятилетней девочке, показывая на немного выдающееся в русло реки местечко.
Он встал на берегу, обратившись к закату, прикрыл глаза от солнца рукой и задумался.
Перед его мысленным взором, устремленном в далекое прошлое, проносилась вся его жизнь. Гражданская война, выкосившая, словно острая коса, многих его одногодков, не пощадила и его.. Старик посмотрел на свою левую руку, висящую плетью и глубоко вздохнул...
-Куда ускакал отряд, отвечай!? - к нему обращался прибывший из центра командир красной армии, чтобы расправиться с " зелеными", крестьянами, которых возглавил начальник местной милиции.
-Где  они, я спрашиваю тебя!? -в  глазах спрашивающего плескалось столько злобы и ненависти, что , казалось, они лавиной устремлялись вниз на него..
Ребенок инстинктивно загородился руками от угрожающей ему опасности и почувствовал, как что-то горячее, звенящее обожгло ему левую руку, прошло со свистом и ушло вверх. Всадник вложил саблю в ножны и ускакал.
-Хорошо, что не правую,- проговорил вслух старик,-и хорошо, что ударил плашмя, а ведь мог бы и ..
-Дедушка, а как ты ловил здесь рыбку, расскажи!- попросила внучка.
Они присели на берегу, возле куста и старик начал рассказ.
-Когда меня ударил саблей красноармеец, я не почувствовал сначала боли и в горячках побежал от него. Я бежал, не разбирая дороги и выскочил на берег. Потом от нестерпимой боли у меня потемнело в глазах и я упал на землю. Когда я очнулся, то увидел, как надо мною склонился какой-то человек, который перевязывал мне левую руку. Это был старый бобыль Андрей, живущий на отшибе, на самом краю деревни. Всякие слухи ходили в поселке о нем.. Он дал мне выпить какого-то снадобья и боль мало- помалу стала утихать.
-Садись, бедолага, рыбку с тобой удить будем!- сказал он мне тогда, и посадил с правой стороны от себя , у самой воды.
-Вот, видишь, река поворачивает в нашу сторону и бьет в этот берег?- и не дождавшись ответа, продолжил,- присматривайся, наблюдай за речкой, вот слева от нас  -корчи, волны стоячие наверху, это , значит, внизу, в глубине коряги находятся, а у коряг, известное дело, рыбка крупная крутится.Чуть внизу, правее, перекат, на который хищник выходит мелочью полакомиться. А лещик, и всякая крупная рыба, язь, к примеру, или голавль, они возле нашего бережка, неподалеку, откуда струя червячков всяких и личинок из обрыва вымывает...
Дед Андрей неожиданно  замолчал, протянул руку к короткой удочке с тростниковым поплавком, который вдруг резко ушел под воду и подсек.Через некоторое время он после непродолжительной борьбы не спеша вывел крупную рыбину и положил ее в редкий матерчатый мешок, находящийся в воде.
Тогда  я  впервые  принес домой  несколько рыб, которых мне дал дед Андрей.
-Откуда у тебя рыба?- спросила меня матушка.
-Дед Андрей дал.
-Дед Андрей?-  удивилась  она, - а что у тебя с рукой?. Я , плача, рассказал про встречу с красноармейцем.
-Вот, сволочь!- только и сказала она.
Шли годы и проведенные  на реке  радостные дни, сменялись  грустными разочарованиями, больно ранящими детское сердечко...


..После скоропостижной смерти   матери, воспитание пятерых малолетних детей легло на плечи отца, который, недолго думая, привел в семью мачеху. Дети с завистью смотрели, как ее родной дочери попадали самые вкусные продукты, а им доставалась одна жижечка.
Алексей, наделенный от Бога талантом к учебе, был награжден за успевание чудесными ботинками, которым очень радовался. Но тут пришла беда:  многодетную семью  раскулачили, забрав все что можно, включая и подаренные  школой ботинки.