История поэтик

Диза Ми
       Взаимоотношения автора с героями своих произведений, а также с читателями, коим адресованы эти самые произведения в разные эпохи всегда были различны. На протяжении всей истории литературы эти отношения эволюционировали, претерпевали ряд изменений, и все время находились в движении. Характер этих взаимоотношений, в конечном счете, обуславливался  литературным или художественным  самосознанием эпохи, в которой он существовал. Несмотря на всю сложность систематизации этих взаимоотношений, в истории литературы, можно выделить три достаточно крупных периода, в каждый из которых сохранял свою актуальность тот или иной их тип взаимоотношений автор - герой - читатель. Первый период в истории литературы принято называть мифопоэтическим, второй -  традиционалистическим или каноническим и третий, называется индивидуально - творческий или неканоническим.  Каждый из этих периодов можно структурировать по направлениям развития литературы, сложившихся  в рамках того или иного типа художественного самосознания. Так, например, для мифопоэтического периода характерны устная и архаическая письменная словесность. Для канонического периода - древность, средневековье, возрождение, классицизм, барокко. Для неканонического периода -  романтизм, реализм, символизм. Исходя из литературного самосознания и взаимоотношений автора - героя - читателя происходило  формирование поэтик, свойственных тому или иному периоду в истории литературы.
      
      Нижнюю хронологическую границу периода, литературное сознание которого, можно определить, как мифопоэтическое определить весьма трудно. Первые ростки литературы появились тогда, когда в человеческой традиции появился нарратив. Верхняя же граница этого периода восходит к V - IV вв. н. э. Литература этого периода в основном представляет собой устное народное творчество, так называемую словесность или фольклор. Для этого периода характерно противостояние архаической литературы и фольклора, которые на данном этапе различались способом хранения информации. Для фольклора он был устный, для архаической литературы - письменный.  В этот период литература полностью ритуальна и соединяет в себе зачатки словесного, музыкального, танцевального, театрального искусства, а также эпического, лирического и драматического родов поэзии. Главным же критерием художественности архаического текста, записанного или устного, служило то, насколько он предназначен для многократного дословного или приближающегося к дословному воспроизведения.
      
      В мифопоэтический период  у литературы, представленной фольклором, отсутствует автор. Прежде всего, потому, что фольклору чуждо культивирование индивидуальной манеры письма, как особой ценности. И даже тогда, когда литература приобретает статус письменной, что неизменно влечет за собой подпись ее автора, идея авторства больше выражает идею авторитета и некого ручательства за текст. Имя автора, на данном этапе развития литературы всего лишь гарантирует доброкачественность рукописи, а также указывает на ее жанр. Однако, в обоих случаях: и в случаях безымянных текстов и тех случаях, когда они подписаны, литературное произведение воспринимается как плод жизнедеятельности коллектива, нежели как индивидуальный творческий акт.
      
       Понятие жанра в мифопоэтический период также весьма размыто. Зачастую оно неотделимо от правил ритуального и житейского приличия. Но именно на этой стадии своего развития литература формирует жанровые традиции написания текстов - каноны.
      
       Поэтического стиля как такового на данном этапе еще пока тоже не существует, Правила стихосложения в целом подчинены все той же ритуальности обрядовости. В текстах мифопоэтического периода отсутствует разграничение «низкой» и «высокой» лексики, Зато широко применятся параллелизм - сопоставление двух явлений жизни путем их параллельного изображения.
      
      В целом, взаимоотношения автора - героя - читателя  мифопоэтического периода определяются ритуальной направленностью литературы, существующей в его рамках. Здесь нет четкого размежевания на автора - героя и читателя. Здесь все слито воедино в обрядовом действии, и литература представляет собой хорнаду - священнодействие. Если говорить о поздней архаической литературе, представленной в основном эпосом и различными религиозными текстами, то тут автор, равно как и читатель полностью изолирован из хронотопа текста.
      
      Традиционалистический период охватывает собой достаточно продолжительный отрезок времени. Он начинается, примерно, с середины I тысячелетия до н.э. и заканчивается, примерно, в первой половине XVIII века нашей эры. Художественное самосознание этого периода обусловило выделение литературы, как особой формы идеологии и культуры, что привело к формированию теории литературы - канонической поэтики. Каноническая поэтика подразумевала опору на некий образец - стилистический, жанровый, сюжетный, или любой другой, поэтому ему был свойственен набор устойчивых литературных моделей - универсалий,  подобных тем, которые полагались в основу действительности.
      
      Такая категория как авторство в эпоху канонической поэтики в период Древности  выступает лишь как частный случай, своего рода разновидность канона. И хотя, имена многих авторов, остаются, по – прежнему, символичными, теперь они выступают в роли носителей стиля и жанра литературы. Зачастую, воля автора подчинена общим правилам канонической поэтики, что в значительной мере ограничивает его творческий потенциал. На этапе Возрождения, так называемое «Готовое слово» не утрачивает своей актуальности и по - прежнему оперирует готовым репертуаром смыслов, не утрачивая при этом внешнюю форму, по которой идет мысль, чувство, способ восприятия автора, будь он "анонимен", индивидуален или даже индивидуалистичен. Эта внешняя форма, в которую всегда укладывается некий образ мира, делает для автора затруднительным непосредственный взгляд на действительность, ее прямой анализ, а также передачу и воспроизведение действительности в ее истинном свете. Однако, те рамки, которые были поставлен канонической поэтикой,  не воспринимались автором как насильственное ограничение его творческой свободы. Напротив, в этом стандарте, в этих общих универсалиях, автор видит возможность своего самовыражения, а также  свою сопричастность к ним, как форму своей субъективности.
      
      В этот период происходит смена словесной организации текста на тематическую, художественная литература впервые выделяется из общей массы словесности и нуждается в систематизации - теории литературы. Основополагающим трудом по теории литературы, наиболее значимым для западного самосознания и появившимся в этот период, можно считать « Поэтику» Аристотеля. Эпоху традиционализма можно также назвать эпохой стиля, потому, что именно в это время формируется словесная организация текста, особый характер языка, придающий произведению красоту, ясность, единство и способный вызвать эмоциональную реакцию читателя или слушателя. С появлением стиля происходит разделение и крайнее противопоставление литературного языка - практическому, что неизменно влечет за собой отделение прозы от поэзии. В отличие от архаики, где средства выражения также были каноничны и стереотипны, но употреблялись стихийно и традиционно, в период традиционализма эта стереотипность осознается и используется с расчетом.
      
      В эпоху канонической поэтики складывается литературность, в основе которой лежит категория стиля, что находит свою реализацию в произведениях через категорию жанра.        Литературный Жанр представляет собой  исторически сложившуюся  форму сосуществования элементов топики, стиля и стиха. Особенно бурно эволюция, а затем классификация и жанровой системы протекает в периоды Возрождения, Барокко и Классицизма. На этом отрезке истории литературы, появляется множество новых жанров, однако, в конечном итоге, согласно поэтике Аристотеля, выделяются три основных жанра литературы: эпос, лирика и драма, но наряду с ними, широкое распространение получает такой жанр литературы, как роман.

        Что касается взаимоотношений автор - герой - читатель, в эпоху канонической поэтики, то эти взаимоотношения, не в последнюю очередь были продиктованы  жанрами литературы, сложившимися в этот период. Среди них можно выделить три основных типа. Первый тип, в рамках которого, и автор, и читатель изолированы из хронотопа литературного произведения. При этом   автор уже знает, какие именно события произойдут с героями его произведения, читатель же, ничего  не знает о героях произведения автора, и о тех событиях, которые должны с ним произойти. Герой же, оставаясь в рамках, произведения, созданного автором, является только функцией автора. Этот тип взаимоотношений в канонической поэтике представлен Эпосом.  Второй тип взаимоотношений, когда автор уже входит непосредственно в хронотоп своего произведения, идентифицируя себя с одним из своих героев. Читатель же все еще остается изолированным из хронотопа произведения. Этот тип взаимоотношений в канонической поэтике представлен Лирикой. И третий тип взаимоотношений, когда автор полностью изолирован из созданного им литературного произведения, а герой и читатель, либо герой и зритель, находятся непосредственно внутри хронотопа этого произведения. То есть герой и читатель находятся в едином плоскостном пространстве произведения и активно взаимодействуют друг с другом. Этот тип взаимоотношений в период канонической поэтики представлен Драмой.

       Третий период в истории литературы, именумый индивидуально - творческим, начинается с конца  XVIII века и, мне думается, длиться до сих пор, то есть до начала XXI века.

       История литературы на этом этапе своего развития, постепенно освобождается от догматов риторики, и достигает «гомеровской» вольности на совсем не гомеровском материале современной жизни. Центом внимания литературы  становится человек, с его конкретным бытием, мыслями, заботами, чувствами и литература стремиться со всей полнотой и неисчерпаемостью отразить окружающую его действительность. Это новое понимание человека и мира, в центре которого стоит не универсальная норма, а мыслящая индивидуальность, лишили каноническую поэтику ее мировоззренческого основания. И если предшествующая каноническая литература была ориентирована на стиль и жанр, то в индивидуально - творческий период ее развития наиболее значимыми для литературы стало индивидуальное и историческое видение мира. Таким образом, наиболее важной категорией для поэтики этого периода, стала категория авторства.

       На смену канонической поэтике приходит поэтика неканоническая, отличительными чертами которой являются: отсутствие жанровой системы. Главенствующим жанром литературы становится Роман, упраздняющий все жанровые требования предыдущей эпохи; переосмысление такого понятия, как стиль, который перестает быть нормативным и делается индивидуальным и противостоящим норме. Различные стилистические приемы и правила уступают место ярко выраженному стремлению к самовыражению, осуществляющемуся через миропознание путем всеохватывающего художественного образа. В неканонической поэтике Слово, освободившись от догматов традиционализма, больше не преломляет взгляд автора на окружающую его действительность, а служит орудием его непосредственного выражения этой самой действительности.

       Также  выделяются два направления литературы: романтизм и реализм, которые отличаются друг от друга некоторыми мировоззренческими принципами. Романтизм представлял расширение границы реальности литературы как путь ее личностных восполнений, а реализм стремился к изображению реальности в ее чистом виде.

Взаимоотношения автора - героя читателя в неканонической поэтике также определялись этими двумя направлениями. И хотя читатель по отношению к автору воспринимался как собеседник, эмоциональная отдача читателя достигалась различными способами.  В романтизме она строилась на стилистически поставленной экспрессии и непосредственности, а в реализме акцент делался на создании атмосферы достоверности и жизненности, сближающей читателя со сведущим и ищущим автором. Героям романтизма присуще не всеобщее, очищенное от случайного, а единичное и исключительное. Герой и автор в романтизме предельно сближаются, и зачастую, герой является проекцией личности автора. Романтический герой - это герой, жизнь которого складывается из противостояния миру. И романтизм создает иллюзию жизненности своих героев. Иначе дело обстоит в реализме. Здесь можно четко выделить тенденцию к подлинной жизненности героев литературных произведений. В реализме отсутствует противостояние мира и героя. Любой герой здесь мыслиться существующим внутри этого мира,  даже если он ему противостоит. Герой реализма обладает более жизненными, нежели поэтическими чертами.

Позднее в неканонической поэтике возникает идея о «Смерти автора». Суть этой идеи состоит в том, что автор воспринимался только сугубо как проводник слова, посредством, которого он творит свое произведение. Авторский текст обезличивался, а истинным творцом этого текста признавался читатель.

Такова история поэтик в истории литературы, изложенная в рамках истории данного эссе..