Целожизненный подвиг Святителя Тихона

Борис Бобылев
Мы сегодня являемся свидетелями глубоких изменений в педагогике. На наших глазах происходит возвращение к отечественной традиции образования и воспитания, в основе которой лежит христианский взгляд на человека. Согласно этому взгляду личность человека представляет собой не совокупность общественных отношений, не проекцию окружения, среды, физиологических и социальных функций, но самостоятельный и драгоценный мир, созданный Богом. Один из выдающихся духовных писателей Церкви, святой отец Симеон Новый Богослов, живший в девятом веке,  определяет наш внутренний мир как «большой внутри этого малого». Обратите внимание: природа, общество, окружающие нас, рассматриваются как малый мир, наша же личность, которую святые отцы называют внутренним  человеком,  предстает как мир большой, превосходящий по ценности всю Вселенную.  При таком подходе несоизмеримо возрастает личная ответственность человека за свои поступки, за свою жизнь: нельзя уже обвинить в своих падениях и недостатках социальное окружение, генетику, расположение звезд. Необыкновенно возрастает также значение работы над собой –«Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца" – писал преподобный Амвросий Оптинский одной из своих духовных дочерей. Указывая человеку на его недостатки, призывая его к работе над собой, монастырская педагогика вместе с тем определяет пути и средства к его исправлению, к его спасению и преображению. Ни один совет святых отцов не носит отвлеченного характера, за этими советами и указаниями стоит не отвлеченное, но опытное, практическое знание человеческой души. Мы находим здесь столь важное для педагогики единство слова и дела, жизни и творчества.
В этом отношении одним из наиболее ценных для современной педагогической практики является  труд схиархимандрита Иоанна Маслова «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», где представлен образ и житие подвижника Русской православной церкви в сочетании с изложением и анализом воспитательного значения его трудов.
Восемнадцатый век – время жизни святителя Тихона представляет собой один из самых сложных периодов истории России. В это время многие представители дворянства  отходят от православия, среди правящих классов получают распространение идеи атеизма. Простой  народ оставался, в основном, православным, однако при этом было широко распространено невежество в вопросах веры, что приводило к суеверию и двоеверию: наряду с Православием сохраняются пережитки язычества. Схиархимандрит Иоанн Маслов пишет: «Святитель Тихон с горестью и болью видел то, что не было доступно простому человеку. Ему были известны не только совершавшие беззакония, но и даже замысливающие их.  Среди живущих он усматривает непогребенных мертвецов, которые «ходят одной ногой на земле, а другой во вратах адовых».
 Общая картина морального состояния его паствы (святитель Тихон возглавлял Воронежскую епархию с 1763 по 1767 год) представлялась святителю Тихону в образе “большого пожара», на котором “человеческие души беззаконием, как пламенем, поядались». Причина всяких заблуждений и пороков в жизни христиан, по учению святителя Тихона, состоит, прежде всего, в незнании слова Божия. Святитель пишет:  «слово Божие нужно есть к знанию тому, кто хощет по воле Божией жить, и пороки свои усмотрит, и так их очистит»
Святитель прилагает все силы  для просвещения воронежских жителей, для преодоления народных суеверий. Так, во время народного гулянья, приуроченного к празднику Ярило, въехав в среду бесчинствующих, епископ обличал, умолял, советовал и, наконец, с угрозой отлучения от Церкви, повелел прекратить это позорное игрище. На следующий день он обратился к жителям Воронежа с увещеванием в кафедральном соборе. С убедительностью доказав, что праздник этот есть идолопоклоннический, бесовский и неприличный, он с истинно отеческой скорбью умолял их отказаться от него. Слово святителя произвело сильное впечатление на слушателей. В церкви все собрание рыдало, и частые стоны иногда заглушали слова пастыря. Раскаяние было всеобщим, все искренно решились оставить бесчинный праздник.
С болью в сердце он обличал тех, кто с презрением смотрел на бедные и низшие слои народа, кто считал себя созданным для счастья и не признавал такого права за другими людьми, считая их недостойными уважения и братского почитания. “Слышим, — пишет святитель, — что один другому... говорит: “Я-де не твой брат». Чудно, что человек человеку говорит, и не стыдится говорить: “Я-де не твой брат»... Когда ты не его брат, то чей же? Он человек, а тебя как назвать — Ангелом или бесом? Скажи, скажи, пожалуй, ибо сам ты говоришь человеку: “Я не твой брат...»
На протяжении всей своей деятельности –  в качестве преподавателя и ректора семинарии, в качестве правящего епископа, в качестве духовного отца многочисленных духовных чад, искавших его руководства в то время, когда он жил в Задонском монастыре на покое, - святитель Тихон проявляет себя как мудрый педагог. Не вдаваясь в сухую, отвлеченную от жизни схоластику, он стремился возбудить в  своих подопечных любовь к святой истине и делал все, чтобы эти знания легли в основу их христианской жизни и деятельности. Так, в инструкции, составленной для славяно-латинской семинарии в 1765 году под названием «Что семинаристам должно наблюдать» святитель учит будущих пастырей воздействовать на порученных им «словесных овец» не только и не столько словом, сколько личным примером своей жизни. Он подчеркивает: «Учение без жития доброго не сильно и не пользует».
Наставления святителя Тихона отличаются необыкновенной простотой и ясностью и в то же время проникнуты духом истинно отеческой попечительности и братской любви. Он не грозит, но советует, просит, умоляет - не как судья, равнодушно определяющий наказание, а как мудрый пастырь, который отечески заботится об исправлении виновного и наказанием хочет пробудить в виновных сознание вины и желание исправиться воспитать оступившегося человека.
При общении с детьми задонский подвижник наблюдал их характер, склонности и расположения. При этом он старался добрые черты характера укреплять, а дурные искоренять. Святитель намеренно создает условия, которые обнаруживают, выводят наружу то, что скрывается в сердце дитяти. В некоторых случаях он давал одному из детей больше, а другому меньше, и такое неравенство давало возможность видеть в одних скромность, кротость и незлобие, а в других — зависть, гнев и другие отрицательные проявления. Некоторые из тех, кто получал поменьше, начинали сердиться на святителя, завидовать другим детям, иногда даже начинали отнимать, и дело доходило до ссоры, драки и слез. Святитель Тихон использовал эту ситуацию для воспитания, стыдил виновных, подводил их к самооценке, возбуждал в них раскаяние, и  стремился расположить детей к взаимной,  братской любви. Он учил детей сознавать свою вину и просить друг у друга прощения.
Особенностью педагогики святителя Тихона, является стремление действовать на ум и сердце человека не силой отвлеченного рассуждения, но внутренней силой христианского учения. Эта черта в полной мере проявляется в его трудах.
Святитель Тихон с неотразимой убедительностью говорит о нашей великой ответственности за свою душу, указывает, что жизнь временная дана человеку для того, чтобы ею он приобрел вечную жизнь. Вопрос о спасении должен постоянно стоять в центре нашего внимания. Человек обязан всегда и везде помышлять о вечности. Успех каждого в деле самовоспитания, в деле преображения своего внутреннего человека вместе с тем возможен только при помощи Божьей,  при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий.  От воли каждого зависит — откликнуться на зов Божий или пренебречь им. Божие дело — ниспослать благодать, а со стороны человека - проявить согласие и готовность принять ее полной сердечной верой
Святитель Тихон  называет веру «оком души», созерцающим истинное, безотрадное состояние падшего человека. Дело в том, что все мы несем в душе следы грехопадения Адама, повредившего изначально совершенную природу человека. Глубокое осознание этого факта, той смертельной опасности, которая таится в самой душе, самом сердце человека  – условие его спасительного преображения.  Это – одно из центральных педагогических положений, получающее свое отражение в высказываниях многих православных подвижников, призывающих нас к познанию самих себя,  к  покаянию.  «Покайся деточка, а то погибнешь» - с такими исполненными любви и сострадания словами схиархимандрит Иоанн Маслова обращался к  одной из своих духовных дочерей. Кажется, что эти слова обращены и ко всем нам.
Согласно учению святителя Тихона Задонского, главным  руководствующим, путеводным началом христианской нравственности является любовь к Богу и ближнему. Все другие добродетели, по словам святителя, вытекают из любви подобно тому, как ручьи вытекают из своего источника.
Любовь к ближним является самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу. Кто не любит ближнего, тот и Бога не любит, заключает святитель
Все встречающиеся в жизни искушения, скорби и испытания, учит святитель, есть не что иное, как проявление любви и милосердия Божия к падшему человеку.  Как отец оставляет сына без наказания и попускает ему жить по своей воле, свидетельствуя тем самым, что он отринул его от себя, так и Господь, когда оставляет человека без наказания, через то показывает ему, что лишает его Своей милости. Именно в терпении, по учению святителя Тихона, состоит христианский подвиг
Добродетель терпения не ограничивается в своем благотворном влиянии на одного, отдельного человека, но распространяется на семью и общество в целом. Если от нетерпения происходят в мире всевозможные нестроения, ссоры, войны и убийства, то посредством терпения, пишет святитель, «все сие зло отвращается. Ибо где терпение, тамо нет ссоры и брани». По словам святителя, терпение более сохраняет общество, нежели оружие, и более сохраняет города, нежели стены.
Святитель уделяет много внимания характеристике страстей, которые  гнездятся в сердце человека, препятствуют его нравственному исцелению. Страсти имеют глубокие корни в поврежденной грехом человеческой природе. Человек, попавший под влияние какой-либо страсти, становится неспособным владеть самим собой: она парализует все силы его души.  Задонский подвижник учит нас распознавать духовные недуги в себе, справедливо считая правильное определение истоков болезни условием ее лечения.
Согласно святителю, действенными средствами борьбы со страстями являются смирение, покаяние и любовь. Осознав и поняв свои грехи, те мерзости, которыми душа бывает омрачена и извращена,  человек не станет обращать внимание на чужие недостатки, но займется уврачеванием собственных греховных язв.  В ком господствуют любовь к Богу и людям, в том никогда не смогут найти для себя прибежища страсти зависти, злопамятности, клеветы, осуждения.
Основой воспитания человека, согласно святителю,  является обучение христианской вере, просвещение человека Словом Божиим, приводящим блуждающий ум в собранность, помогающим восстановить утраченную в результате грехопадения целостность существа человека. Приобретение дара рассуждения является условием приобретения всех добродетелей и преодоления препятствий на пути духовного совершенствования,.
Схиархимандрит Иоанн Маслов называет деятелность святителя Задонского, посвященную осуществлению христианского идеала целожизненным подвигом. Это выражение, которое схиархимандрит также часто использует в составленных им житиях глинских старцев, обладает глубоким и поучительным с педагогической точки зрения смыслом. Заметим, что обе части сложного слова «целожизненный» имеют двоякий смысл. С одной стороны их значение раскрывается благодаря сопоставлению со словосочетанием «целая жизнь», то есть вся жизнь, отданная без остатка, однако здесь одновременно присутствует ассоциативная связь с понятием целостности       и с  понятием жизненности. Главной задачей человека является восстановление утраченной целостности, возвращение его души к естественному, неповрежденному грехом состоянию. «Жизненный» при этом обозначает также «проникнутый жизнью,  живоносный. Глубоким смыслом обладает также и слово «подвиг» Оно происходит от слова «двигать» и связано со словом «движение». Целожизненный подвиг – это движение, которое продолжается всю жизнь. Движение это требует напряжения всех человеческих сил,  оно направлено на преодоление серьезных препятствий. Это не только и не столько внешние обстоятельства. Это то, с чем сталкивается человек внутри себя. И прежде всего это сердце человека, несущее в себе смертельную тяжесть страстей.. Для того чтобы сдвинуть сердце с мертвой точки,  воскресить его необходимы непрерывные усилия в течение целой жизни – целожизненный подвиг.
Тем самым перед нами ставится самая высокая задача, задача восхождения к идеалу совершенства. Пример святителя Тихона Задонского, пример православных подвижников прошлого и настоящего (они есть и среди нас, живут и работают рядом с нами)  свидетельствует о достижимости данного идеала. Знание таких примеров, их осмысление и дидактическое освоение очень важны для нас, педагогов,  благодаря этому  наша кажодневная работа по воспитанию и образованию будущих поколений наполняется разумно-жизненным  смыслом,  приобретает высокое содержание и цель.
Высказывание святейшего патриарха Кирилла (из интервью украинскому телевидению от 15 июля 2010 года): «Мы очень нуждаемся в подвижниках и хочется чтобы этих подвижников было как можно больше: они, как локомотивчики, потянут за собой весь народ»