Родное слово К. Д. Ушинского - пасхальная радость

Борис Бобылев
К. Д. Ушинский признан классиком отечественной педагогики. Это признание выражается в выпусках многотомных собраний сочинений, в наличии многочисленных исследований, посвященных педагогическим взглядам К. Д.Ушинского, в высоком «индексе цитирования»  его работ. Вместе с тем есть все основания утверждать, что мы не смогли до сих пор осмыслить и освоить главное в творческом наследии великого педагога, то, что составляет суть, ядро его дидактической системы – православную антропологию К. Д. Ушинского.

Долгое время официально считалось, что христианское миросозерцание К. Д. Ушинского мешало его педагогической деятельности, успех которой обеспечивался вопреки его « религиозным верованиям». В данном случае мы имеем классический пример «точности наоборот». Необыкновенный эффект дидактической системы великого педагога был достигнут не вопреки, но благодаря православию К. Д. Ушинского.

Православное мировидение играет роль внутренней формы, своеобразного «архетипа»  (в том смысле, который вкладывал в этот термин Платон) знаменитой учебной книги К. Д. Ушинского  «Родное слово». Важное место в первоначальном варианте книги играли рассказы из Священной истории, статьи, посвященные христианским праздникам, библейские заповеди и молитвы. Исключение всех этих важнейших составных частей книги в академическом издании «Родного слова»  1949 года существенно нарушило структуру учебника, в основу которой был положен не фенологический принцип наблюдений за сменой времен года, но идея литургического православного годового круга. Сам К. Д. Ушинский в своей «Книге для учащих»  выделяет этот момент как центральный и важнейший: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее й полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие."

 Идея целостного и гармонического литургического сознания, пронизывающая «Родное слово», определяет характер, содержание и расположение всего дидактического материала в книге - от изречений нравоучительного характера (типа: «Чти отца и матерь твою...», «Добро не умрет, а зло пропадет»  и т. п.) до отдельных литературных произведений. Так, например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды»  помещено – под рубрикой «Страстной понедельник»: воскресение природы традиционно в православии рассматривается как прообраз воскресения Христа (вспомним «Слово»  митрополита Иллариона); радость и торжество, звучащие в словах: «Весна идет! Весна идет»,   сродни ликующей радости пасхальных песнопений.

«Родное слово»  К. Д. Ушинского послужило прообразом большинства книг для чтения в начальной школе, созданных в России в XX веке. Несмотря на различные (как правило, атеистические) мировоззренческие установки авторов этих книг, влияние политической конъюнктуры и злобы дня, свет первоначального образца продолжает пробиваться сквозь позднейшие тяжеловесные и грубые напластования. В ряде случаев сохраняется название «Родное слово»  и распределение материала в соответствии с годичным циклом, сохраняются также многие из первоначальных текстов изречений, басен, сказок, стихотворений и пр. При этом не редко происходят весьма характерные трансформации, типичным примером которых является замена рассказа К. Д. Ушинского «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой»  на заглавие «Хлеб». Сохранение характера материала, а также порядка его расположения обусловливает значительную суггестивную силу ряда традиционных учебников – хрестоматий для начальной школы, что связано с подспудным воздействием внутренней формы, христианского архетипа «Родного слова»  К. Д. Ушинского.

В большинстве современных экспериментальных разработок для.начальной школы наблюдается стремление к радикальной перестройке структуры и содержания книг для чтения. При всей интеллектуальной изощренности концептуальных основ инновационных учебников и программ, они заключают в себе опасность серьезных и невосполнимых утрат, связанных с отрывом от духовных корней русской культуры.