Доменико Фетти и притча о потерянной драхме

Алина Алексеева-Маркезин
Доменико Фетти.Притча о потерянной драхме.Дрезден. Картинная галерея

       Доменико Фетти-итальянский живописец эпохи барокко(1588-1623 )Родился в Риме, обучению живописи занимался у Л.Чиголи.
С 1613 был придворным художником герцога Фердинандо II Гонзаго в Мантуе, с 1622 работал в Венеции.

     Художественная манера Фетти складывалась под влиянием творчества Караваджо и его последователей, ранних работ Рубенса и богатой венецианской культуры. С его творчеством в итальянском искусстве появился новый живописный жанр - жанровые религиозные композиции.

            Эти небольшие, часто кабинетного формата станковые картины на библейские и мифологические сюжеты пользовались большим спросом, о чем свидетельствуют многочисленные авторские реплики и копии с них. Сохраняя религиозную тему, художник придавал своим персонажам обыденные черты людей из уличной толпы, наделяя их полнотой и силой жизни. При этом его герои были лишены малейшего намека на брутальность, очень живописны и привлекательны, театрализовано эффектны

   Из работ Фетти наиболее известна серия «Притчи», отдельные картины «Товий, исцеляющий отца», «Портрет актёра», «Задумавшийся Архимед». Его творения отличаются мастерством колорита, лиричностью пейзажа, характерностью персонажей.
      
 
     Его легкая и виртуозная кисть и радужная и светоносная цветовая гамма создают поэтический, причудливый мир, в котором живописный реализм сочетается с фантазией, порожденной беспокойным, почти романтическим воображением.

Притча  о потерянной драхме.(Иллюстрация вверху)
 
      Притчи Фетти - это собрание подлинных шедевров.Одна из лучших работ Фетти - “Притча о потерянной драхме”, яркий образец поэтической правды жизни.

      Пятнадцатая глава Евангелия от Луки излагает три притчи Христа: о потерянной (и вновь обретенной) овце, о потерянной (и вновь обретенной) драхме и о потерянном (и вновь обретенном) сыне (блудном сыне). Все три говорят о том, что пропавшее может быть найдено и что в этом случае естественно радоваться.

...Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною; я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих об одном грешнике кающемся.

     В притче о потерянной драхме особенно подчеркивается, сколь тщательно ведется поиск монеты - то есть сколь заботливо Господь помогает обрести веру.
     В притче речь идет о драхме — мелкой серебряной монете, весом 4,25 грамма. На её примере показана человеческая радость к потерянной и вновь найденной вещи, которая порой бывает больше, чем по отношению к не утерянным вещам, стоящим дороже.

    В «Притче о потерян­ной драхме» господствует настроение ро­мантической таинственности: световой кон­траст огромной зловещей тени на стене и освещенной светильником фигуры женщи­ны помогает передать различные оттенки настроения — тревогу и радость обретения пропажи.

Притча о злом рабе.

    Евангельская притча о злом рабе внушает мысль о том, что человек, надеясь на прощение своих грехов, должен быть снисходителен к окружающим; «злой раб», который вымолил снисхождение своего господина, но не простил долга другому рабу, символизирует людскую злобу.

    Однако у Фетти в картине «Притча о злом рабе»  не чувствуется никакой назидательности. На лестнице, ведущей в подвал деревенского дома, разыгрывается азартная сцена драки: человек в тюрбане хватает за горло другого, более молодого, который повален и готов соскользнуть со ступеней; над ними в пролете двери сверкает яркое небо и выделяются очертания листьев плюща.

    У Фетти легкая кисть и свободная фактура; живыми, быстрыми мазками кисти передает он стремительное движение и яркие контрасты освещения.
          Сюжеты притч привлекали художника возможностью ввести в картины на религи­озные темы мотивы реальной действитель­ности, что превращало произведения Фетти в своеобразные, исполненные поэтичности, живописные новеллы из повседневной жиз­ни простых людей.

    Всякая притча нас чему-нибудь учит.Напрашивается вопрос .Радуемся мы ,когда находим то,что потеряли?Делим эту радость с другими?.

Всегда ли мы прощаем других людей?Даже тогда,когда нас простили?
Сложные вопросы.Мы стараемся не задавать их себе.Так проще жить.

http://maxpark.com/community/6782/content/1902245