Собачья жизнь

Екатерина Томашевская
Пролог

Люди делятся на две категории: те, кто любят собак и те, кто не любят. Первые заводят своих собственных собак, любят их и лелеют; или подкармливают бездомных псов. Они готовы расцеловать любого уличного пса, пусть даже грязного и облезлого. Просто потому, что они любят собак.
А вторые или издеваются над животными, или не обращают на них никакого внимания, как будто тех и вовсе нет на свете.
А ведь по сути, собаки – те же люди! Они едят, спят, гуляют, общаются, играют, огорчаются или радуются. Они хотят заботы и внимания, как и люди. А может быть люди – те же собаки? Воют по вечерам от тоски, собираются в стаи против других, ищут самые привилегированные места.
Последнее, о чем хочется напомнить, что собака – друг человека. Кто-то произнес эту фразу давно, а все сейчас ее повторяют при случае. А не станут ли собаки нашими врагами, если мы будем продолжать также жестоко к ним относиться? Это единственное, чего я боюсь. Боюсь, что слово “друг” станет “врагом”; что милые и преданные собаки возненавидят людей; что люди потеряют самых надежных и верных товарищей.
Я хочу рассказать вам историю жизни одного старого пса, который мне ее поведал. Хотите верьте – хотите нет, но так и было. Вот, что он мне рассказал….

I
Где я родился – не знаю. И кто мои родители – тоже не знаю. Но помню, что все свое раннее детство провел в картонной коробке. В коробке лежала мягкая подстилка, на которой я лежал, спал, ползал, а потом ее грыз. Рядом со мной было много других щенят.
Всех нас продавала на птичьем рынке тетя Маша. Она никогда нас не гладила, не играла, но зато я помню, каким вкусным кефиром она поила нас каждое утро. Тетя Маша сама его делала и, благодаря этому лакомству, все щенята были здоровыми и упитанными. Поэтому всегда люди шли за щенками к ней.
А еще я очень хорошо помню, как работники рынка приходили к тете Маше и говорили: “Теть Маш, дай кефирчику!” И она доставала большую банку, наливала холодного белого кефира в стакан, подавала и говорила: “На здоровье!”
Очень часто к коробке, где мы лежали, подходили дети и теребили нам шерсть, чесали спинки, дергали за хвосты. Это были самые радостные моменты! А потом я слышал, как они убегали с криками: “Мама! Купи мне собачку! Она такая хорошенькая!” Некоторые мамы приходили и покупали. А я все ждал своей очереди.

II
Была осень. Часто шли дожди. Тетя Маша переставила коробки с нами под навес, чтобы не промокнуть.
Однажды, в очень дождливый день, к палатке подошел мужчина и спросил, сколько стоят щенята. Он долго торговался с тетей Машей и, в конце концов, протянул ей несколько бумажек и взял меня! Руки его были крепкие и грубые, так что я сначала испугался и заскулил, но потом почувствовал, какие они теплые, и успокоился. Он завернул меня в шарф и понес домой. Мы долго ехали на автобусе, на трамвае, потом шли пешком под дождем. Наконец, мы дошли до его квартиры.
Он опустил меня на пол и сказал: “Ну, беги!” Я не понял, куда и зачем мне бежать и стоял как вкопанный. Потихоньку я стал обнюхивать пол, углы комнат, ножки столов и стульев. И везде был какой-то приятный цветочный запах. Он был таким сладким, манящим, но я не мог понять, откуда идет этот запах. Такое ощущение, что аромат витал везде, что он был частью этой квартиры. Я запрыгнул на диван. Никогда я не сидел на таком мягком и теплом диване!
Но тут вошел мой хозяин (как гордо это звучало!), увидел, где я сижу, и закричал: “А ну быстро слезай! Куда уселся?!” И шлепнул меня по спине так, что я чуть не полетел на пол. Я испугался и юркнул под шкаф.
В этот момент с полки шкафа упал стеклянный флакон и звонко стукнулся об пол. Хозяин поднял его. Из этого темно-зеленого флакона до меня тут же долетел тот волшебный аромат. Это были прекрасные цветочные духи. И в тот же миг я увидел, что флакон полетел в форточку, а хозяин прокричал: “Катись ты к черту! Ты для меня больше не существуешь!”
Под шкафом я сидел очень долго, но хозяин даже не заглядывал туда. Мне было ужасно страшно и хотелось есть. В итоге, чувство голода победило. Я медленно вылез из под шкафа и побрел на запах еды. Мой хозяин сидел за столом и ел макароны с мясом. Я подошел к нему поближе и сел на задние лапы. Он увидел меня, но ничего не сказал, а только кинул на пол кусок мяса из своей тарелки. Я с жадностью проглотил его и снова сел в ожидании второго куска. Но получил, к сожалению, только остатки макарон. Потом хозяин налил мне воды и ушел спать. А я, от скуки, забрался под шкаф, свернулся калачиком, уткнув нос в лапу, и тоже заснул.

III
Прошел год. Изменилось многое: погода, люди, машины на дорогах…. Неизменным осталось только одно – моя жизнь. Все также мой хозяин выводил меня на улицу утром и вечером, два раза в день кормил, иногда мыл в тазу с противным шампунем. Все также он не позволял мне подходить к чужим собакам на прогулке, не разрешал сидеть на диване, грызть коврик, который он купил для меня. Он никогда со мной не играл. Я часто на прогулке подносил ему палку, чтобы поиграть, но он забирал ее, выкидывал и грозил пальцем.
Не раз мой хозяин говорил своему другу, вздыхая: “Жизнь у меня собачья!” А я не понимал, почему он так говорит. Как может быть у человека собачья жизнь? Это у меня собачья, а у него человеческая! Я чувствовал, что ему плохо, хотя не понимал почему, и все время старался поддержать его, помочь, пожалеть. Но каждый раз он отпихивал меня ногой и говорил: “Не лезь! И без тебя плохо!” И я уходил, забирался под шкаф и лежал там. Мне было обидно, что он так со мной обращается, но никогда не возникало мысли укусить его, навредить, сделать какую-нибудь пакость. Он был моим хозяином, моим самым верным другом. И я был благодарен, что он избавил меня от участи жить на улице у мусорных баков, что у меня есть еда и теплый коврик.
Но жизнь никогда не останавливается, бежит в своем темпе. И в один день моя жизнь изменилась полностью, хотя я до сих пор не знаю – в лучшую или в худшую сторону.
Вечером к моему хозяину пришел друг. Я знал его и поэтому не лаял. У этого друга был пакет, из которого до меня доносился необыкновенный запах колбасы. Но это была не та колбаса, которой кормил меня мой хозяин – дешевая и “резиновая”. Это было что-то  очень-очень вкусное.
Мой хозяин пригласил друга на кухню, где тот достал из пакета банку огурцов, бутылку водки и колбасу. Они долго сидели на кухне и ели, а я тихо лежал в прихожей. Потом они пошли смотреть футбол и громко кричали и смеялись. Я все лежал в прихожей, но вдруг что-то меня подтолкнуло, и я побежал на кухню. На столе на блюдце лежала нарезанная колбаса. Ее оставалось совсем чуть-чуть, и я уже потянулся к столу, но потом отошел. “Нельзя! – говорил мне внутренний голос – хозяин будет очень зол!” Но я не смог удержаться. И съел все, что лежало на блюдце. Это было самое вкусное, что я когда-либо ел в своей жизни.
Мне тут же стало ужасно стыдно, и я убежал в прихожую. Когда друг моего хозяина собрался уходить, меня прогнали оттуда, и я забрался под свой любимый шкаф в ожидании наказания за съеденную колбасу.

IV
Я проснулся утром от крика хозяина. “Где моя колбаса? Это ты ее съел?” – кричал он. Я боялся даже лапой пошевелить. “Я тебя купил не для того, чтобы ты ел без спросу мою еду!” – сказал он и указал пальцем на дверь. Я сидел и не понимал, что он от меня хочет.
“Убирайся вон” – сказал мой хозяин и пошел открывать дверь. Я ждал наказания, но не такого. Я даже не мог представить, что любимый хозяин выгонит меня из квартиры из-за какого-то куска колбасы. Но я ушел, потому что перечить ему боялся.
Я вышел из подъезда. Шел снег, и было довольно морозно. Около дома стояли мусорные баки, в которых постоянно рылись бездомные псы. Я с ужасом представил, как буду рыться в этих помоях. Так хотелось вернуться домой, под родной шкаф, но раз хозяин сказал “уходи” – значит так надо. Я сидел около подъезда и думал. А может так даже лучше? Он не будет больше пинать меня, прогонять, кормить ужасной колбасой, от которой живот весь вечер болит. Я буду сам по себе, буду абсолютно свободен. Буду бродить по дворам, залезать в любые подвалы, общаться с дворовыми псами, и никто не скажет “Нельзя!”, “Не трогай!”, “Отойди!”.
Но сколько я не утешал себя такими мыслями, тоска по хозяину не проходила. Я очень любил его и, если бы он тогда позвал меня, я бы не раздумывая, вернулся.

V
Вот и началась моя бездомная жизнь. Все время хотелось есть, потому что в баках я мало что находил. Но у меня появилось много надежных друзей. Это были псы, собравшиеся в стаю, куда они мало кого принимали, но меня пожалели и разрешили присоединиться. Мы рыскали по помойкам, подбегали к людям и нюхали их сумки. Если чувствовали у кого-то что-нибудь вкусное, то садились на задние лапы и жалобно скулили. Некоторые улыбались и давали кусок колбасы; а были и такие, которые прикрикивали и топали ногой. Я сразу понял, что, если человек так делает, то лучше убегать. А вот какой случай был однажды.
Мы бегали стаей по дворам. Вдруг увидели мужчину, у которого было несколько сумок с продуктами, и двое из нашей стаи подбежали к нему, а остальные наблюдали издалека. Наши товарищи сделали все, как полагается: сели на задние лапы, заскулили, сделали печальный вид. Хотя делать в принципе ничего не надо было, потому что вид у нас и так был очень печальный.
Но мужчина оказался из непонятной нам категории людей. Он достал телефон и начал куда-то звонить. Позвонив, он взял сумки и отошел к недалеко стоящей скамейке, а потом достал колбасу и начал нас кормить. Но вот что было удивительно! Вместо того, чтобы кинуть кусок и уйти, он стоял и кидал нам еще и еще. Мы были дико рады! Но тут мы увидели, как во двор въехала большая машина, и оттуда вышли два странно одетых человека с непонятными штуками в руках. В этот момент наш вожак подал нам сигнал, который означал “Бежим как можно быстрее!”. У нашей стаи было несколько специальных знаков для разных ситуаций. И мы побежали.
Я помню, что бежал ужасно быстро. И хотя очень устал, запыхался и уже не узнавал территории, все равно бежал. Постоянно мелькали деревья, люди, дома. Потом я понял, что нет смысла больше бежать, и лег на землю.  Тут я увидел одного товарища из стаи и подошел к нему.
- Зачем мы столько бежали? Кто это был? – спросил я, тяжело дыша.
- Это службы по усыплению бездомных псов; страшные люди – ответил мой друг.
- Они уже приезжали за вами?
-Да. Было месяца три назад. Одного забрали, - ответил он с грустью. Главное, вовремя сообразить, что грозит опасность. А еще, нужно бежать там, где не может проехать их машина!
Это были очень ценные советы, ведь у меня не было ни хозяина, ни теплого коврика, ни защиты. В стае, конечно, действовало правило помогать друг другу, но все равно каждый был сам за себя.

VI
С каждым днем я набирался опыта жить на улице. Учился разным трюкам, чтобы выпросить еду у людей; понимал, к кому можно подходить, а к кому не стоит; обходил стороной чужие стаи, потому что с ними у нас была постоянная вражда. Каждое новое событие или происшествие навсегда оставалось в моей памяти.
Я часто вспоминал хозяина. Почему он меня выгнал из-за такого пустяка? Разве я желал ему зла? Такая несправедливость! Такая обида! Такая боль…. Каждый день я встречал людей, выгуливающих своих питомцев. Они играли с собаками, кидали им палки, давали маленькие кусочки колбасы за выполненные трюки. Каждый раз, когда я видел этих счастливых собак, на глаза наворачивались слезы. Да! Слезы! Собаки тоже умеют плакать! Но в то же время я думал о своих друзьях, которые приняли меня в свою стаю, которые помогали мне, спасали не раз. Ведь до этого у меня никогда не было таких друзей – надежных, преданных, внимательных. Я не мог понять какая жизнь лучше – на улице или в квартире. Но я не шел против судьбы, не пытался ничего изменить, не хотел искать нового хозяина. Я решил, что пусть все будет так, как суждено!
Однажды вечером я вспомнил, как сказал мой хозяин: “Жизнь у меня собачья!”. Только в тот вечер я понял смысл сказанного. Хотя жизнь у него человеческая, так как он человек, но обращаются с ним все, как с собакой. Обзывают, выгоняют, пинают…. В тот вечер я понял, как он был несчастен и поэтому так обращался со мной. Ему просто хотелось выместить зло на кого-нибудь за все плохое, что с ним произошло.
Я простил его. Простил всем сердцем и душой. Главное, чтобы сейчас ему было хорошо и спокойно.

Эпилог
Была осень. Такой же дождливый день, как и тот, когда меня купили на рынке. Я подошел к подъезду дома, где жил мой хозяин. Прошло уже много лет, но я помнил этот дом, этот двор, запах этого подъезда. Я сел около двери и стал ждать.
Весь день шел дождь и под вечер я сидел насквозь промокший и замерзший. К вечеру дождь затих. И тут из подъезда вышел мой хозяин. Он постарел, и двигался не так быстро как раньше. Он увидел меня и остановился. Посмотрев мне в глаза, он отвернулся. Ему было стыдно.
“Ты весь замерз. Заходи в подъезд”, – сказал он и открыл дверь. Я зашел, и он позвал меня к себе в квартиру. Мне было так холодно, что я пошел, хотя не хотел этого делать. В квартире все было по-прежнему: та же мебель, тот же запах. Под шкафом лежал мой коврик.
Хозяин накормил меня и разрешил лечь в комнате, чтобы обсохнуть. Но я пошел к выходу и заскулил.
“Ты хочешь уйти? – спросил он и открыл дверь – я понимаю. Я заслужил только презрение. И ты больше не веришь мне”.
“Какой же ты глупый! Ты для меня всегда был самым лучшим. И до сих пор остаешься таким. Ведь не просто так кто-то давно сказал, что собака – друг человека…” – подумал я и ушел. И больше никогда не возвращался.