Восстановление падшего- Смоленская церковь г. Орла

Борис Бобылев
Первые мои впечатления, связанные со Смоленской церковью, относятся к осени 1992 года. Я тогда только что приехал с семьей из г.Алма-Аты и жил в общежитии Орловского педагогического института. В один из темных октябрьских вечеров, гуляя вечером в окрестностях общежития, я вышел к перекрестку улиц Нормандии Неман и Маяковского и увидел  Смоленскую церковь, здание которой  поразило меня тогда своей красотой и величественностью. Очевидным было и бедственное положение церкви: стены и купола несли отпечаток запустения и разрушений, выступы стен поросли кустарником и травой, здание изнутри содрогалось от работы механизмов хлебокомбината; время от  времени из торчащих под крышей труб вырывались клубы пара…

Вскоре я переехал в другой район Орла. Несколько лет принимал участие в жизни прихода Свято-Троицкой церкви на территории Успенского мужского монастыря. По благословению настоятеля церкви  о.Сергия Крючкова в течение некоторого времени я проводил воскресные занятия для взрослых по истории русской церкви. На одном из этих занятий я познакомился с писательницей Валентиной Ивановной Амиргуловой, прихожанкой Смоленской церкви.  Валентина Ивановна рассказала мне о том, как была передана церковь верующим, о трудных и одновременно радостных первых днях жизни прихода, пригласила бывать у них.

После этого  я стал бывать на богослужениях, проводившихся в маленьком здании у ворот, где позднее размещалась воскресная школа. Вскоре была освящена трапезная часть Смоленского храма, приведенная в порядок большими усилиями прихожан, в 1997 году я стал членом приходского собрания церкви. С первых же дней знакомства с жизнью прихода Смоленской церкви у меня возникло ощущение внутренней родственности и близости, реального присутствия здесь Божественной благодати. Глубокое впечатление каждый раз оставляли  проповеди настоятеля церкви о. Николая Коваленко, обладающего редким даром живого слова, способностью наполнить молитвенным христианским смыслом самые разнообразные примеры из окружающей жизни, а также из русской истории, культуры и литературы. Запомнилась одна из первых услышанных мною еще в 1996 году проповедей о.Николая, где слова из стихотворения Бориса Пастернака: «Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник.  У времени в плену», - получили совершенно неожиданное духовное толкование: «Мы, христиане,  созданы  для вечности, но находимся «у времени в плену. Мы не должны спать, наш долг – творческий труд  для Вечности  по созиданию и украшению внутреннего духовного храма, по заповеди нашего Божественного Художника, Господа и Спаса нашего, Иисуса Христа». Или другой, сравнительно недавний пример, когда о. Николай летом 2005 года обращался с напутственным словом к участникам многодневного крестного хода, посвященного 625-летию Куликовской битвы,: «В разгар гонений на Церковь в Советском Союзе известным русским художником  И. Кориным была написана картина «Русь уходящая». На ней был изображен как бы последний крестный ход на Руси, где наряду с простым богомольным народом участвуют выдающиеся русские духовные деятели прошлого. Но те, кто пел отходную прошлому, оплакивая  Святую Русь, ошибались. Сегодня Святая Русь возвращается. И живой духовный знак этого – проведение многодневных молитвенных крестных ходов по дорогам и землям России, Украины, Беларуси».

В 1998-2000 гг. мне вместе с доцентом Орловского государственного университета Сергеем Леонидовичем Барбашовым, по благословению о.Николая, довелось вести занятия в воскресной школе для взрослых по Священной Истории (Ветхий Завет). В самом выборе тематики занятий проявился большой пастырский опыт о.Николая: Ветхий Завет – это своеобразная «начальная школа» человечества, молоко для духовных младенцев, не способных еще питаться твердой пищей. Два года, в течение которых велись занятия, стали школой духовного становления для многих прихожан и, конечно же, для нас, лекторов. «Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего (в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого)», - смысл этих слов святителя Феофана Затворника в полной мере раскрылся для меня лишь благодаря этим занятиям в воскресной школе.
Каждое наше выступление сопровождалось продуманным и прочувствованным пастырским словом настоятеля, вносившего в наши занятия дыхание благодати, ощущение живой реальности церковного предания. Это ощущение не может возникнуть в результате даже самого прилежного изучения фактов Священной Истории и комментариев к ним. Оно возникает только из самой жизни Церкви, предстает результатом многовекового духовного опыта, который передается подобно тому, как передается огонь от свечи к свече.  О.Николай Коваленко является духовным чадом преподобного Севастьяна Карагандинского, келейника последнего Оптинского старца о.Нектария. И полученная от своего наставника благодатная энергия преизобильно изливается на  прихожан Смоленской церкви, окормляемых теперь уже самим о.Николаем.

На наших глазах происходит чудо восстановления храма. Но, видя замечательные плоды деятельности прихода, нельзя не вспомнить и о многих драматических моментах его истории. Один из них получил свое отражение в воззвании, помещенном от имени прихода на сайте Смоленской церкви в Интернете.  Привожу его текст.

«Дорогие братья и сестры, друзья!
«…Время разрушать и время строить,…время разбрасывать камни и время собирать камни»,- эти слова Екклесиаста никогда не устаревают.
 
Мы с вами живем во время собирания камней. Трудное, но вместе с тем великое время. Мы сегодня имеем возможность приходить в храмы, которые после долгих лет попрания и забвения святынь возвращены Церкви. В этом осуществляется утешительное обетование Спасителя о   Церкви, которую «врата адовы не одолеют».

 В этом и великая милость Божия к нам, несмотря на все беззакония, совершенные нами.

Долго ли продлится это время? Зависит от нас, от того, насколько близко к сердцу мы примем дело «собирания камней».

Да, мы можем сегодня признать, что политика власти по отношению к Церкви изменилась: значительная часть храмов возвращена, нет преследований за веру, можно привести примеры официальной помощи в реставрации и даже строительстве храмов. Но при этом нельзя не замечать все возрастающего стремления изолировать Церковь, превратить ее в своеобразный мемориальный заповедник, не имеющий отношения к современной жизни. Главное – соблюсти внешние приличия, чтобы не было стыдно перед цивилизованными европейскими соседями. Яркий пример – история реставрации нашего храма – Орловской церкви во имя иконы Смоленской Божьей Матери.

Областная и городская администрация помогли отреставрировать храм снаружи, были найдены деньги – и весьма немалые – на замену и позолоту куполов. Эти сияющие золотом купола сегодня можно увидеть из любой точки города Орла. Никогда в прошлом (об этом можно судить по сохранившимся фотографиям) храм внешне не выглядел столь великолепно.

Однако заглянем внутрь. Службы идут сегодня в отремонтированной трапезной части храма, составляющей не более четверти его объема. В основной же части, по-прежнему, царит «мерзость запустения», оставленная в наследство службами хлебозавода, который работал в помещении храма почти в течение сорока лет. О сегодняшнем состоянии храма можно судить по приводимым на нашем сайте фотографиям.

Сегодня наш приход живет нормальной жизнью, на средства прихожан и с их непосредственной помощью поддерживается в порядке и украшается трапезная часть храма, открыты воскресная школа, библиотека православной литературы, ведется духовно-просветительская работа во всех ее направлениях. Однако мы не имеем возможности поднять своими силами реставрацию основной части нашего храма, непрестанно скорбим об этом, одновременно чувствуя и осознавая всю глубину и меру своей христианской ответственности за восстановление попранного.
Посмотрите еще раз на наши фотографии. Это ли не образы нашего сегодняшнего состояния, нашего всемерного стремления к внешним признакам и символам богатства, неистребимого желания казаться, но не быть. И не к нам ли обращены слова Спасителя: «Горе вам…лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всяческой нечистоты» (Мф., 23, 27).

Есть здесь и другая сторона, которую мы не видим, никак не хотим замечать. Дело не только и не столько в восстановлении храма. Богу ничего не нужно от нас, кроме нашего сердца, нашего свободного произволения.  И то, что мы проходим мимо, закрываем глаза на бедственное положение Смоленской церкви – грозный признак омертвения нашего сердца, паралича нашей воли. Эти черные стены – воистину те самые камни которые (вспомним слова Христа) вопиют к нам, обращаются к нам с вопросом: «Камо грядеши?» - куда идешь?
Сама по себе возможность что-либо сделать для Церкви – это великая милость. Не мы даем, нам дается – для главного дела нашей жизни – спасения души. Это прекрасно понимали наши предки, не гордясь, не возвеличиваясь своими созидательными делами во имя Церкви, при том, что они, эти дела, были истинно великими.

Если мы с вами, дорогие братья и сестры, не восстановим Смоленский храм, Церковь не пострадает. Пострадаем прежде всего мы сами.
Мы сегодня – в числе званых, но будем ли избранными. Вот вопрос».

Приведенное воззвание, многие другие обращения прихода и, главное, неустанная созидательная деятельность настоятеля церкви о.Николая Коваленко дали свои плоды: сегодня уже видится окончание ремонтных работ в главной части храма.
Литовский писатель Арвидас Юозайтис в статье «Россия – религиозное пространство. Записки литовского путешественника» («Москва», 2003, №7) приводит высказывание своего русского спутника Евгения: «Смотрите, вот и московский храм Христа Спасителя. Очень важно, что он сейчас восстановлен. Может, это даже важнее, чем то, что он был построен». В этих словах, показавшихся литовскому путешественнику непонятными, парадоксальными, выражена суть русского духа, русской истории.

Много раз в своей истории падала Россия, но каждый раз восставала. Она восставала через через обращение к светлому своему духовному истоку – Православию. 

В восстановлении Смоленского храма видится светлый символ духовного возрождения Орловщины, «образ восстановления падшего», по слову святителя Феофана Затворника.