Демон. Сцена одиннадцатая, жизнеутверждающая

Владимир Воржев
Лирическое вступление

Идя по жизненному кругу,
Меняя лица и друзей;
Терпя дожди, жару и вьюгу,
Удаче радуясь своей,

Кляня тоску, гоня тревогу,
Мечтая просто отдохнуть, -
Мы понимаем понемногу,
Насколько долог жизни путь.

Мы понимаем, с сожаленьем,
Что годы впрок нам не идут,
И лишь случайные мгновенья,
Нам счастье в памяти несут.

Мы понимаем, что напрасно,
Впустую тратили свой дар,
И то, что отнято – погасло,
А что ушло – вернулось к нам...

Да, мы и так все это знали, -
Уж, как-нибудь – не дураки!
Нам лишь о главном не сказали –
Как мы от жизни далеки!

Как мы бежим с полей просторных
В застенки темные свои,
И грезим там, в пещерах сонных,
О вечной страсти и любви.

Как мы слагаем гимн досугу,
Коней меняем на пути...
Идя по жизненному кругу,
Как можем к счастью мы прийти?

Просторный, богатый убранством зал, сверкает зеркалами; солнечные лучи играют бликами на дорогих люстрах и покрытом мозаикой полу.
За столом сидит Демон. Входит с докладом Антоний. Уже не раннее утро, но обеда довольно далеко  - эта мысль не на шутку тревожит Демона, подозревающего, что секретарь не принес ему ни одной, стоящей внимания новости, и ему опять придется коротать день в безысходной грусти.
Гулко, надсадно, тикают часы времен Людовика Солнце; из раскрытых окон доносится радостный щебет, почувствовавших весну птиц; со двора доносится перебранка экономки с ключницей. Тоска...

Демон
А, друг Антоний, - заходи!
Настало время для доклада?
Тому, кто коротает дни,
Подарка лучшего не надо...
Тому, кто в сумраке один
Здесь бродит средь пустого зала...

Антоний
Опять не спали, господин?
Мне утром ключница сказала...

Демон
Я? Да... не спал... Какой тут сон,
Когда луна светила в небе...
Позвал Светония... Вдвоем
Всю ночь бродили мы по снегу
Запретных знаний... Он чудак,
Конечно, и мечтатель...
Но спорить больно уж мастак,
И пить, - спаси создатель!
Мы с ним заспорили о том,
В чем назначенье Рима...
В пылу забрызгали вином
Чудесную картину,
Где я позирую вдвоем
С моим трехглавым другом...
Как тесно мыслям под дождем
Любви былых недугов!
Но все, довольно, - расскажи,
Что там творится в мире:
Волненья, войны, мятежи,
Восторг на чумном пире?

Антоний
Все также скучно... Две войны
Текут довольно вяло;
В них правой нету стороны,
Лишь деньги правят балом...

Демон
Как жаль! Увижу ли войну,
Костром пылающего гнева...
В ее горячечном дыму
Нашел бы место я ночлегу,
С тоскою справился своей,
И грусть рассеял в поле брани...

Антоний
Такой войны к скончанью дней
Дождетесь вы едва ли...
Теперь какие времена:
Торговля – а потом уж дело!
Кому нужна, милорд, война,
Когда не честь, а только тело
Народами руководит...

Демон
Ты прав... Давай войну оставим...
Ее плоды имеют вид
Любви последней, запоздалой,
Что листья осени хранит
Вздыхая с горечью усталой...

Антоний
Осмелюсь доложить, милорд,
Что вы давно уж не являли
Своих талантов – ведь за год
Вы миллионы намывали
В болотной тишине торговли!
И с небоскребов, камнем – вниз,
Летели те, кто разорился,
Познав безудержный каприз
Великолепного артиста!

Демон
О, да... Сильна людская страсть
К неубиенному металлу!
Она бесстрашно лезет в пасть,
Крича: «мне мало... все мне мало!»
Но этих радостных забав
Мне опротивели волненья;
И пусть «металл» не портит нрав,
Зато съедает вдохновенье,
Как боров – кучу желудей, -
Спокойно и неторопливо...
Пусть бродит он среди людей, -
Я сыт по горло этим дивом!

Антоний
Я в замешательстве, сеньор...
Мой ум, взращенный Демокритом,
И опыт жизненный, привел
К тому, - что тайною сокрыто,
Все то, что нам доставит радость.
И пусть вам кажется, что жить
Вам лишь печалями осталось –
Настанет час, проснется миг...
И дивным светом озарится
Тот мир, что разум ваш постиг,
Но сердцем временно озлился.
Поверьте мне! Я жил, страдал;
Я падал, поднимался...
Краснел от лести и похвал,
И в сером рубище скитался...
Я видел все... и вижу вас –
Разбитого, больного...
Но, повторяю свой наказ:
Страданья истина не нова!
Ей внемлют дети и мужи,
Крестьяне и аристократы;
К ней путь над пропастью лежит,
С ней Смерть с Забвением женаты!
Коль хочешь жить – гони ее!
Не лучше ль винное веселье,
Чем грусти злое воронье,
Предчувствий горькое похмелье?

Демон
Ты прав, мой друг, о, как ты прав!
Долой из стен ужасных
Туда, где средь простых забав
Сотру я дней ненастных
Нелепую тоску... Спою
Я гимн всесильной жизни
О, жизнь, - тебя боготворю
Я как солдат – отчизну!
Как много душ считают дни,
От горестей страдают...
Я с ними был; и сны мои
Отрады не давали...
Но вновь разбужен, окрылен,
Моим надежным другом;
И, будто заново рожден, -
Стою пред новым кругом!
О, жизнь: рассветы, облака,
Ненастливые тени;
Сомненья, радости река,
Объятья томной лени;
Надежды яростная дрожь,
Промозглый холод мая...
Тебя руками не возьмешь, -
Лишь красоту взирая,
Палитры красок чудеса, -
Ты ощутишь однажды,
Как чуден этот бальный зал,
Куда не приглашают дважды!

Антоний
Ура, мой мудрый господин!
Пришла пора веселья!
Не постыжусь своих седин,
И пусть не убоюсь похмелья!

Демон
И только так! Лишь раз живем!
На завтра... нет, - сейчас же –
В дорогу!

Антоний
Палаши берем?

Демон
Берем, мой друг отважный!
Уж завтра будем мы кутить,
С баронами стреляться;
И юным девам говорить,
Что нам глаза их снятся...
Но, только, знаешь, - я сперва
Слетаю к  н е й... на вечер...
И пусть кружится голова, -
Моей последней встречи
Она не повредит, - и в миг
Вернусь я за тобою...

Антоний (оглядывается)
Исчез... Какой прекрасный вид:
Любовь влечет героя!

Некоторое время ходит по залу, пожимая плечами.

Исчез...
Сидел, как пень, три года,
Не проявляя интерес
Ни к людям, ни к природе...
Любовь, любовь... коварны дни,
Ужасны твои ночи!
Когда бы не было любви,
То всяк – имел, что хочет;
И каждый был бы богачом...
Но я, - спаси создатель, -
Туда не шел бы ни по чем...
Вот так-то, мой приятель!

Занавес