Да, мы падаем, но мы восстаем

Борис Бобылев
Почитай отца твою и матерь твою…, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь Бог твой, дает тебе» (Вт. 5.16). Эта библейская заповедь является краеугольным камнем нашей жизни. Почитание отца и матери неотделимо от любви к Родине, к земле, которую дал каждому из нас для жизни Бог. В основе патриотизма лежит не абстрактная идея, но живое разумно-сердечное чувство связи с отчим домом (отсюда – слово «отчизна»). Потеря отчизны земной может привести к утрате Отчизны небесной. И наоборот. Именно в этом состоит сокровенный смысл евангельской притчи о блудном сыне, который возвращается к отцу, восстает из падшего состояния.

Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего (в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого)» - пишет Феофан Затворник. Ясное осознание своего падшего состояния наряду с пониманием невозможности для человека восстановить свою испорченную грехопадением природы без помощи Спасителя было характерно для наших православных предков. Стержень духовной жизни Руси составляло литургическое сознание – сопереживание жизни Христа через сораспятие и совоскресение с Ним. Это литургическое сознание возвращается на наших глазах возвращается сегодня в жизнь современной России.

В разгар гонений на Церковь в Советском Союзе известным русским художником  И. Кориным была написана картина «Русь уходящая». На ней был изображен как бы последний крестный ход на Руси, где наряду с простым богомольным народом участвуют выдающиеся русские духовные деятели прошлого. Но те, кто пел отходную прошлому, оплакивая  Святую Русь, ошибались. Сегодня Святая Русь возвращается.
Массовые крестные ходы сегодня снова проводятся по всей России, в каждой епархии, в каждом приходе. Подлинным знамением времени стало проведение многодневных тысячекилометровых крестных ходов, посвященных духовному возрождению России. Знамением времени стало и повсеместное восстановление и строительство православных  храмов, которых по России сегодня насчитывается более 28 тысяч (в начале 90-х годов их было только 3 тысячи).

Литовский писатель Арвидас Юозайтис в статье «Россия – религиозное пространство. Записки литовского путешественника» («Москва», 2003, №7) приводит высказывание своего русского спутника Евгения: «Смотрите, вот и московский храм Христа Спасителя. Очень важно, что он сейчас восстановлен. Может, это даже важнее, чем то, что он был построен». В этих словах, показавшихся литовскому путешественнику непонятными, парадоксальными, выражена суть русского духа, русской истории.

Много раз в своей истории падала Россия, но каждый раз восставала. Она восставала через через обращение к светлому своему духовному истоку – Православию. Схиархимандрит Иоанн Маслов в книге «Симфония по творениям Тихона Задонского» помещает под рубрикой  «Совесть» следующие слова святителя: «От прочих  грехов отвращает тебе Бог и в совести твоей зовет тебе: « человече, воротись! «Уклонися от зла и сотвори благо». Это – голос Отца Небесного, обращенный к блудным сынам. Этот голос слышала православная Русь и откликалась на него в совестном покаянии. Отечество земное – это прообраз Отечества небесного. Забвение Отечества небесного ведет и к утрате отечества земного. И сегодня как никогда важно помнить об этом.

Первостепенной задачей отечественного школьного и вузовского образования является преодоление той информационной блокады, которая создана вокруг подлинной истории нашего государства, нашей культуры, в основе которой, как и в основе всего русского народного мировидения, лежит православная духовность. Это становится совершенно очевидным, как только мы обращаемся к самим фактам, к  текстам исторических источников. Покажем это на нескольких хрестоматийных примерах.

Все мы знаем, какую роль сыграла Куликовская битва в истории нашего отечества, однако мало кому известна речь Дмитрия Донского, с которой он обратился к своим соратникам перед сражением. Процитируем отрывок из знаменитого в Древней Руси произведения  - «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, Царя русского», где приводится его речь:

«И призва велможа своя и вся князи Русьскыя земля, сущая подъ властiю его, и рече княземъ Русьскыя земля и велможамъ своимъ: «Лепо есть намъ, братiе, положити главы своя за правоверную веру хрiстиянскую, да не прiяти будут грады наши погаными, ни запустеють святыя Божiя церкви, и не разсеяни будемъ по лицю всея земля, да не поведени будуть жены наша и дети в полон, да не томими будемъ погаными по вся дни, аще за насъ умолить сына своего и Бога нашего Пречистая Богородица» И отвещаша ему князи русьтiи и велможа его: «господине русьскый царю! Рекли есмя тебе живот свой положити, служа тебе; а ныне тебе ради кровь свою пролiем и своею кровiю второе крещенiе прiимем»

Примечательно, что Дмитрий Донской начинает свою речь не со слов о защите национальной независимости, но с призыва «положити главы своя за  правоверную веру христианскую» -  эта тема оказывается ведущей в речи: великий князь говорит о возможном захвате русских городов  как о святотатстве – татары называются погаными, то есть не-верными.  «Да ни запустеют святые Божiя церкви!» - восклицает  Дмитрий Донской. Эта угроза воспринимается оратором и его слушателями как самая страшная, все остальные угрозы от татарского нашествия перечисляются после, расцениваются как следствия потери главного, составляющего  краеугольный камень народного существования  – пра-вославной веры. О силе впечатления, произведенного речью великого князя и о полной солидаризации слушателей с ним свидетельствует их реакция -  соратники Дмитрия восклицают: « …своею кровiю второе крещенiе прiимем». То есть возможная смерть в бою от рук неверных  представляется как мученическая смерть, как сораспятие со Христом: спасение Руси не отделяется от спасения души.

Следующий яркий эпизод из истории русского патриотического красноречия – это речь нижегородского купца Козьмы Минина, произнесенная в момент, когда Русь фактически утратила государственную независимость, когда враги захватили столицу и господствовали над значительной территорией страны и когда решалось, быть нашему Отечеству или не быть:

«Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Со-граждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода».

До революции 1917 года  речь Минина знал каждый школьник. Она входила в хрестоматии по риторике. Сегодня основную часть обучения идеям американизма как государственной идеологии Соединенных штатов Америки составляет изучение школьных хрестоматий образцовых речей, повернувших ход истории США. Патриотические чувства американцев всемерно поддерживаются и укрепляются государственной пропагандой. Еще совсем недавно в российской прессе слова «патриот», «патриотический» имели негативное оценочное значение и, как правило, употреблялись с иронией.

Нас стараются убедить, что до Петра I, приобщившего Россию к европейской цивилизации в нашей истории не было ничего, кроме мрака, что Древняя Русь была лишенной гражданской жизни и общественной свободы страной, неотличимой от восточных деспотий. Но  речь Минина опровергает это мнение. Она представляет собой обращение к свободным людям, исполненным чувства собственного достоинства и гражданского самосознания. Из истории мы знаем, какой благодарный отклик нашло обращение Минина в сердцах наших предков. Между тем эта речь была произнесена в 1611 году. До выхода в свет знаменитого «Левиафана» Томаса Гоббса с его идеей общественного договора, правового государства оставалось 50 лет. Однако в основе этой идеи, лежащей в основе современной концепции правового общества, по сути дела, лежит мысль о войне всех против всех: «человек человеку волк». На Руси же в основе государства и гражданского самосознания людей лежали иные, высшие, соответствующие человеческому достоинству начала – начала со-борности, веры и любви.

Патриотизм Козьмы Минина и всех наших предков был неотделим от Православной веры. Он восклицает: «Если падет Москва, падет Вера и Отечество!». Вера – на первом месте. Она составляет основу патриотического чувства.

Война против Наполеона стала отечественной в первую очередь потому, что русский народ не  мог простить надругательство над верой, над православными храмами, которое допускали наполеоновские солдаты в России и от которого они воздерживались в Западной Европе. Победа над Наполеоном – «супостатом» - воспринималась людьми того времени как чудо, как милость Божия, как победа святой веры над неверием и злочестием. Выражением всенародной благодарственной молитвы стал храм Христа Спасителя, воздвигнутый в память победы над Наполеоном. Восстановление  этого храма явилось сегодня  данью русским духовным и патриотическим традициям.

Мы сегодня живем в век информационных войн. По своим результа-там они оказываются гораздо эффективнее обычных войн: в ряде случаев при помощи средств информационного, идеологического воздействия без единого выстрела достигается контроль над целыми государствами, над их политикой, экономикой, общественной жизнью. Беспрецедентная информационная война ведется сегодня против Православия. Оставив на время попытки уничтожить Православие, мир сейчас делает все, чтобы маргинализовать его, изолировать его от жизни, заключить в ограду культурного заповедника, возвести непреодолимую стену между Церковью и государством, Церковью и обществом. Данные процессы имеют глобальный характер. В этом мы могли воочию убедиться во время недавних поездок в Болгарию, где проходили Свято-Софийские Глинские чтения (София, июнь 2005) и Международный форум «Православие в Европе: Глинские чтения»  (Варна, сентябрь 2005). В отличие от нас, болгары не взрывали своих церквей. Они стоят в нетронутой целостности, с сохраненными дивными фресками, с богатейшими собраниями икон. Но церкви эти стоят сегодня пустые. Рыльский монастырь, значение которого в духовной истории Болгарии не уступает значению Троице-Сергиевой Лавры в истории русского народа, находится сейчас под эгидой Юнеско. Он поддерживается в прекрасном состоянии, но в нем всего шесть монахов; на территории монастыря почти не видно паломников, кругом одни туристы из западных стран.

Вместе с тем, это только одна сторона картины духовной жизни Болгарии. Здесь так же, как и у нас, начинает набирать силу движение за духовное просвещение общества, все ясней осознается невозможность сохранения духовного самостояния народа без опоры на Православие. Данная мысль была одной из основных в выступлениях участников духовных форумов в Софии и Варне. Особенно проникновенно звучали на Чтениях выступления Сливенского митрополита Иоаникия, духовного сына схиархимандрита Иоанна Маслова:

«Наша цель – симфония церкви и государства. Залогом истинности просвещения является обращение к святоотеческой духовной традиции, воплощающей в себе суть учения и педагогики Иисуса Христа.

Не надо думать, что мы великие. Там, где увеличивается беззаконие, изобилует благодать. Божья благодать над нами есть, но человеческой доброй воли  еще недостаточно. Мы друзья и братья с русскими. Мы с ними одна Церковь. Идет духовная брань. Мы ведем сопротивление не плоти и крови».

Духовная брань должна вестись духовным оружием. И таким оружием является Православие. «И свет во тьме светит». Эти слова евангелиста Иоанна стали образной духовной доминантой Свято-Софийских чтений. Сегодня как никогда велико давление окружающей нас тьмы. Но, сегодня одновременно, как никогда велико напряжение духовных сил русского народа.

По всей стране развернулось массовое общественно-педагогическое движение за  нравственное, христианское, православное просвещение нашего общества. Участниками этого движения являются не только учителя и священнослужители, но и деятели науки и культуры, врачи, инженеры, предприниматели, военнослужащие, рабочие, крестьяне, учащаяся молодежь, родители, – словом, представители всех слоев и групп населения нашего общества. Само возникновение этого движения является естественной реакцией народного организма, стремящегося к самосохранению и развитию на путях мировой истории. Народ обращается к Церкви в поисках опоры, все яснее понимая, что без нее невозможны ни самостояние, ни жизнь, ни будущее России.

Значительную организующую роль в этом всенародном движении играют «Глинские чтения», проводимые сегодня Московской педагогической академией и Всероссийским историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского» по всей России и за рубежом.

«Глинские чтения» восстанавливают исконную связь отечественной педагогики с православными святоотеческими корнями. Благодаря деятельности историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского» в практику современного российского образования смогли войти труды отечественных подвижников благочестия и методическая литература по их изучению. В просветительской практике Церкви принципиальное значение имеет момент предания – передачи живого духовного опыта от учителя к ученику, от сердца к сердцу, подобно тому, как от огня одной свечи зажигается другая. Очень важно то, что руководящее ядро «Глинских чтений», общества «Наследники Александра Невского» составляют духовные чада выдающегося глинского старца схиархимандрита Иоанна Маслова, труды которого составляют методологическую и дидактическую основу нашего духовно-просветительского движения.

Николай Васильевич Маслов, президент нашего общества является  духовным сыном и племянником схиархимандрита Иоанна Маслова. Но здесь также важно подчеркнуть в первую очередь духовное, а  не  кровное родство. В докторской диссертации Николая Васильевича, в его книге «Основы русской педагогики», получившую высокую оценку Патриарха Алексия II,  в других его многочисленных работах освещаются методологические, теоретические и дидактические аспекты монастырской педагогики и педагогики старчества, в основе которых лежит православное святоотеческое учение о воспитании человека. Согласно этому учению, целью воспитания является «восстановление падшего» - приближение человека к  Богу, взаимопонимание и любовь между людьми.

Святые отцы путем самопознания, путем истинных первопроходцев изведали все пустыни и бездны падшей души человека, ни один их совет не носит отвлеченного характера, все они проистекают из их собственного опыта. В трудах схиархимандрита Иоанна Маслова мы находим живую конкретность духа, сущность монастырской педагогики раскрывается здесь не в виде обезличенных тезисов и схем, но в форме  практических советов по организации духовной жизни, в форме описания духовного целожизненного творчества монахов Глинской пустыни.
Схиархимандрит Иоанн пишет: «Глинские подвижники, имея дух мо-литвы, с великим дерзновением просили за народ. Поэтому в храме Глинской пустыни душа сама устремлялась ввысь, возгоралась любовью ко Господу. Недаром старцы любили поучать: «Будь свечой горящей!».

Такой свечой горящей был сам схиархимандрит Иоанн Маслов, житию которого посвящена книга «Благодатный старец». Автор ее – Николай Васильевич Маслов сумел соединить здесь древнерусские житийные традиции с современной формой изложения..

Русское старчество сумело сохранить и донести до нас живой пример этого творчества. Значение книги «Благодатный старец» заключается  в том, что сей живой пример становится достоянием широкой образовательной практики. В данной книге с убедительностью документального свидетельства представлена жизнь современного подвижника. Главной чертой старца Иоанна является сочетание смирения с силой воли и духа. Путь схиархимандрита предстает в книге как многотрудный, многоскорбный, но вместе с тем светлый путь. Жизнь Иоанна Маслова – пример сораспятия и совоскресения со Христом. Сострадая, он имел дар силой пламенной молитвы исцелять душу и тело человека. Важно, что книга написана духовным чадом схиархимандрита, выступающего в роли сотаинника великого старца. Каждая строка, каждое слово «Благодатного старца» проникнуты любовью и благоговением. Мы читаем в книге: «Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, жизнь будущего века реально существует».

Николай Васильевич пишет: «каждый чувствовал» - но это прежде всего слова о самом себе. В книге «Благодатный старец» получило воплощение то живое, опытное познание Бога, которое было передано Николаю Васильевичу его духовным отцом и которое он передает своим читателям. Этот духовный заряд, этот свет пасхального благовестия присутствует и во всех его других книгах, определяет благодатную суть и созидательную энергию деятельности президента Всероссийского историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского» на ниве православного просвещения и святоотеческой педагогики.

Разумная жизненность святоотеческой, монастырской педагогики подтверждается сегодня массовой учебной практикой. Труды схиархимадрита Иоанна Маслова с успехом используются сегодня во многих школах и вузах России, в том числе в школах и вузах Орла и Орловской области. При этом использование святоотеческой литературы не ограничивается только факультативами и спецкурсами по православной культуре. Эти труды выступают в качестве методологической основы ряда общеобразовательных и специальных предметов.

В течение ряда лет труды святых отцов выступают в роли одного из источников курса «Риторики», проводимого на некоторых факультетах нашего Орловского технического университета. В числе главных задач  этого курса рассматривается знакомство студентов с особенностями русского речевого идеала, в основе которого лежат духовные традиции церковнославянского языка, а также традиции христианской гомилетики.

Высокая сторона языка отражает устремление человеческого духа к горнему, имеет молитвенную природу. «Держи очи долу, а душу ввысь», - учили Глинские старцы. Студенты верят в силу молитвы и пишут об этом в своих эссе на тему: «Современная русская речь и духовная мораль», а также «Совесть и речь человека».

Студент факультета электроники и приборостроения Дмитрий Тарасов подчеркивает в своей работе: …Происхождение мысле-словесного согласия проистекает из общего источника: совершенного Слова Божия, воплощенного в текстах священного Писания. Русский язык сегодня – это не только новые речевые технологии, телевизор, компьютер, массовая пресса. Это – и его церковно-славянская основа, глубокомыслие и сердечная сосредоточенность молитвы, богослужения, проповеди, всякий текст, обращенный к духу и душе человека.

 Главным в христианстве является осознание ответственности за спасение собственной души, порождающей повышенную ответственность за свои слова и дела. Евгения Кудрявцева студентка строительного факультета (специальность «Управление недвижимостью») замечает: Если у человека есть совесть, значит у него есть и душа, и, следовательно, он бессмертен. Об этом же пишет Дарья Филимонова: Слово – наш духовный портрет, а значит и наша совесть. Ведь словом можноубить, оскорбить и унизить, но можно воскресить, вселить надежду, поддержать в трудную минуту жизни… Уверена, что каждое наше доброе слово служит вечности и нашему спасению, а за каждое праздное или злое слово или дело мы дадим ответ на суде Божием.

Студенты остро чувствуют борьбу добра и зла в современной жизни, стремятся осознать подлинные истоки, направление, смысл этой борьбы, они ощущают глубокую неправду попрания миром образа Божия в человеке, тянутся к свету, осознавая высоту и спасительность благодатного примера благодатных старцев, необходимость внутренней углубленной работы по строительству своего духовного мира. Знакомство с «Симфонией» схиархимандрита Иоанна Маслова становится для многих подлинным откровением.

Студенты начинают осознавать свою духовную природу, приходят к пониманию подлинных истоков нравственности человека. В качестве свидетельства приведу отрывок из эссе Маргариты Курбатовой (специальность «Управление недвижимостью): «Говорят, что все младенцы – ангелы, и только приобретенное впоследствии, извне превращает нас в обычных людей с пороками и недостатками. Так, может быть, эти ангелы остаются жить внутри нас? Этот вопрос я задавала себе не раз и, прочитав выдержки из «Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского», поняла, что была недалека от истины, так как в ней говорится, что совесть – это глас Божий. Я считаю, что это лучшее доказательство того, что Бог всегда рядом: он помогает не совершать ошибок, отвращает от беды, говорит с нами. Это и есть совесть».
В сочинениях неожиданно проявляются духовная зоркость и чуткость. Так, студент факультета радиоэлектроники и информатики Михаил Поляков пишет: «Слово – это лишь голос, который слышат окружающие. Голос совести же невольно звучит внутри каждого из нас, хотя иногда хочется заглушить его. Если это удается человеку, то происходит, на мой взгляд, самое страшное – разрушение духовного «Я».
В этих словах студентов проявляется не только результат знакомства с православной книжной традицией, в них звучит, выходит наружу тысячелетний духовный опыт русского народа, взыскующего молитвы и спасения.

Восстановление исторической памяти, осознание  наших духовных корней – это сегодня первостепенная педагогическая задача. На Орловщине решению этой задачи решается немало внимания. В течение двенадцати лет ведет свою деятельность восстановленное Орловское церковное историко-археологическое  общество. Подобные общества в конце XIX-начале XX века были созданы по всей России, но восстановление произошло только в Орле. При Орловском церковном историко-археологическом  обществе создано педагогическое отделение, в работе которого участвуют школьники, изучающие историю церквей и духовную историю Орловского края в целом. В Орле и Орловской области по инициативе Орловского церковного историко-археологического  общества установлен ряд памятных знаков – мемориальных досок, поклонных крестов, часовен. Среди них – поклонный крест в Медведковском лесу на месте убиения тысяч священников, монахов и православных мирян. Принято решение об основании на этом месте скита Свято-Успенского мужского монастыря. Летом прошлого года была освящена  часовня на месте Судьбищенской битвы, имевшей поистине судьбоносное значение для Московской Руси се-редины XVI  века.

Эта битва произошла в начале июля 1555 года, когда на Моравской дороге у древнего села Судбищи, которое входит сегодня в состав Новосильского района Орловской области, семь тысяч русских ратников во главе с воеводой Иваном Шереметевым вступили в неравный бой с 60-тысячной ордой крымского хана Давлет-Гирея, вторгшегося на Русь. В результате этой битвы пало пять тысяч русских ратников и пятнадцать тысяч татар.  После двухдневого кровопролитного боя хан был вынужден бежать со своей ордой в степи, опасаясь подхода войска царя Иоанна Грозного.

Судбищенская битва являет собой свидетельство силы духа русских людей, их освобождения от внутреннего рабства, их воли к победе, утвер-ждению свего самостояния. И в этом отношении она сопоставима с великими судьбоносными сражениями – Мамаевым побоищем, Бородинской и Курско-Орловской битвами.
Сегодня, в условиях все обостряющейся информационной войны против России, когда явственно проступает стремление поставить под вопрос исторический смысл существования нашей страны, посеять в русском народе настроения уныния, разочарования, неверия в свои силы обращение к памяти великих освободительных битв  имеет просвещающее, ободряющее  и вдохновляющее значение. В  Судбищенской же битве можно увидеть прообраз современной битвы за Россию. Бой ведется с превосходящими силами противника, и ратников не так много, но, как не раз свидетельствовала история, исход сражения зависит не от числа воинов, но от их духовной силы.

Мы русские, потому что мы православные. Это прекрасно понимал и Дмитрий Донской, и Иван Шереметьев, и Козьма Минин. Это понимали миллионы наших предков, оставивших нам в наследство великую страну. Осознание своих православных истоков, совестное сохранение верности им – это не только предпосылка сохранения самобытности русского народа, но и залог самого существования нашего национально-государственного организма, залог будущего России.

Да, мы падаем, но мы восстаем – через покаяние, через отдание дани памяти нашим предкам, оставившим нам в наследство великую страну.

Наше главное оружие – не ракеты и танки, но православная вера и православное воспитание народа. И от нашего с вами труда на ниве образования, от нашей духовной стойкости зависит очень многое, зависит жизнь и безопасность наших детей, зависит возрождение и спасение России.