Давид и бильярд

Стас Тимофеев
Уже с первого взгляда внешность выдавала его с потрохами. Как говорится, и как бабке не ходи. Густые черные с проседью волосы, крупный с горбинкой нос и карие искрящиеся, как снежинки на морозе, от непрестанно работающей мотовилами мысли, глаза. Абориген Кавказа. Оставалось только прочитать в его документах, по какую сторону Кавказского хребта он родился?  Ингуш, абхазец, балкарец или грузин? И даже непритязательная одежда, из которой меня больше всего смущали большие зимние сапоги, не могла скрыть в нем породистость и какую-то уверенность, в том, что он говорит и делает.
- Пожалуйста, паспорт
- Фильчиков…!? Вы русский…!?
- Да, уважаемый гос-по-дин капитан!
- Уважаемый Давид Иосифович, вы задержаны, до выяснения вышей личности. У вас есть багаж, кроме вашего портфеля?
- Нет, мне хватает ручной клади, господин капитан.
- Сержант отправляй автобус, этот гражданин остается. Пройдемте Давид Иосифович в помещение.
- Может как-то, уладим дело…? – и он сунул было руку во внутренний карман серого однобортного пальто, но встретившись с моим осуждающим взглядом, отдернул ее, как будто от горячей спирали.
- Мы пробьем ваши данные по компьютерной базе данных, и если все будет нормально, то, переночуете, а утром сможете продолжить свой путь.
- Неужели я похож на преступника, на глупого человека, который не чтит уголовный кодекс? – на редкость спокойно, не повышая голоса, спросил меня задержанный гражданин Фильчиков и эта манера говорить, заставила меня больше усомниться в своих действиях, если бы человек орал, размахивал руками и грозил Гаагским трибуналом.
- Извините, Давид Иосифович, но от нашего начальства пришла ориентировка задерживать всех лиц кавказской национальности…
- Но я ведь русский, хотя родился и вырос в Тбилиси. Потом 20 лет работал в Ташкенте, сейчас еду в Павлодар поднимать там бильярд.   
  - Так вы бильярдист! 
- Обижаете, капитан!
…Это было в Тбилиси, на дворе стоял 1952 год и мне исполнилось семь лет.  Мать работала в продуктовом магазине Центрального парка им. Серго Орджоникидзе. Я был предоставлен сам себе. Бегал по парку – все было интересно: аттракционы, фонтаны, люди. И там же была летняя площадка грузинского национального театра, который ставил спектакли. Не далеко от него в так называемом Доме Искусств находился закрытый бильярдный клуб. В нем собиралась вся городская элита: артисты, поэты, журналисты. И только с наступлением холодов  артистический бомонд переезжал в Дом Офицеров и Дом Кино. Но однажды когда я пробегал мимо помещения не доступного для простых смертных мое внимание привлекли интересные звуки. Я заглянул в открытое окно и увидел столы с зеленым сукном и слоновой кости шары.  Степенные  дяди попеременно склонялись над столом и резко били конусообразными палками по шарам. Надо заметить, что пацаном я был шкодливым. Никому не было до меня дела, зато мне до всего было дело.  Я облазил и обшарил все укромные уголки  и чувствовал себя в парке полным хозяином, как индеец в прериях. Но увиденная игра меня настолько заворожила, что я нет-нет, а подбегал к окну и не моргая глазел на доселе невиданную забаву взрослых. Они меня, как соглядатая заметили. Спрашивают: девочка или мальчик, паспорт есть покажи. Грузины любят шутками-прибаутками задавать детям вопросы, попросить рассказать стихотворение, спеть песню или станцевать. И песню спел и сплясал. Я им понравился. Они мне говорят: «Вот тебе деньги, купи сигареты и водочки немножко».                - Чекушку….                - Нет, грузин чекушки не пьет. Литра два-три вина. И я не артачился с радостью бегал по их поручениям. Мне было лестно быть хоть чем-то полезным для таких уважаемых людей, которые разительно отличались от уличных драчунов, пьяниц и матерщиников.  Потом на меня обратил внимание один старичок по кличке «Дом Культуры» или коротко «ДК». Это был известный игрок в бильярд, он возглавлял сборную Грузии до 1936 года.  Тогда ему было 80 с лишним лет, и он продолжал работать  в школе учителем физкультуры. В синем китайском макинтоше, американской кепке и как все астматики говорил с одышкой.  Но как любой интеллигентный человек был непьющим.
- Тогда кому вы вино носили?
- Пили они редко. А если и выпивали, то знали меру.  Так вот, этот «ДК» стал со мной беседовать как со взрослым. И поинтересовался, хочу ли я научиться играть в бильярд. Я сказал, хочу. Тогда маме, скажи, чтобы в месяц три рубля давала за учебу. И он меня с азов стал учить. Годика через два, он мне предложил: «Видишь, дяди сидят, скучают, иди с ними сыграй». Я играю, ни о чем не думаю колпашу их. Молодой, мандража нет. Легко забиваю такие шары, которые для них были удивительны. Это я потом узнал, что мой учитель «ДК» – делал ставки и зарабатывал не плохие барыши. Кроме бильярда я играл с детства в настольный теннис. Уже молодым получил звание мастера спорта, входил в состав сборной Грузии. Завоевал титул чемпиона Грузии.  В составе сборной Грузии я объездил все крупные города  и столицы Советского Союза. Теннис тогда был очень популярным. Выступали во Дворцах спорта. Приехал во Львов на чемпионат СССР и попал в настоящую «Мекку» настольного тенниса. Одноэтажное барачного типа помещение, а в нем 12 бильярдных столов, а напротив теннисные столы! Обычно после соревнований по пинг-понгу я оставался поиграть в бильярд.                – А официально чемпионаты страны по бильярду проходили?                - Чемпионаты не проводились, а вот частные, крупные турниры были в порядке вещей. С призовыми фондами, но не они привлекали внимание, а то, что на турниры в Москву, Питер, Одессу приезжали ведущие экстра-класса   игроки в игре с которыми можно было и проверить и отточить свое мастерство.                – Другими словами, вы совмещали настольный теннис и бильярд….                – Скрывать не буду. Прожить на одну зарплату тренера по теннису означало обречь себя на нищенское существование. И чтобы семья не испытывала финансовых затруднений и жить было более-менее сносно я играл в бильярд на интерес. Бильярд приносил мне доход. А работал я методистом производственной гимнастики в одном из торговых советских учреждений. На руки получал 78 рублей. И кроме этого я учил играть в бильярд высокопоставленных чиновников за отдельную плату. А благодаря поездкам я не только как теннисист рос, но и как бильярдист многое почерпнул от других игроков, а попутно делал себе имя. И после того как закончил играть в теннис, перешел на тренерскую работу.  И только в годы горбачевской перестройки в 1989 году была создана Федерация бильярда СССР.  Вышла директива в каждой республике открыть свою национальную федерацию по бильярдному спорту. К тому времени я уже жил в Ташкенте и хозяин бильярдного клуба Бахром Садыков сразу нашел меня и предложил мне организовать федерацию бильярда в Узбекистане, что мы и сделали.  Более десяти лет, до 2002 года я занимался развитием бильярда в Узбекистане.  В 1991 году стал первым чемпионом Узбекистана. Мне было 57 лет, но чувствовал я себя 16-ти летним пацаном.
- Правоохранительные органы не преследовали за не трудовые доходы?          - Начальники внутренних , внешних и других органов власти сами у меня тренировались.  И я не был хулиганом. В приличных бильярдных алкашей нет. Они не приживутся, потому как алкоголь и бильярд несовместимы. Бедлам был в летних парках. В Алма-Ате, в других городах творилось всякое безобразие. Поэтому о бильярде сложилась худая слава – занятие бездельников, мошенников и алкашей. А я был законопослушным, интеллигентным человеком. Более того, для руководящих работников  было за честь учиться играть в бильярд под моим началом. И у нас был определенный круг игроков, которые знали друг друга и куда вход посторонним был закрыт. Случайные люди в бильярд не допускались. В России может быть, и преследовали за подобную деятельность и наказывали уголовными статьями, но в Грузии такого не было.                – Но состояние можно было сколотить, играя только на интерес в бильярд?                - Вы представьте себе капитан, что однажды мне предлагали: «Ты налом определенную сумму возьми, а остальной долг я отдам «Жигулями» шестой модели». Я ему говорю, а зачем мне машина, когда я выхожу уставший, не выспавшийся меня такси отвозит домой. Если у тебя нет сейчас, чем отдать, не торопись – я подожду.  Но обычно я играл, и со мной люди были в доле.  Меня во всех городах Союза все знали, как хорошего бильярдиста с чистой репутацией. Не часто, но иногда в Тбилиси моим партнером был директор обувной фабрики. Перед игрой он одевал бухгалтерские налокотники, белый как у повара фартук  и на ноги с закрученными как у старика Хоттабыча носками – чустики. Обычно мы играли десять партий. Одна ставка рубль. Я проигрываю все десять партий. Мои болельщики тоже хотят заработать, и пока я уходил в туалет помыть руки, они начинают его подначивать: «Что ты по рублю играешь! Сыграй одну партию на сто рублей! Он сегодня никакой!» Он вначале отнекивается, а потом все-таки искушение сорвать хороший куш брало вверх. Я возвращаюсь и говорю ему: «Ой, я что-то устал, получите свои десять рублей…». А он уже разогрет перспективой крупного выигрыша, амбициями, и сам начинает меня уговаривать остаться сыграть. Я говорю, да какой толк играть, каждый раз я вам попадаю. Ну, если хотите, давайте последнюю партию сыграем на сто рублей. И не ожидая, что он скажет, делаю вид, что собираюсь уходить. И тут он произносит: «Согласен!».  Я выигрываю партию 8:7, радуюсь, как будто сборная СССР по футболу стала чемпионом мира! Выражая восторг, не забываю показать, с каким превеликим трудом мне досталась победа. Он рассчитывается, и у него спрашивают: «Какой счет?» Он говорит: «Десять один в мою пользу!»  Он и кличку получил «Десять один».  Вообще, среди бильярдистов принято было давать клички. Они выражали характер игрока, склонность к чему-либо или его манеру игры. Были у нас:  «Мой хороший», «Домкрат», «Лошадь», «Ишак», «Интеллигент», «Крапива»,  «Чума», «Жаба»,  «Гнида», а один получил кличку «Мандовошка».  «Мандовошкой» называли москвича, директора всех речных портов. Это был представительный мужчина, всегда подтянутый, надушенный и при галстуке. Во время игры он специально становился вплотную к той лузе, куда собирался бить шаром игрок. Бьющий нервничал,  терял самообладание, и стоило руке дрогнуть, и шар летел совсем не туда, куда надо было. Этот прием для него был коронным. Хотя по правилам бильярда там стоять категорически запрещалось. И еще он любил, глупыми полу-вопросами, полу-рассуждениями в роде такого: «Вы не находите, что сегодня чудесная погода, солнце светит, травка зеленеет…?» - старался вывести соперника из себя. Или бывало, возьмет и как бы нечаянно всем своим огромным весом наступит на ногу. Один игрок не выдержал таких выходок и сказал ему: «Слушай, ты настоящая мандовошка!».  С тех пор и закрепилось за ним прозвище «Мандовошка». Как писал переводчик «Винни-Пуха» Борис Заходер: «Все не любят мандовошек! Мне же жалко этих крошек!». Когда играл в бильярд, он был «Мандовошкой», а в жизни был интересным человеком. Знал много стихов Пушкина.  В том числе и такие мало знакомые широкой публике строки: «С тех пор мой друг прошли года,/ Когда не ведая причины/ Простился с детством навсегда/ И первый сделал шаг мужчины…/
- А у вас какая кличка была?                - «Бархатный напильник».  Я никогда на крупные суммы никого не обыгрывал.  Я всегда обыгрывал на «контре». Когда первоначально ставились 500 рублей, и с каждой партией сумма увеличивалась вдвое.  Я умел ненавязчиво, конечно, не без помощи прикормленных маркеров так втянуть азартного человека в предигровую постановку, когда я вроде бы, как и не хотел, и не желал играть, а он меня втянул. За такое искусство и получил кличку «Бархатный напильник»….                Бильярдисту, что главное, так это первое – иметь полный порядок в голове. Никакого хаоса. У нас лозунг: прежде чем ударить, подумай о последствиях. Второе – игрок должен обладать хладнокровием и аналитическим складом ума. И третье – тонкое тактическое мышление, основанное на добротной технической базе. В журнале «Наука и жизнь» одно время печатали статьи о бильярде. Но теоритически невозможно научиться играть ни в одну игру. Физиология человека такова, что мы все по-разному созданы. Начиная от строения головы, структуры скелета и заканчивая ступнями ног. Поэтому очень важно для игрока в бильярд, как он ставит опорную ногу и кистевое  движение руки, должно быть таким же, как при глажении утюгом. Цель тренера научить ученика делать горизонтальные движения.  Кий подбирают в зависимости от роста и индивидуальности человека.  Сам шар имеет 12 оборотов. И надо знать в какую точку шара бить, чтобы он  или шел по прямой, или закрутить его, придавая вращательное движение. Поэтому бильярдисты так долго и ходят вокруг стола, выбирают позицию и просчитывают варианты. Настоящие мастера всегда свой шар держат под контролем и играют не броско,  в отличии от «хлопунов» - дворовых пижонов играющих на публику.  «Хлопун» - «молодец среди овец», а когда играет партию с мастером, все удивляются, почему он не может выиграть.  А все просто: тот ему не дает контроль над своим шаром и ведет игру, так как ему нужно. И в бильярде есть приемы защиты и нападения, а также есть универсальные приемы, которые позволяют выстроить игру в атаке с подстраховкой, чтобы партнер не имел возможности провести ответную атаку. Это как в шахматах. Но в них легче. В них игрок продумал комбинацию взял фигуру и поставил  на удобную для него клетку. В бильярде мало того, что надо продумать, надо еще обладать ювелирной точностью, чтобы  исполнить задуманное.  И психологической устойчивостью тренер должен заниматься со своими подопечными.                В Ташкенте в зале для тренировок у меня висела специально нарисованная под мой заказ картина. На ней были изображены болельщики с негативными и агрессивными выражениями лица. Я включал магнитофон с записью криков, реплик: «Забьет! Не забьет!...» и в такой приближенной к официальной игровой обстановке, у меня проходили тренировки. Все люди очень амбициозны и всегда полагают, что они лучше всех. И поэтому любой промах переживают весьма болезненно, что не может не влиять на игру. Честно сказать я сам не амбициозный человек. И сущность человека, его характер, уровень воспитания и образования можно легко распознать, играя с ним партию в бильярд.  Я всегда говорю партнерам: вы знакомитесь с самим собой. Если по жизни он не решительный - беда или не обдуманно решительный – головная боль. Хитрого, мудрого, скупого всех видно, как на ладони. Я сам удивляюсь, когда без слов, как экстрасенс прочитываю подноготную человека играющего в бильярд.  Атмосфера в бильярдной вся соткана не из хамства, а из тонкого юмора.               
- А вы знаете, что у Пушкина в Михайловском стоял бильярдный стол…?
- Пушкин не только титан поэзии, но он прекрасно играл в бильярд. Я знаю даже то, что один фаворит Екатерины II граф Орлов как бы нечаянно кием выбил глаз другому любовнику императрицы Григорию Потемкину. Эта история передавалась из уст в уста многими поколениями бильярдистов.  И мне об этом рассказали старые московские игроки….
- Вам не обидно, что на старости лет из Ташкента города хлебного, приходится кочевать в тьму тараканью
- Я женился на женщине из Павлодара, капитан! Она сестра прокурора Казахстана! В Ташкенте мы 20 лет прожили, а потом 2002 году бильярд в Узбекистане приказал долго жить.  Посчитали что это бизнес, много денег нелегальных крутятся. Эта история нигде не афишируется.  Одна, бизнес-ваумен, а именно дочь президента Ислама Каримова, Гульнара. Она  поехала в Америку купила восемь комплектов боулинга. Привезла и открыла сеть клубов. Но никто не ходил. В чем дело? Выяснилось, что во всем виноват бильярд. Он и пал жертвой в неравной схватке со СМИ. Газетчики писали, что бильярд азартная, шайтанская игра. И его запретили! Вся работа насмарку! Чемпион мира уже был!
А у меня есть заветная мечта, знаешь какая капитан…? Может быть, слышали, сейчас в Армении ввели в школе обязательный предмет - шахматы. Представьте, какое поколение вырастет! У ребенка какое развитое будет мышление. Я бы хотел, чтобы в обязательном порядке, с первого класса в школьную программу  вводили бильярд. Потому что этот вид спорта как никакой другой организовывает ребенка. В старой России в кадетских корпусах обязательно учили игре на бильярде. Он воспитывает такие качества, которые не за какие деньги не сможешь ребенку преподать ни в одном университете мира. Я знаю примеры, когда не послушные ребята, занимаясь бильярдом стали по своей инициативе выносить мусор из квартиры, за хлебом ходить, начали следить за своим внешним видом и плюс ко всему у нас общение на английском языке.  Игроки в бильярд получают гармоничное и всестороннее развитие. И эта даже не мечта, а мое пожелание сделать общество добрее и интеллигентнее.
…Утром подкатил автобус «Маn» и мой новый знакомый,ночной собеседник не выказывая обид, лишь сказал на прощанье: "А вы, капитан, человек не простой...".