В бор за груздями

Иван Паластров
Вечером за ужином Трофимыч сказал: «Завтра поедем в бор выбраковывать старые сосны, хотите поедем со мной, может груздей наломаете». Дубасовский бор был большим, начинался от деревни Бисерово и тянулся до деревни  Дубасово, потому так и назывался. Большим бор казался только нам, а на самом деле площадь была не очень большой, километра три-четыре в длину и пару километров в ширину. Утром Трофимыч запряг своего Гнедка, и мы поехали в бор. Был июль месяц и погода стояла по-летнему теплая, недавно прошла гроза, и дождь хорошо полил нагретую землю.  Гнедко неспешно тащил телегу, вскоре мы подъехали к опушке бора. Трофимыч распряг Гнедка и привязал его за вожжи  к телеге. «Пусть пасется“. Он взял небольшой топор и клеймо, а мы взяли корзину и углубились в сосновый лес.  „Я пойду своими делами заниматься, а вы поищите груздочков, после дождя их должно быть полно“.

Мы - это я и мой сынишка, которому было двенадцать лет, пошли, как здесь говорят, ломать грузди. Сосновый лес был удивительно чистым, светлым, кроны деревьев были высоко вверху. Стволы отливали золотом и были величественно красивы. Где деревья стояли не часто, там на полянках росла молодая поросль сосенок. Вскоре стали попадаться грузди, росли они семьями. Сын хотел уже срезать, но я сказал что эти нам не нужны, это сырые, мы будем искать сухие.  Но сухие грузди не хотели нам попадаться на глаза, они скрывались под хвойным настилом.  Сын этого, конечно, не знал, так как кроме лиственницы на Чукотке, он другого леса не видел, а уж как искать сухие грузди и вовсе не знал. Я внимательно смотрел под ноги, высматривая небольшие бугорки, и вот, наконец, я нашел, что искал. Я присел  на корточки и осторожно убрал хвою. „Смотри, сын, как растут сухие грузди“, и показал сыну. Груздок был небольшим, я аккуратно срезал его и корешок был белым и чистым, рядом оказалось еще несколько таких же. „Семья.“ - сказал я и мы пошли дальше.  На дереве сидел дятел и клювом долбил сухую ветку. „Папа, смотри какая красивая птица“. - показал сын на дятла рукой. Дятел действительно был красив, черный, в красном берете. „А вон белочка  на нас смотрит“, - показал я на белку сыну. Белка с любопытством рассматривала нас и бегала по стволу вниз и вверх. У нее был пушистый рыжий хвост и такая же шерстка, с белым галстучком на грудке. Вскоре нам стали часто попадаться семьи сухих груздей и, что удивительно, они все были чистыми. Так мы наполнили корзину и потихоньку пошли в сторону оставленной телеги с лошадью.  Сырых груздей в сосновом бору было полно. Раньше их принимали заготовители, люди собирали их и сдавали.  Мы подошли к телеге, лошадь мирно щипала траву иногда всхрапывая и махала хвостом, отбиваясь от назойливых слепней.

Вскоре подошел Трофимыч, положил на телегу топор и клеймо: „На сегодня хватит, наметил, завтра приедут лесорубы, свалят и заберут отбракованные сосны, пусть растет молодняк“,- сказал он и стал запрягать Гнедка. Так мы побывали в замечательном Дубасовском бору, где чисто и уютно, как в хорошем доме, у хорошей хозяйки. В доме этом живет много всякой живности и растут такие грузди, которые идут на многие блюда. Об этом знают мои земляки-зауральцы.