Забытые имена. Алексей Корзухин-художник из народа

Алина Алексеева-Маркезин
Алексей Корзухин.Возвращение из города, (1870) — Государственная Третьяковская галерея.

     "Всегда радушный, чуждый всякого чувства зависти к своим собратьям по искусству, он всегда готов был служить словом и делом на пользу каждого, кто приходил к нему. Алексей Иванович знал по горькому опыту, что такое жизнь. Единственной целью его жизни было искусство и работа." (Донстер А.И)

     Алексей Иванович Корзухин родился в Уктуссе (Екатеринбургский уезд). 11  марта 1835 г.в семье крепостного промывальщика золота. В 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году  его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.В 1858 году он поступил в Академию  Художеств, где проучился вплоть до 1863года.

       В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в1859 году - 1 серебряную,  в 1860 году  - 2 серебряных, в 1861  - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства». В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.

        В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании петербургской артели художников, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.

      Будучи членом-учредителем «Артели художников»  и «Товарищества передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищетва.

       Основным содержанием картин Корзухина является правдивое и бережное изображение современной действительности в ее интимных проявлениях. Это позволяет ему раскрыть добрые и светлые стороны в душах простых, незаметных людей, к которым он относится с глубокой симпатией и сочувствием.

     Вот почему его привлекают интимные, лирические эпизоды жизни этих «маленьких людей» - минутные радости крестьянских детей, их детские забавы и шалости, сцены встреч и прощаний, радостного возвращения и хмельного веселья. Эти бытовые картинки при всей непритязательности своей написаны искренне, свежо, поэтично.


     В 1868 году, за картину «Возвращение с ярмарки», художник получил звание академика, а за картину «Поминки на деревенском кладбище» - звание художника 1 степени.

         Однако они не исчерпывают всего идейного содержания творчества Корзухина. В своих лучших картинах он, стремясь искренне и правдиво изобразить окружающую действительность, добивается определенного общественного звучания. В обыденной эпизодической сценке из жизни перед нами раскрывается существенная социальная подоплека этой как бы случайно подмеченной сцены. Такие картины ведут зрителя от частного эпизода к размышлениям и обобщениям, далеко выходящим за пределы изображенного.

          В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника. Среди характерных произведений Корзухина:, «Птичьи враги», «У краюшки хлеба».

       Великолепные картины мастера «Перед исповедью» - 1876–1877 год, первый вариант которой находится  в Картинной галерее Твери, а второй в  Третьяковской галерее .

     На картине изображен  быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Корзухин часто брал церковные заказы. Принимал участие в росписи московского храма Христа Спасителя.

      Дар острой наблюдательности и поэтичность картин Корзухина помогают ему осветить внутренним светом самый незначительный бытовой эпизод, раскрыть в нем глубокий истинный смысл происходящего, выявить в образах простых, незаметных людей подлинно человеческие стороны их души.

    В 1888–1889 годах экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом Товарищества так и не стал. Участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

        Участвовал в росписи Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального собора в Риге, автор мозаик в Соборе Воскресения Христова на Крови.


      Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
Прах перенесён в 1940г. с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Другие работы художника можно посмотреть здесь    http://maxpark.com/community/6782/content/1777771