Сохранить язык и дух народа

Борис Бобылев
Всем нам памятны с детства строки знаменитого ахматовского стихотворения «Мужество»:

Нестрашно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Эти строки сегодня приобретают особый смысл. Сейчас задача сохра-нения русского слова становится в один ряд с задачей сохранения национальной самобытности русского народа, его духовного самостояния и суверенитета.

В настоящее время существует реальная угроза самому существованию русского языка. Вот как пишут об этом авторы самого современного вузовского учебника по культуре речи:

«Русский язык – один из богатейших в мире. Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах (и в наших ушах)… Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй…Говорящий полагает, что сказать «эксклюзивный» или «консенсус» вместо «исключительный» или «согласие» более интеллигентно. А интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлебывается. (Не исполняет она своего заветного долга: совершать отбор)»[1, с.17].

Мы являемся свидетелями того, как русская речь (особенно это касается речи молодого поколения) приобретает энглизированный характер. Это выражается не только в большом количестве лексических заимствований из английского языка. Самое опасное – так называемые латентные (скрытые) заимствования, одним из проявлений которых является изменение интонационного рисунка русской речи. По свидетельству специалистов, восходяще-нисходящая интонация русского повествовательного предложения сложилась под воздействием поклонной молитвы: «Господи, помилуй». Сейчас же под влиянием языка теле- и радиожурналистов широкое распространение в речи молодых людей получают фразы с восходящей к концу интонацией, заимствованной из английской речи.

Решающую роль при формировании национального литературного языка играет ориентация на столицы, на принятые в метрополии нормы произношения, словоупотребления, грамматики. В России роль такого центра играла Москва, во Франции – Париж, в Англии нормы литературного произношения долгое время определяло произношение королевского двора, так называемый «королевский английский».

Современная английская экспансия в русском языке во многом обусловлена смещением ценностных координат переориентацией массового сознания на Запад и прежде всего США как на своеобразную мировую метрополию.

 Академик В.Г.Костомаров в своей книге «Языковой вкус эпохи» так объясняет волну заимствований из американского варианта английского языка: «Как и в большинстве стран мира, США в сознании россиян, особенно молодежи, все более укореняются в качестве центра, излучающего если не законодательно, то привлекательно технические новшества, образцы общественного порядка и экономического поцветания, стандарты жизненного уровня, эстетические представления, эталоны культуры, вкусы, манеры поведения и общения» »[1, с.51].

Смещение ценностных координат непосредственно отражается на стилистической структуре русского языка: энглизированные слова и формы начинают выполнять ту же функцию, что и высокие слова и выражения, т.е. происходит своеобразная сакрализация элементов английской речи в русском языке.

Профессор В.В.Волков пишет: «Как выражение возвышенного высокий регистр и вообще церковнославянская речевая стихия, очевидно, с трудом доступны современному языковому сознанию, которое формируется средствами массовой информации и потому способно вращаться в основном в сфере, по выражению М.М.Бахтина, «материально-телесного низа [2, с.291].

Автору этой работы довелось  однажды читать лекции по стилистике русского языка в Орловском филиале гуманитарного института. На вводной лекции по теме «Литературный язык и его стили» в качестве примера эстетически оправданного отступления от литературной нормы были приведены стихи Лермонтова:

Не встретит ответа средь шума людского
Из пламя и света рожденное слово.

Эти строки вызвали неожиданную реакцию: громовой хохот аудитории и надрывный громкий крик с места: «Аллилуйя!».

С одной стороны, в этой буйной реакции можно увидеть симптом деградации культурно-языкового сознания значительной части выпускников наших школ, утративших способность к восприятию возвышенного в языке и жизни. Но есть здесь и другая сторона. Молодые  люди безотчетно ощущают изначальную связь русской поэзии с традицией Церкви не принимая, отталкивая от себя через насмешку и ерничанье беспокоящие их душу высокие поэтические образы.

В числе социальных факторов, оказавших влияние на снижение стиля русской речи в недавнем прошлом, следует назвать уничтожение и рассеяние носителей отечественной речевой культуры, массовое овладение грамотностью представителями социальных низов, исключение из числа школьных предметов церковнославянского языка – основы высокого стиля речи.

Воспитание чувства высокого в языке является одним из условий сохранения стилистической структуры русской речи, выработки у молодежи своеобразного «языкового иммунитета», который поможет преодолеть разрушительные центробежные тенденции, связанные с потоком варваризмов и давлением «языкового подвала» – воровского арго и вульгарного просторечия. Воспитание чувства возвышенного в языке и жизни должно стать одной из главных задач нашего образования.

Решение этой задачи осложнено сегодня отрывом от отечественных духовных, педагогических и культурно-эстетических традиций, значительным упрощением структуры массового сознания, влиянием на людей стереотипов техногенной цивилизации, ориентированной на потребительские идеалы («бери от жизни все), стремящейся ради душевного комфорта потребителя "понизить все высоты и возвысить все низины" (О.Николаева,Творчество или самоутверждение?// Новый мир, 1998. –  №1)

Особые трудности в данном отношении имеются в современных технических вузах, отличающихся суженностью образовательного гуманитарного пространства. Преодолению этих трудностей посвящена деятельность кафедры русского языка и педагогики Орловского гостехуниверситета.

В числе мероприятий, которые были проведены кафедрой , - Глинские чтения, посвященные памяти архимандрита Макария Глухарева (преподобного Макария Алтайского), работа по комплектованию библиотеки университета и кабинета кафедры литературой по духовно-нравственному воспитанию, проведение серии олимпиад и конференций по русскому языку и культуре речи различного уровня, Всероссийского Пушкинского фестиваля, издание учебно-методической литературы и т.д. В рабочих программах речеведческих и психолого-педагогических курсов предусматриваются темы, нацеленные на духовное совершенствование личности, формирование высшего уровня языковой компетенции студентов.

Примером может послужить проведение курса «Риторика», одной из главных задач которого является знакомство студентов с особенностями русского речевого идеала, в основе которого лежат традиции христианской гомилетики. Основным законом современной русской риторики является закон гармонизирующего диалога, предполагающий установку на другого, выражением которой является христианская заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». Установка на диалогизированное речевое общение, характерная для русских риторических традиций, противостоит агональной установке (от. греч. agon – «борьба»), присущей современной западной и, в первую очередь, американской риторике, которая нацелена на завоевание и полное подчинение слушателей воле оратора.

Безусловно, говорить о полном преображении мировоззрения студентов в результате знакомства с курсом риторики было бы недопустимым преувеличением. Однако об определенных сдвигах в ценностных установках, пробуждении стойкого интереса к духовным истокам русской речи свидетельствуют творческие работы студентов и, в частности, их сочинения на тему: «Современная русская речь и духовная мораль». Приведем выдержки из этих сочинений с соответствующими комментариями.

В работе студентки Елены Крахмалевой читаем: «Для христианского речевого идеала недопустимо торжество одного человека над другими, собеседники равны, и все средства направлены на гармонизацию общения… Здесь уместно привести мудрое высказывание Антона Великого: «Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить  грехов». Слово – не грех, но неразумное слово может повлечь за собой грех. Современному человеку необходимо вспомнить об одной из самых важных составляющих христианского речевого идеала – смирении – применительно к речевому поведению…Постоянно нужно помнить и о неразрывности слова и дела. «Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой» Этот нравственный принцип актуален для каждого человека, но особый смысл приобретает в отношении власть имущих. Важное значение в настоящее время приобретает христианская заповедь любви к ближнему, любви, которая «не только руководит сердцами, но движет солнце и другие звезды. В окружающем мире явно проявляется недостаток терпимости, заботы, тепла в отношении между людьми…»

Студенты размышляют над трудными вопросами нашей современной жизни, пытаются определить диагноз болезни нашего общества и нашего языка. Так, студентка А.Губина замечает: «Мне кажется, что безнравственность, бездуховность, многочисленные психические отклонения, преступность во многом являются следствием больших искажений в речи. В нормальном обществе человек говорит то, что думает, а делает то, что говорит. В настоящее время люди начинают думать одно, говорить другое, подразумевать третье, что вызывает множество негативных последствий. Политические перемены в нашей стране с конца 80-х годов оказали влияние и на речь людей. Уход от атеизма привел к активизации употребления библейских слов в речи. Наиболее ярко это проявляется в публицистике. Новозаветные выражения теперь можно встретить на страницах газет, услышать из уст ведущих на радио и телевидении. Они придают речи возвышенность, эмоциональность, подлинную жизненность. Но существует опасность злоупотребления такими выражениями, превращения их в штампы. Нам надо помнить о соблюдении заповеди: «Не произноси имя Господа твоего всуе».

Студенты остро чувствуют борьбу добра и зла в современной жизни, стремятся осознать подлинные истоки, направление, смысл этой борьбы, они ощущают ложность эвдемонического, наслажденческого идеала западной цивилизации, заключающего в себе соблазн и пагубу для души.

Студентка Кира Кузьменко пишет: «Упрощение всех сложностей бытия до «мыльной оперы», до примитивно «интересного» – это всемирного масштаба болезнь человеческого духа. Таким образом язык современной рекламы внушает нам, что красота, сила, богатство, здоровье, молодость, успех являются основными ценностями, которым следует стремиться. А истинные ценности – такие, как добро, честь, достоинство, справедливость остаются в тени…И если бы человек в такой пестрой среде культурного воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он был бы вовлечен в вихрь хаоса, беспорядка и распада. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой помогает нам духовное наследие, Великое слово Библии».

С еще большей эмоциональной напряженностью эта тема развивается студенткой Кристиной Азаровой: «Бог создал человека, вдохнул в него разум, тем самым возвеличив над всем живым миром. Человеку были дарованы чувства любви, ненависти, боли и счастья, была дана душа…Что же заставляет нас нарушать изначальные законы человеческого существования. «Не обмани!"» А обман окружает нас, и вряд ли найдется в современном мире хоть один человек, чьи уста не осквернились бы ложью. «Не обидь!» Но сильный обижает слабого, богатый бедного. «Не убий». Но войны залили кровью землю, у братьев давно не дрожит рука, когда они убивают друг друга, а люди идут к своим «вершинам», утопая в крови. Девиз подобных людей: «Цель оправдывает средства ее достижения!» «Не укради!» Но в обществе давно началась борьба за выживание, и загнанные в угол люди вряд ли прислушиваются к этим словам… Каждый из нас однажды встает перед выбором: поступись – и получишь при жизни славу, почести, богатство; сохрани себя – и тогда терпи хулу и бедность. И только в будущем, быть может, признают тебя и воздадут по заслугам. Кажется, нельзя изменить существующий мир, глупо бороться с ветряными мельницами. Но это утешение для тех, кто привык «плыть по течению». Многие искали и продолжают поиски правды и смысла жизни на многострадальной русской земле…»

Давление окружающей циничной среды на души студентов чрезвычайно велико, но их сочинения свидетельствуют об огромных резервах духовного сопротивления, о боли за собственную Родину и любви к ней, хотя это и выражается порою в нарочито резкой,  эпатирующей форме: «А может, у нас и нет вовсе никакой общественной морали, нет народной души… нет теперь. За последнее десятилетие мы так успешно, с завидной регулярностью забывали свою собственную культуру, радуясь иностранной интервенции; так рьяно плевали в колодец собственной духовности и затаптывали традиции, завещанные предками, что теперь от любого общественного проявления патриотизма становится смешно (в угоду тому же обществу), стыдно (за себя) и страшно за свое будущее»(Екатерина Сергеева).

Главным в христианстве является осознание ответственности за спасение собственной души, порождающей повышенную ответственность за свои слова и дела. «Необходимо оценить, во благо ли себе и другим будет то слово, которое ты рождаешь в мир»,- пишет Екатерина Котенева. «Человек с правильной и чистой речью несет в себе послание Божие. Сохраняя вечное и святое, мы спасаем свое духовное естество, сохраняем самих себя»,- перекликается с ней Дарья Шутанова.

Высокая сторона языка отражает устремление человеческого духа к горнему, имеет молитвенную природу. «Держи очи долу, а душу ввысь», - учили глинские старцы.

 Студенты верят в силу молитвы и пишут об этом: «В поученииях отца Иоанна Кронштадского меня больше всего затронула тема о вере в силу слов молитвы. Я уверена: нужно обязательно верить, «что за словом, как тень за телом, следует и дело». Зачем же тогда просить у Бога о чем-нибудь, если не веришь и не надеешься, что Он поможет, что надежды сбудутся…Я считаю, что молитва и вера в то, что за ней последует дело, выражаемое в ней, обязательно помогут человеку в несчастье»(Татьяна Трифонова); «Я искренне верю в силу молитвы, в то, что если молиться и верить всей душой, то любое желание, самое сильное, и с добрыми намерениями, может исполниться. Также я верю, что у каждого человека есть его Ангел Хранитель, который помогает во всех начинаниях и поступках, направляет на правильный путь человека и оберегает от совершения плохих деяний»(Екатерина Зубрицкая).

Обращение к духовным истокам русской речи, размышления над высказываниями святых отцов о языке приподнимают и возвышают душу, пробуждают самосознание студентов, укрепляют их веру в силу нашего народа и нашего языка, в великое будущее нашей Родины. Яркое выражение эти чувства и мысли получают в сочинении Елены Пономаревой, отрывком из которого я и заканчиваю свой материал:

«Слово – это страшное оружие. Может обидеть, ободрить, помочь в трудную минуту или высмеять – все это во власти слова. Оно связывает души людей, заставляет задумываться над жизнью. «Говори искренне», - так учит нас духовная мораль. И это неслучайно. Ведь если говорить не от сердца, лицемерно, то сила слов прекращается. А собеседники «внутренним чутьем будут понимать несоответствие слов с внутренним духом» говорящего. Все это может привести к древнему вавилонскому столпотворению, когда Бог смешал языки людей.
Напрашивается вывод о том, что слово – это ручеек, который вливается в могучий поток великого языка. Этот ручеек обязан быть кристально чистым, звенеть стройно, не должен мутить чистые воды русской речи, а следовательно, и нашу жизнь».

1. Русский язык и культура речи. Учеб. для вузов\А.И. Дунев, М.Я. Дымар-ский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2002.
 2. Волков А.А.Курс русской риторики. – М.: Издательство храма св.муч. Татианы, 2001.