Варяг. Дорога домой

Виктор Минеев
               

   По начинающему принимать осенний наряд лесу брёл одинокий путник. Это был Олаф. Пять дней назад он с трудом выжил в смертельной схватке с врагами и речным потоком. Не до конца зарубцевавшиеся раны давали о себе знать. Ему приходилось много времени тратить на отдых.
   Понимая, что в  селения ему хода нет, он обходил их стороной. Питался Олаф ягодами и вырытыми мечом из нор кротами. Мясо в них было немного, но оно придавало сил.
   Одиночество… Варяг быстро к нему привык. Оно ему даже нравилось. Жалел ли он о том, что произошло? Нет! Случись такое ещё раз, Олаф поступил бы так же. Люди должны оставаться людьми. Теперь он идёт домой. Рогнеда!.. Мысли о ней придавали сил. С ними он засыпал.
   Так было и в ту злополучную ночь, когда внезапная боль в руке заставила проснуться. Олаф открыл глаза и увидел перед собой звериную морду. Огромный медведь навис над ним, скрёб острыми когтями по телу. На раздумывания не было времени. Олаф свободной рукой ударил зверя в глаз. Медведь зарычал от боли, немного подвинулся и освободил вторую руку Олафа. Варяг попытался схватить лежащий рядом меч, но медведь случайным ли, намеренным ли движением лапы выбил его оружие и отбросил в сторону. Другой удар лапы прошёлся по лицу Олафа. Кровь заливала глаза. Он понимал – ему надо добраться до меча. Но, как! Огромное животное, разинув страшную пасть, стояло у него на пути.
    Олаф перекатился вправо, подхватил лежащую на земле большую ветку, воткнул её в землю, словно рогатину и направил зверю в грудь. Это задержало его всего на несколько мгновений. Но этих мгновений Олафу хватило для того, чтобы добежать до меча, поднять его и встать перед медведем в полный рост.
   Олаф понимал, что в запасе у него всего один удар. Уйдя влево, он прошёлся мечом по животу зверя. Потом отскочил в сторону и упал. Смертельно раненный медведь прополз ещё несколько метров в сторону своего врага и остановился. Лежал и стонал, как человек. В голосе его было столько боли и отчаяния, что Олаф нашёл в себе силы подняться. Острая сталь вошла в грудь животного. Брызнула кровь. Умные глаза зверя в последний раз взглянули на человека. Из них уходила жизнь.
   Две недели Олаф пробыл на месте недавнего боя. Соорудил подобие шалаша. В нём жил, питался медвежатиной, восстанавливал силы… Потом собрался в путь. Август заканчивался. Наступал сентябрь, а с ним и осень. Она на север приходит быстро. Только что было тепло и вот уже веет прохладой и сыростью.
   Он шёл и шёл… Путь его пролегал по землям кривичей. За ними жили эсты и чудь. А за ними земля фьордов и студёных ветров. Его родина. Он шёл привычным лесным путём, иногда сворачивая на просёлочные дороги.
   На одной из них ему пришлось вступить в бой. А было это так. Купеческий обоз он увидел ещё издали. Меняли колесо на телеге.
     «Зря они это делают в лесу, тем более в таком месте» - подумал опытный Олаф, приближаясь к людям.
   И вдруг на ничего не ожидавших возниц с обнимавших дорогу холмов посыпались люди с оружием. Завязалась схватка. Ещё не окрепший от ран, сам того не понимая, почему он это делает, Олаф бросился на помощь обозникам. Он мгновенно оценил ситуацию. На стороне разбойников эффект неожиданности и численный перевес. Привыкшие ко всяким передрягам торговые люди оборонялись достойно.
   Олаф подоспел вовремя. Первых троих он поразил легко, потратив по одному удару на каждого. Варяг видел, что это бывшие землепашцы, по воле судьбы вступившие на разбойничий путь. Для опытного воина это не сила. Ещё двое пали от его меча. Обозники, увидев неожиданную помощь, воспряли духом и обрушились на врагов что есть силы.
   В последней схватке Олаф сошёлся с главарём шайки. Это был высокий бородатый мужчина со шрамом на всю левую щёку. Вооружённый боевым топором гигант управлял им так лихо и ловко, что многие в страхе расступались перед ним. И было из-за чего! Пятеро обозников вздумавших преградить ему путь, упали обагрённые собственной кровью.
   Олаф с трудом уходил от сокрушительных ударов. Наконец, когда топор главаря промахнувшись воткнулся в телегу, Олаф воспользовавшись этим, рубанул по великану. Захрустели шейные позвонки. Враг упал. Оставшиеся в живых разбойники тут же разбежались. К переводящему дух Олафу подошёл старший купец:
     - Ты нас выручил. Кто ты? По виду варяг.
     - Так оно и есть, ответил Олаф.
     - Пошли с нами. Мы на север идём в ваши края. Ты нам пригодишься.
   Олаф согласился. Дальнейший путь до дома прошёл без особых приключений.