Фирс Сергеевич Журавлев-русский жанровый живописец

Алина Алексеева-Маркезин
Фирс Журавлёв.Девичник в бане,1885г

      Поместила именно эту иллюстрацию.Так как художник очень высоко ценил эту работу.
 Картина «Девичник в бане», посвященна старому обычаю накануне свадьбы,проводить девичник в бане. Здесь впервые в  искусстве второй половины 19 века предстает  обнаженное женское тело.

     Картина была задумана Журавлевым ещё в середине 1870-х годов . В начале 1885 года «Девичник» был закончен и до Саратова показан в Москве и Нижнем Новгороде. Теперь же Журавлев привез её на суд земляков. «Девичник в бане» был предметом его гордости.

        В тщательно продуманную композицию вошли двенадцать женских фигур. В центре — белокурая невеста в томной позе, которой что-то наставительно шепчет на ухо старшая, уже замужняя подруга. Девушка грустна и не замечает ни общего веселья, ни великолепной корзины с фруктами.

       Слева — пожилая особа, сидящая за столом, уставленным рюмками, бутылками и графинчиками, отдает должное винам и сладким закускам. Чуть в глубине — группа веселящихся подружек, одна из которых лихо играет на гармошке, а другая выступает в пляске, размахивая нарядно украшенным веником.

     Справа — разбитная красотка с медным тазом в руке откинулась на спинку кресла и никак не может отдышаться. На происходящее с печалью об ушедшей юности и легкой укоризной взирают две немолодые дамы. В живописном беспорядке всюду разбросаны пестрые шали, кружевные нижние юбки, чепчики, накидки и прочие изящные предметы.
     Тема наготы была использована художником неожиданно и смело. Еще бы, во всей своей ослепительности предстали не какие-то греческие богини или римские матроны, а наши русские красавицы.

О ХУДОЖНИКЕ

     Фирс Сергеевич Журавлев  не стал очень популярным художником,но внёс  свой особенный вклад в историю русской живописи.Не все могли в те времена добиться мировой известности,даже несмотря на свои достижения.

    Возможно и тематика его произведений была не очень востребованной.Но посмотрев его картины,вы много узнаете о быте,людях и обычаях той эпохи.Это как заглянуть в дома людей более ста лет назад.

         Он родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и  до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом.

      В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в  Академию Художеств.
 Уже в 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским.и другими учениками Академии. Они собирались на квартире  Крамского, где  кто-то читал вслух какое-либо из произведений  литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.

         В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта.  Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века.
 

     В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.
   
       Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору. Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств.
 
          Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель. Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.

           В 1860-1870-е годы художник выставлял  свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».


          Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны  интересна картина  «Возвращение с бала». В ней освещена тема  неравного брака. Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни.

  За  две картины  «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев  получил  звание классного художника первой степени.
 
       Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна.

 В  1876 году   Журавлев представил  свое программное произведение «Купеческие поминки».Лучшее и значительное создание Журавлёва,
опять таки полное трагизма...».В.В.Стасов. о  картине Купеческие поминки.

 Картины  «Перед венцом» и «Купеческие поминки»  знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается  глубина проникновения в проблемы  человеческой жизни.

     В период с  1880 по 1890-е годы художник  писал портреты. Среди них есть автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой  в ермолке, косоворотке и халате.

     Журавлев также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя. В 1888–1889 годах художник экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

    Практически ничего не известно и о последнем десятилетии жизни Фирса Журавлева. Он умер в 1901 году, и, как писали позднее, современники не заметили этой кончины. Имя саратовского уроженца, «таланта не из рядовых» постепенно забылось, стало предметом внимания историков русского искусства, которые причисляют автора «Девичника в бане» к числу лучших художников-жанристов своей эпохи.
            Работы Журавлева хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани, Одессы, Минска, Калуги, Иванова. В Радищевском музее — четыре его произведения.

С другими работами художника можно познакомиься здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1765040