Применение web-порталов для медицинского обслужива

Казыбек Ерболат
Применение web-порталов для медицинского обслуживания населения
Всем нам, как и людям из развитых стран  хочется получить качественный медицинский сервис. Практика доказала, что любая структура будь это система образования, медицина, наука или культура страны со временем должна трансформироваться, развиваться в лучшую сторону, это в свою очередь порождает актуальность темы данного исследования.
Что в первую очередь делает современный человек, обнаруживший у себя или близких проблемы со здоровьем? Конечно же, лезет в интернет. К сожалению, на всевозможных форумах с разу же дают рекомендации и ставят диагнозы в основном не квалифицированные врачи, в некоторых случаях даже не врачи, а просто блогеры. И вот в течение получаса готов диагноз и самостоятельно выписан рецепт. Это наиболее распространенная ошибка, которая иногда может привести к очень плачевным последствиям. Это лишь доказывает, что нам нужны качественные web-порталы, где пациент может не сомневаясь получить медицинскую помощь. Поэтому в данной работе представлены основные моменты пользы web-порталов.
Во-первых, сокращение затрат времени на поиски подходящей клиники. Не нужно никуда ездить, если на сайте выложена подробнейшая информация о предоставляемых услугах и их стоимости, времени и особенностях приема посетителей у тех или иных специалистов. Особенно это актуально для тех, кто собирается на консультацию в другой город. Так, в клиниках можно не только записаться онлайн, но и получить список необходимых для консультации врача документов.
Во-вторых, на медицинских форумах можно получить исчерпывающую информацию об интересующей болезни. Естественно, ставить диагноз и назначать препараты заочно не возьмется ни один профессионал, однако, если этот самый диагноз уже есть, можно получить бесценные советы по лечению или купированию заболевания. В настоящее время собственные сайты есть у многих действительно хороших специалистов, заинтересованных в поддержании своей репутации. А получить их бесплатный совет дорогого стоит. Кроме того, практически почти каждый медицинский центр нашей страны имеет собственный интернет-ресурс и онлайн-консультанта, который способен ответить на все вопросы.
В-третьих, не так уж редки ситуации, когда пациент попросту не знает, к какому специалисту обратиться. Здесь хорошим подспорьем станут именно консультации врачей-практиков, которых легко можно найти на просторах медицинских ресурсов. Они могут посоветовать хотя бы направление поисков причин заболевания, порекомендовать те или иные процедуры для уточнения диагноза.
В-четвертых, в случае, когда назначена какая-либо медицинская процедура, интернет становится настоящим кладезем полезной информации о ней. Зачастую у лечащего врача нет ни времени, ни желания, чтобы просветить пациента обо всех тонкостях предстоящих манипуляций. На сайтах же можно найти подробнейшее описание самой процедуры, узнать мнения тех, кто ее прошел, поделиться своими сомнениями и найти поддержку. Ведь для многих из нас пойти к врачу – настоящий подвиг. И чем больше мы знаем, тем легче решаемся на столь ответственный шаг. Стоимость услуг, особенности приема, требуемые анализы - клиника, предоставляющая подобную информацию в интернете, вызывает большее доверие потенциальных пациентов.
     Здравоохранение по определению означает охрану здоровья, а не лечение болезни, следовательно, из пассивного объекта лечения пациент превращается в активного субъекта лечебного процесса, в помощника врача. И хотя многие врачи по-прежнему предпочитают иметь дело с «полу одушевлённым» пациентом, вовлеченность гражданина в процесс охраны своего здоровья становится сейчас одним из центральных компонентов всех европейских реформ здравоохранения. Ведь многие элементарные тесты, такие как регулярные проверки уровня сахара в крови, измерение артериального давления и частоты пульса, можно производить, не приходя на прием к врачу, и ИТ могут здесь существенно помочь.
Одним из решений могут стать персональные электронные порталы (рис. 1), построенные по технологии Health Vault и позволяющие человеку получать данные, например, серию измерений артериального давления или уровня сахара, с помощью подключаемых к компьютеру приборов и сохранять эти данные непосредственно на портале. При этом человек сам решает, кому предоставлять доступ к его электронной карте: врачу или родственнику. Естественно, такие технологии требуют и соответствующей инфраструктуры – именно в этом и состоит пока различие между развитыми европейскими странами и Казахстаном.

 
Рисунок 1.

В Дании, где уже несколько лет функционирует единый национальный портал здравоохранения, 70% населения и 92% врачей общей практики активно работают в Интернете – ежемесячно более 2,5 млн сообщений пересылаются по электронным каналам связи, включая 84% направлений пациентов из стационаров в поликлиники, 97% лабораторных анализов и 81% рецептов (более миллиона в месяц), причем 95% врачей общей практики потенциально имеют доступ к электронной карте пациента. Это означает, что пациент может в любое время получить доступ к своим медицинским данным и по своему выбору, и в удобное время записаться к специалисту, который к моменту визита будет иметь всю необходимую информацию для встречи.
Аналогичный проект был выполнен Министерством здравоохранения Португалии, где посредством единого медицинского портала было улучшено качество предоставления медицинских услуг населению. Сегодня граждане этой, далеко не самой богатой страны Евросоюза могут записаться на прием в любой из 400 национальных медицинских центров, предварительно ознакомившись не только с перечнем предоставляемых там услуг, но и с подробной информацией о специализации и квалификации врачей, а также изучив карту расположения и пути проезда к медицинскому учреждению. Такие, казалось бы, простые вещи значительно экономят время и усилия, затрачиваемые на получение медицинской помощи. Кроме того, пациентам предоставляется полная информация о лекарственных препаратах, доступных в Португалии, и их наличии в аптеках.
Защита здоровья каждого гражданина стала центральным моментом реформы здравоохранения и в Словакии. Министерство здравоохранения этой страны поставило перед собой простой вопрос: а для чего вообще нужна реформа? За основу взяли показатели здоровья Всемирной организации здравоохранения – количество «недожитых лет» как результат преждевременной смерти и инвалидности. Когда подсчитали, то оказалось слишком много для небольшой страны, как в чисто экономическом, так и в моральном плане. В среднем в развитых странах эта величина составляет примерно 10-14%, а в Казахстане мягко говоря немного выше.
Первое, что предпринимает Словакия для решения проблемы «недожития», – создание транзакционного портала для консультаций граждан и их информирования по элементарным проблемам здоровья. Скажем, далеко не все граждане могут уловить разницу между понятиями «ангина» и angina pectoris (стенокардия). К тому же нередко мы спохватываемся, когда болезнь уже запущена, поэтому на следующем этапе проекта в Словакии будут подключены электронные сервисы, такие как электронная запись на прием, упреждение населения относительно вспышек заболеваний и соответствующих мер предосторожности, электронные библиотеки для граждан и медицинских работников, электронные форумы, позволяющие гражданам и медицинскому персоналу высказывать свое мнение об уровне медицинских услуг, законодательных актах здравоохранения и т.д.
Есть ли результат?
Как показывает опыт западноевропейских стран, эффект от использования ИТ в медицине достаточно ощутим. Действующая в Великобритании программа Wireless Home Сare по предоставлению медицинских услуг на дому позволила сократить еженедельные расходы на медицинские услуги на 85%. Исследование финансового эффекта ИКТ в Германии показало, что использование ИТ для предоставления услуг пациенту в режиме удаленного доступа сокращает ежегодные затраты на здравоохранение на 1,5 млрд евро.
Очень интересен пример испанской государственной больницы «Торревьеха», где использование информационных технологий для создания электронной карты пациента, поддержки клинических процессов, а также обучения персонала позволило заметно улучшить качество медицинских услуг. Уже через год после запуска системы в этой государственной больнице было сделано 15 тыс. успешных операций, что в 4 раза больше, чем во многих медицинских центрах Испании. Сократились также расходы на лечение, в основном благодаря отказу от повторных анализов и быстрому доступу к результатам лабораторных исследований. Почти для всех больничных процессов время ожидания было сокращено в среднем в 4 раза, при этом освободившиеся средства были направлены на обучение персонала и увеличение премий наиболее квалифицированным сотрудникам. Сегодня средняя заработная плата врача в больнице «Торревьеха» на 40% превышает средний заработок врача в Испании.
Электронное здравоохранение и его телекоммуникационный компонент – телемедицина – изначально возникли в странах, где плотность населения сравнительно невелика (прежде всего это Скандинавские страны, такие как Дания, Норвегия), а требования граждан иметь равномерные по качеству медицинские услуги, независимо от места проживания, достаточно высоки. В Казахстане, да и в ряде европейских стран, основные медицинские учреждения расположены в крупных муниципальных центрах, и жителям удаленных районов приходится обращаться за помощью в города. Это создает дополнительную нагрузку на лечебный персонал в медицинских центрах, а люди упускают время, тратя его на приготовления к переездам. Кроме того, медицина в крупных городских клиниках поневоле становится обезличенной, когда клиническому персоналу противостоит нескончаемый поток пациентов. А ведь многие проблемы со здоровьем можно было бы решить на месте, если с самого начала правильно поставить диагноз. Именно в этой ситуации телемедицина может оказаться чрезвычайно полезной. В Германии, например, медицинские аналитики изучили результаты 1024 неврологических обследований пациентов за период 1995-2000 годы, произведенных в восьми специализированных центрах южной части страны (графические изображения, полученные с помощью методов магнитно-резонансной томографии). Выяснилось, что в 67% случаев транспортировка больных в специализированные центры была не нужна и можно было прибегнуть к терапии на местах, что дешевле и удобнее для пациента.
Наиболее квалифицированные специалисты Румынии сосредоточены в медицинском центре Бухареста, а во многих провинциальных районах даже нет врачей, способных грамотно «прочитать» рентгеновский снимок, особенно если локализация предполагаемой патологии не совпадает со специализацией местного врача. Чтобы преодолеть эту трудность, компанией Infoworld был создан портал, на который загружались рентгеновские снимки. Сегодня специалисты медицинского центра в Бухаресте консультируют местных врачей в относительно сложных случаях.
Сегодня технологии могут многое, но не следует забывать, что это всего лишь инструмент, человеческий фактор всегда был и остается решающим.
В данной работе представлены новые результаты пользы web-порталов.для медицинского обслуживания населения.