Проще быть как все

Владимир Кожин 3
        Стригу я кусты, давно уже не стриг. Они подросли, стали пышнее, зеленее. Но какие-то неухоженные. Кусты-то декоративные, их целый ряд, а верхушки стали неровными, отдельные стебли выросли, торчат над другими, портят вид. Взял я садовые ножницы, стал кусты ровнять. Обрезаю, а сам думаю: ведь срезаю в первую очередь самые свежие, здоровые, тянущиеся ввысь к солнцу ростки. Что-то меня смутило, ведь жалко обрезать лучшие ветки.
        Следующим стал ремонтировать свой газон. Вроде травка растет неплохо, надо только своевременно косить, иногда поливать. Но появились желтые пятна, кое-где трава высохла, не растет.  Пришлось вырезать несколько кусков дерна с травой на периферии, где не столь заметно, и вставить свежие «заплатки» в эти некрасивые места. Теперь надо только побольше поливать, и недели через две-три все зарастет, станет красиво.
        Сел передохнуть и задумался. Почему я лучшие ветки обрезал, а самую слабую нездоровую траву усилил здоровой? В голове возникла аналогия с людьми. Припомнил случаи, когда и с человеком так поступали. Высунулся – получил по голове. Говорят же - не высовывайся! Общество часто не любит слишком активных, выделяющихся из массы, не поможет даже ум и талант. Считает их выскочками. Особенно, если у человека еще есть и собственное мнение. Проще жить, если быть как все…
        А когда человек не справляется со своими задачами, например, на производстве, его работу часто перекладывают на другого: тихого, скромного, исполнительного… Скажут: «Ну как же, надо помочь, ведь человек хороший, что поделаешь, если у него не получается». А вообще, это русская традиция помочь слабому, бедному, несчастному. Так же, как не любить выскочек, успешных, богатых…
        Вроде я не считаю себя злым или завистливым человеком, а почему же в своем саду и я поступаю как все? Конечно, сравнивать людей с кустами нельзя.  Но почему я обрезаю лучшее и помогаю худшему? Почему я не даю расти одуванчикам, если сам люблю смотреть на их яркий желто-зеленый ковер?
        Может все это потому, что человек стадное существо, со всеми хочет жить дружно? Ведь так жить проще. Пусть и ощущаешь себя не достаточно свободным. Но свобода это «осознанная необходимость». Осознал и успокоился… Вспомнил, как я когда-то, будучи небольшим руководителем, проводил сокращение штатов. Начальство заставило. Я уже много лет болезненно это вспоминаю. Кто-то наверху диктует правила, а ты выполняй! И я оказался не исключением, стал играть по их правилам. Не смог серьезно возражать, конфликтовать, высовываться… Система была такая!...  А что, сейчас другая?
        Вот и приходится подчиняться общественным правилам.  Быть, как все. И  кусты стричь, как все.