Цветущая сложность Орловской словесности

Борис Бобылев
Альманах «Орел литературный-2011» посвящен  200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Этим во многом определяется его состав и композиция. Открывает сборник очерк Алексея Кондратенко «Отечественная война 1812 года и Орловский край».  Данный материал далеко выходит за рамки обычной краеведческой публикации, ограничивающейся перечислением известных имен, связанных с Орловщиной и приведением соответствующих биографических деталей. Автор очерка на примере Орла и Орловской губернии помогает нам воочию представить размер народного горя, беды, обрушившейся на нашу родину двести лет тому назад. Невозможно читать спокойно строки из рассказов участников событий, в которых передается вся мера отчаяния, овладевшего людьми при известии о нашествии Наполеона: «Торговля прекратилась. Всякий помышлял о спасении своем. Богатые затрепетали от страха и бедных привели в отчаяние…Бедные, которые имели семейство и малолетних детей, то каждодневно ужас наводили на жителей. Плакали, как по умершим, ибо денег нет, идти из города нечем…». Как это знакомо, и как это напоминает горестные страницы нашей истории XX века... Алексей  Кондратенко приводит и другие факты, которые свидетельствуют о способности наших предков к преодолению страха и уныния, к самоотверженности  и подвигу. Перед нами предстают также примеры великодушия и милосердия наших земляков: пленные раненые французы, прибывшие  в Орел «в самом жалком состоянии»  получали от жителей необходимую помощь и уход. Слова Василия Жуковского, заключающие очерк, звучат необыкновенно актуально для нас, наследников великих побед: «Всего важнее для народа уважение к самому себе, теперь мы приобрели его».
Тема Отечественной войны 1812 года получает свое развитие в стихах Владимира Молчанова:
Мы выше чьей-то злобы,
И нам рабами быть не суждено.
Французы взяли
Некогда Европу
А обожглись-то
О Бородино.

Ирина Семенова с присущим ей даром визионерства воссоздает картину приснопамятной Березины:
Еще мы помним переправу,
 Где убегал Наполеон.
 Багры, приклады вместо весел
 Он созерцал из-под руки,
 Когда, сбегая, в бездну сбросил
 Им обойденные полки.

Внутренняя перекличка с произведениями о войне 1812 года присутствует рассказе Юрия Пахомова «Теперь я старше тебя отец», посвященном последствиям другой, столь памятной всем нам Отечественной войны. Юрий Пахомов с большой художественной силой передает  состояние утраты и сиротства, не покидающее детей убитых солдат всю их жизнь: «Я старше тебя, отец, наверное, оттого я так легко представляю тебя молодым».
Мотив памяти об ушедших присутствует в ряде материалов альманаха. Но, пожалуй, наиболее пронзительно он звучит в итоговых словах очерка Геннадия Попова «Неувядаемая герань воспоминаний»: «С июля 2003 года русский писатель Лободин Игорь Федорович числится в страшном, диком, невероятно огромном для мирного времени перечне исчезнувших бесследно граждан России на ее современнейшем историческом этапе. Не берусь судить, но скажу, что справедливо было бы обозначить его как  список «без вести пропавших в исторической битве русского народа за свое выживание на переломе двух тысячелетий».
Традиционно значительное место на страницах альманаха занимает тема Родины. Именно эта тема является доминирующей и объединяющей в подборках стихов поэтов из разных краев нашей страны.
Для орловского писателя Леонарда Золотарева сливаются воедино образы Родины и русской речи. При этом возникает внутренний диалог с «Мужеством» Ахматовой:
Ты хранись в нас, о русская речь!
Острый меч и испытанный щит
Нам бы землю родную сберечь
Русь святая себя сохранит.

Болью за современное состояние России и проникнуты строки талантливого орловского поэта Михаила Турбина:
Душа моя – Россия братства
И Вера – не всесильна Смерть.
Пора бы это окаянство
Во имя жизни одолеть

 В стихах петербуржца Андрея Реброва читаем:
Вживляя в строфы прожитые годы,
Он ощущает смертное родство
С грядущей высью русского народа,
В чьих душах длится вечности его.

Брянский поэт Владимир Сорочкин, как и его петербургский собрат по перу, связывает «грядущую высь русского народа» не  с имперскими амбициями и военным могуществом, но с таящейся в глубине души народа духовной силой, с наследием Святой  Руси:
Россия… На лихих годинах
Не возродился Третий Рим
Не кесарь скрыт в твоих глубинах,
А Новый Иерусалим.

Эта же мысль пронизывает отрывки из поэмы Ирины Семеновой, посвященной святой Матроне, достигая высшей точки экспрессии в конце стихов, где приводятся пророческие слова святого Иоанна Кронштадского о девочке Матроне:
- Все расступитесь!
                В помощь вам грядет
Отроковица – столп осьмой России!

Круг произведений, представленных на страницах альманаха «Орел  литературный-2011», безусловно, не ограничивается произведениями патриотического плана. Писатели-орловцы отдают щедрую дань вечным темам любви, творчества, жизни и смерти.
Проникновенностью и обнаженной  искренностью отличается цикл стихов Геннадия Попова «Наталья»:
Вершит судьба печальный листопад
В безмолвии ночи исповедальни…

Стихи эти сродни заклинанью. Заклинанью уходящего времени,  остывающей любви, безмерных и печальных расстояний. Возникает причудливая вязь ассоциаций, навеянных жаром страсти и подспудною жаждой покоя:
Ты говоришь туман…
Я ничего не вижу.
Лишь голос сквозь него проносят провода.
Не расстоянье, нет – оно намного ближе:
Но толща лет – текучая вода.
И ожиданья жар…

Изысканное воплощение темы любви, жизни и смерти получают в «опыте свободной прозы» Анатолия Загороднего:«Метаморфоз или время вылета бабочек». Писатель вводит еще один дополнительный подзаголовок «Поэма об одиночестве и страсти». Данный подзаголовок очень точно передает  художественную природу этого произведения. Проза Загороднего сочетает черты патетической декламации и нежной лирики, звучит как музыка. Зыбкие и трудноуловимые ночные голоса подсознанья пробиваются наружу, давая жизнь хрупким, завораживающе-прекрасным созданьям, невозвратимо исчезающим при свете дня:
«Кажется я видел сквозь сон…
Куколка, превращаясь в бабочку, вспыхнула палевым божьим пламенем, шелком и пылью, обдала меня прелестным и тайным, грешным светом драгоценных глазков, безумным, влюбленным в цветы четырехглазным отливом и, выпорхнув из оков, присела ко мне на ресницы и замигала фиалково-алою пылью и нимфеточным блеском крыл. И помню, я умер во сне от неизъяснимой прелести ее неземных глазков. И оттого, что умер, проснулся…»
На страницах сборника мы находим и другие прекрасные образцы русской словесности. К ним можно отнести эссе Владимира Ермакова «Что еще сорвется с этих губ (поэтический бред Анастасии Бойцовой)». Далеко выходя за традиционные рамки рецензии, писатель не просто дает оценку творчества поэтессы, он создает ее образ в исполненной изящества и гармонии прозе: «Словно некий неведомый словесный зверь, пойманный и прирученный ею, проходит по неведомым дорожкам речи – следуя тайным интуициям и темным интенциям языка. И в то же время ее стиль изощрен опытом книжности. В ней ленивое лукавство ученой кошки, идущей то налево, то направо, заводящей страстные песни и рассказывающей страшные сказки».
Очередной альманах, выпущенный  писательской организацией, включает самые разнообразные в тематическом, жанровом и стилистическом отношении произведения, сочетает черты традиции и новаторства, являя собою образец «цветущей сложности и свидетельствуя о значительных творческих возможностях орловского литературного сообщества.