Про абрикосы

Катерина Ландышева 2
Да, да, печально,но можно уже и не ждать. Умерли. Совсем умерли. Навсегда. Два. Огромных. Старых. Абрикоса. Каждый день ходила, смотрела, ломала хрустящие веточки, проверяла. Ничего нет вечного. Еще четыре их громадных ровесника надели свои нарядные бело-розовые одежды, заневестились, а эти двое так и остались стоять мрачные и голые. Это люди голые могут быть красивыми или смешными, а деревья они голые всегда грустные и страшные. Будем потихоньку пилить. За раз не справимся. Сожжем ветки -зола будет, для почвы полезно. Деревья, они и мертвые полезными бывают.
Замену старым деревьям нужно готовить постоянно, покупать и подсаживать новые. Все живое умирает и деревья тоже. Вот и надо иметь в саду разновозрастную компанию. Так спокойней. Но абрикосы не сажала. Каждый год покупала новые яблони, груши. А абрикосы, они казались такими вечными. А вот на тебе!
Ну что ж бывает, и кочерга стреляет и абрикосы умирают -слезы лить некогда. Поехала на рынок и купила парочку новых саженцев. Пока ходила, да выбирала и порадоваться успела и погрустить, и поругаться и посмеяться. Целая песня. Саженцы в Город привозят из разных мест: Узбекистана, Ташкента, Уральска, Астрахани, и даже из Краснодара. Город нефтяной - деньги у людей есть, вот и выгодно сюда везти. Купят. Привозят все. И съедобное и декоративное. Бери-не хочу. Все есть.Продавцы все разные. Приезжие с юга, большей частью мужчины. Из России теток больше бывает. Раньше народу в возрасте было больше, теперь молодых тьма. Коммерция, это дело молодых и выносливых. Сплошь и рядом торговцы -не земледельцы. А садоводы в это время дома сидят, да в саду работают. Им некогда в горячую весеннюю пору по казахстанским базарам разъежать. Вот и сидят молодые парни на рынке, молодые деревья предлагают. Просто проходу не дают, спрашивают чего желаете, что ищете. Такие угодливые, предупредительные. Идешь, как королева шагаешь -все тебе предлагают, кланяются. И вежливо так сдержанно, туда "рахмет", сюда "спасибо" раздаешь и дальше идешь. Ищешь продавца спокойного и саженцы достойные. Ух и хитрые пошли коммерсанты, ушлые. Все как на подбор психологи, знают, что в нефтяном городе у нас люди нетерпеливые живут. Работать не любят, халяву везде ищут. Вот и везут саженцы огромные, с листочками. Такие у нас быстрей разбирают. А как иначе? Вот так раз и готовое дерево. Чего еще ждать? Поливать? Удобрять? Ишь, чего захотели. Спину гнуть. А вдруг заболит еще. Выращивать, стараться, плодов пять семь лет ждать - это не про нас. Нашим людям все надо сегодня, ну на крайняк завтра. Продавцы знают. Они большей частью не городские люди, из крестьянских семей. Между собой посмеиваются. Они знают, что чем моложе дерево, тем оно меньше ( странно да?), а чем моложе саженец, тем он легче и лучше приживается. Они знают, что у дерева в молодом возрасте главное не вершки, главное корешки. Не на крону надо смотреть, а на корень. Надо прививку проверить, если плодовое. Все они знают. Но главное -то для них продать. И если не приживется то огромное несчастное деревце, им опять и выгода и радость - на следующий год, можно глупому и жадному невеже-торопыге еще одно дерево продать.
Нашла себе продавца спокойного, не агрессивного, не люблю слишком навязчивых. И саженцы понравились. В мешке стояли, небольшие с виду. " Давай, говорю корень посмотрим, прививку покажите, пожалуйста". И тут картина маслом. Продавец, нахмурился, улыбку в карман засунул и забубнил. " Молодой корень, молодой корень" Что значит молодой корень?"- удивилась я. " Показывайте, что есть.-настаиваю. А он не хочет. Стоит, голову опустил, глаза прячет. Точь в точь как ученик у доски, который к уроку не готов, а упирается и талдычит : " Я учил, я учил" Продавец понял, что двойки ему не избежать и достал дневник, то есть саженец. Мать честная!! А у него корня то и нет вообще. И у остальных тоже самое. Так, одно название. Не длиннее пальца. "Что ж Вы делаете, -тут уж стала я ругаться. И зачем вы это привезли? Зачем такое продаете? Вы ж знаете, что не приживется! Продавец решил, что самое лучшее для него - смыться - и исчез. А я дальше пошла. Без абрикосов возвращаться было никак. Подошла к астраханцам. Не люблю я у них покупать. У меня, как и у всех наших соседей все деревья - узбекские. Астраханские всегда дороже. Но делать было нечего. Мне нужны были деревья. " Покажите, -говорю,-прививку, корень, какой сорт. Тетенька встрепенулась, давай корень разворачивать. Ого! то что надо. Корень был. Это был не корень - а загляденье просто. Сорт мелитопольский. Продавец, заворачивая корни саженцев в пакет, предложила сразу обрезать. Я говорю, обрезайте, только не сильно, просто, чтоб везти было удобно. А после посадки я сама обрежу сантиметров до восьмидесяти. Она обрезала, а потом и говорит, у вас народ странный. Я всем предлагаю обрезать, а вот только вы согласились. А другие кричат не надо, вы что делаете! я большое хочу! И мы расхохотались, А продавщица продолжала. Вчера один мужчина приходил, пять дней назад купил абрикос, от обрезки отказался, теперь пришел и жалуется, что-то цветов нету. Я не стала слушать, что там дальше было с тем мужчиной. Поблагодарила и ретировалась. Поехала домой. Сажать. Обрезать. Поливать.