А вдруг мама увидит...

Дарья Михаиловна Майская
Мой старший сын - Виталий - на удивление правильный,
ответственный. Любое дело он выполняет старательно,
максимально сосредоточившись на нём. И это с самых
ранних его лет.
Я и не воспитывала его никогда: мы с ним просто
обсуждали, что это нужно делать, это необходимо,
это важно.

Иногда он возражал: нет, это не нужно делать
или не в первую очередь. Я внимательно выслушивала
все его аргументы. Не было случая, чтобы я в угоду
своим амбициям или из-за боязни уронить авторитет, настаивала
на своём, когда видела, что он прав или дело не пострадает
от его кратковременной отсрочки.

(Мой младший, кстати, в таких случаях, твердил одно,
что никто это не делает или рано это делать, а я заставляю
его потому, что мне так надо: лишь бы все работали).

Потом, когда Виталий уже был старшеклассником, у меня
могло не хватить аргументов, убедительности: Виталий
обладал железной логикой. Но жизнь-то не всегда
логична, а этого опыта у него ещё не было.

Я говорила:

- Сынок, теоретически ты прав. Но в жизни не всегда всё бывает
по теории. Ты сейчас доверься материнскому сердцу,
оно лучше видит...

Я не боялась высоких слов, а они иногда перебивали
любую логику.

Авторитет мой у мальчика был безупречным. Он считал,
что я всё знаю, обо всём могу догадаться. А огорчить
меня для него было вообще невозможным.

И вот лет девяти-десяти, в третьем классе он учился,
как-то задержался Виталик в школе... Я жду-пожду - нет его.
А у меня второй, маленький, на руках. Папу пока
не извещаю, ещё не потеряла надежды.

Вообще-то, у нас так: только папа ходит на
родительские собрания. Дома, если возникают
 "непонятки" с мальчиками, папа коротко говорит:
- Слушайте мать, она знает...

На этом всё его участие в воспитательном процессе
заканчивалось.

Наконец, сын пришёл. Спешу накормить его,
попутно спрашиваю, где он был так долго.
Отвечает неуверенно, неубедительно, но я не
всполошилась, вроде всё нормально.

Уже женатым Виталий рассказал мне.

- Мам, однажды получил я двойку. В дневник мне её
поставили... Книгу какую-то дома забыл, а учительница
так наказала меня.
Как идти домой с таким позором? Вот мы с Серёгой и
думаем, что делать? (Серёга - его дружок, они оба
отличники).
И надумали мы с ним вырвать этот лист и утопить его в реке...

Пошли на мост. Бросили лист в воду. А он качается на
поверхности. Как же его так оставить? - Пойдёт мама,
увидит этот лист с двойкой...

- Куда бы я пошла? Колюшок-то малюсенький был!-
не выдерживаю я. Потом спохватываюсь и мы смеёмся:
хоть бы Колюшок и большой был, с чего это я бы  пошла
искать какой-то лист?!

- А я думал, уверен был, что обязательно
пойдёшь, увидишь и выловишь его, этот злосчастный лист...
Будешь разбираться, поймёшь, как я плохо поступил.
- Как же утопить этот  лист,
по-прежнему качавшийся на речной ряби? - думаем с Серёгой.
Решили бросать в него камни, комья земли. Но это не просто:
мост длинный, мы бегали по нему на берег, искали камни,
палочкой комья выкапывали.
 А ведь по листу-то и не попадёшь сразу...

Вот и провозились мы почти до вечера.

Я провожу рукой по пышной шевелюре сына,
так рано тронутой сединой...

Припомнился случай, произошедший, приблизительно, в
это же время.

Приходит Виталий из школы и рассказывает мне.

- Вчера Пономарёв (это его соклассник) получил двойку.
Я смотрю на него на переменке - он весёлый: бегает, играет
с ребятами в догонялки... На другой перемене - опять весёлый.
Пошли мы домой - весёлый.

Я думал: притворяется. Дома мама его огорчится, может,
заплачет, погрустнеет сразу!

На следующий день он приходит в школу. Я ждал его, смотрю -
бегает, весёлый. Я и подумал: ну, не мой ты сын!..

Я была тогда  очень серьёзной во всё время разговора с сыном: не знала,
как вести себя. И смешно было, и тревожно - что ж он
так переживал-то, это же ненормально и для его возраста.


А вот Виталию четырнадцать лет. В их классе очень
хорошенькая девочка, Оксана. Они с Виталиком вместе
в музыкалку ходят.

Приходит Виталик из школы, рассказывает.

- Представляешь, мам, сидит на переменке Оксана на парте,
положила ногу на ногу и рассказывает, как какой-то
мальчишка посмотрел на неё, а другой ей что-то сказал...
А я смотрю на неё и думаю: да кому ты нужна, троечница!!!

- Вот, сынок, тебе и самому уже понятно, что никакие
данные не заменят ума!

(В душЕ я обхохоталась, но
как оскорбить или разрушить возникший стереотип никчемности
личности  из-за отсутствия у неё  душевных  качеств и
ответственности).

Младший учился легче. У него большие способности к учёбе,
лёгкий характер. Если я пыталась его "нравоучать", он
обязательно смешил меня, незаметно уводил от неприятной темы.

Старший выговаривал мне:

-Он изучил тебя: рассмешит и ты про всё забываешь.
Набалуешь, а потом что будешь с ним делать?

И вот Виталий отслужил в армии. Младший собирается
вечером пойти погулять. Я говорю ему, чтобы он выпил
молоко и шёл.

- Да не хочу я его!

- Ну, иди так.

Виталию чуть ли плохо не стало: молоко не выпил и... иди?!
А как же я всегда раньше и теперь пью молоко, перед тем,
как куда-то идти?

- Не пил бы, я же просто предлагала, - говорю, а
сама поражаюсь - я никогда такой не была... своенравная
была. Не в меня мой мальчик.


Перебираю в памяти прошлые годы. Как жаль, что мальчики выросли,
что они уже сами родители.

Но у меня же внуки!!! Есть, где разгуляться!

Слёзы тихонько навернулись мне на глаза и тихонько скатились
по моим щекам...