Творчество

Соловьев Мо Хара
 ТВОРЧЕСТВО (Хлеб и Зрелища)
 
Один мой знакомый классический гитарист Филипп Вилла (француз), как-то заявил в беседе, мол, теперь он разобрался в собственном местоположении на Российском музыкальном рынке и четко определился с названием своей деятельности.
Все происходило за кофе и после концерта в местной филармонии.
На моё удивление Филипп, в свойственной ему язвительной манере, сообщил, что он… гастарбайтер. Развивая мысль, выдал интереснейшую информацию, что он знает лично не менее 200! таких же гастарбайтеров музыкантов концертирующих в России, преподающих в России, а так же работающих в различных симфонических оркестрах и коллективах.
Причины?
- В России великолепный рынок классического слушателя, - подытожил Филипп, - Я живу-работаю здесь больше пяти лет, и публики только прибывает…
После он хвалил оставшуюся с советских времен систему филармоний и сильно злился моим вопросам о Европе.
- Хочешь, чтобы я играл без штанов как в фильме «Окно в Париж»? – Фыркал Филипп, - В нотах времен классицизма ничего об этом не сказано! Импровизация – да! Но без штанов…
Получается, европейские музыканты и их продюсеры вынуждены для привлечения публики добавлять зрелищ,создавая зачастую картинку из уже упомянутого «Окна в Париж».
Кстати, то что Филипп хвалил российского слушателя – это приятно. Это бодрит! Однако стоит лишь вспомнить уже подзабытых «Бурановских Бабушек», сразу понимаешь, что потребно «Евровидению» и становится ясно о чем говорил Филипп. Еще бы - так миксовать суперскую этнику и попс - это фактически играть классику без тех самых штанов... Но... Европа... Нравы... Толерантность...   Разбирая тот (уже давний) проект спрошу – почему «Бурановкие Бабушки» прогремели только один раз, а после их карьера катилась по ниспадающей? Да потому что зрителя  не обмануть и внешняя картинка (пусть и хорошо собранная) удивит (в лучшем случае) пару раз, а после уже требуется что-нибудь новенькое и снова на пару-тройку раз.
Поиск во внешних раздражителях – это именно тот самый движитель всемирного потребления. «Ничего личного – просто бизнес». В противовес Создателю, вдохнувшего в человеков бессмертную душу, кто-то невидимый все время путает «карты», чтобы человеки не просыпались, и душа их пребывала в зачаточном состоянии.
Хотя здесь тоже ничего удивительного и прав был старина Екклессиаст - «…нет ничего нового», потому как «Хлеб и зрелища» - фраза давняя.
О какой инициации может идти речь, если заниматься поиском лишь внешних раздражителей? Каждому известен эффект бесконечности такого поиска. Дорогая игрушка (новая машина, квадрик, или снегоход-пароход) радует недолго и пылится после (как наиграемся) где-нибудь в гараже. Автор и сам был подвержен внешнему и только жизненные перипетии научили его как-то всматриваться внутрь себя.
Внутренние раздражители оказались бесконечны, и жажда творчества (все-таки) живет в каждом. Присмотритесь к себе. Резные наличники (в старину), макраме на окнах, вязание или художественный подход к ремонту квартиры. Создание музыки, прозы, стихов, или то же музицирование-декламация…
Картины-статуи. Ремесла (портной-обувщик-повар) тоже могут стать искусством, при особом отношении ремесленника к созданию продукта. Так что же это такое наше творчество, к которому (без сомнения) тянутся все?
Ответ был получен на международном фестивале поэзии в 2010 году от вечного диссидента  Льва Рубинштейна. Почему поэты любят пить вино в кустах и за сценой – не знаю, но чьи-то пространные рассуждения о высокой роли искусства Лев Семенович прервал, выдав «на гора»:
- Творчество – всего лишь побочный продукт духовного роста…
О как! Такая концепция требовала исследований… Кстати именно тот случай стал поворотной точкой в поисках автором некой движущей силы, что заставляет творить. Именно в тот период я предполагал, что любой творческий человек лишь контактёр… Эдакое Перо для неких внешних сил и уверял, «что пишет не творец, апишут творцом». После информации с фестиваля поэзии модель сменилась. Ну или дополнилась. Получается, духовный рост любого из человеков активизирует творчество? Что это за «духовное дерево» при росте которого с него валится «кожура», т.е. те самые музыка-проза-картины-статуи, ну или одухотворенный творцами продукт ремёсел?
- Чем сильнее духовный рост, тем больше продукта («отвалившейся кожуры»).
- Чем старше дух творца – тем многообразнее продукт (разность стилей или направлений творчества) вспомним еще раз 19 век, где почти каждый литературил, фехтовал-музицировал, владел языками или искусством живописи.
- Чем сильнее «инициирован» (вскрыт) дух, тем качественней его творчество (творцы с детских лет: Пушкин, Шостакович и т.д.)
Только примерив творчество на духовную составляющую, автор сообразил, что всем известное «исписался»всего лишь приостановка (или полная остановка) духовного роста. Сколько озаренной музыки-текстов было создано «Наутилусами» и насколько неинтересно творчество Бутусова сейчас? Недаром Сэр Пол Маккартни катается по миру с томиком стихов Евтушенко (с гордостью за Россию). Автор после таких мыслей экспериментировал не хуже врача с прививками оспы: пьянки-курево, неуемный секс без чувств, гнев-зависть-неверие в невидимую составляющую мира, возвращают каждого из нас к началу пути (и даже ниже) закрывая каналы духовного роста. Творец трепетавший в азарте создания утонченного продукта превращается в неумеху ремесленника сосущего идеи из пальца. Боже, какая мука сознавать, что «голубь улетел» и завтрашний удел твой – отсутствие творческого полета. Тот, кто пробовал иных миров, обратно на землю не хочет. Автор долго размышлял (когда-то давно) что заставляет людей (почти всех без исключения) тянуться к творчеству. Пусть даже в качестве читателя-слушателя  (без зрителя автора не существует, но об этом ниже). Люди готовы выбрасывать на творчество огромные деньги (хорошая гитара начинается от 3000 у.е.) Вот почему не останавливается индустрия, создающая инструмент для творцов – музыкальные магазины; магазины красок-кистей-холстов для художников и пр.
Но вернемся…
Итак… «голубь улетел» и творец (уловивший однажды духовный полет) «исписался». Он вслушивается теперь в свой пульс, или шарит в окружающем мире, пытаясь поймать ту самую отправную точку, что толкала его к пюпитру или мольберту… Автор пробовал стать, исполнителем искусственно затормозив свой духовный рост и прекратив писать музыку – бесполезно! Ярким исполнителем играют те же силы что и творцом, а падение вниз бесконечно, как бесконечен и рост… Вернуться обратно ты сможешь лишь отбросив в сторону свои житейские тормоза: гнев и зависть; пьянку и курево; объятия множественных поклонниц и самолюбование. «Верно поставленный диагноз половина выздоровления» - т.е. читаем духовную литературу, стихи гениев, смотрим работы художников-скульпторов, меняющие пространство и… о чудо – к нам возвращается творческое начало и вот они звуки-слова-рифмы или давно задуманный сюжет на холсте…
Настоящее искусство надоесть не может - ни создателю ни слушателю-зрителю-читателю, что друг без друга – никуда.
Чего стоит музыкант без слушателя или писатель без читателя? «Вы профессиональный музыкант?» - спрашивают меня зачастую, узнавая о моих увлечениях. «А вы профессиональный слушатель?» - в таких случаях спрашиваю я… Создатель и потребитель – одного поля ягоды… Но это о штучном товаре, созданном в процессе духовного роста. «Зрелища» (шоу бизнес, клубная музыка и прочее для массовых внешних раздражителей) - не в счет.
Кстати слушатель и сам не знает к чему он готов. Сколько раз после выступления в солянках или тех же клубах ко мне подходили самые разные слушатели  с вопросами, что я играю и где это можно услышать еще. Это потрясающе, когда продукт твоего духовного роста волнует сердца… Так ты и опознаешь верность своего пути в творчестве.
Теперь немного о критиках:
М.И.Веллер в одной из книг цитировал Йозефа Геббельса: «Критик тогда может критиковать, когда сам способен создать  что-то близкое критикуемому предмету…»
Автор полагает утверждение «притянутым». Критик всегда не меньше чем профессиональный слушатель-читатель-ценитель с оголенными нервами (вкусом-восприятием) и он попросту не может молчать… Ему больнее всех (когда что-то не так) и он умеет наслаждать (когда совпадает с автором-исполнителем).
Духовный рост настоящего критика сомнений не оставляет (или оставляет) – стоит почитать его работы. Осознавая это, автор критикуется легко… Более того я всегда прошу не стесняться в выражениях… Мы снимаем друг с друга «шкуру» в буквальном смысле и такое понятие как «авторская слепота» вам поможет преодолеть лишь ваш слушатель-критик, что не сможет молчать!
Берегите его и помните, что принцип хвалить друг друга (ненужная толерантность по принципу «кукшка-петух») – опасен для роста. Даже в неконструктивной критике есть рациональные зерна, а неумение критиковаться – путь в преисподнюю…
Озарения… Они бывают у каждого… Вспомните «Звездные часы человечества» С.Цвейга. Такой звездный час есть у каждого, и некая совокупность факторов (радость рождению первенца или попросту житейская удача) может заставить Дух самого приземленного ремесленника взлететь до небывалых высот и прокричать оттуда в свой звездный час тот самый бессмертный шедевр… Автор осознает, понимает и ищет в окружающем мире такие никем не признанные Произведения Искусства. Профессиональный ценитель-коллекционер меня поймет. Находясь рядом с одухотворенным предметом, созданным в звездный час – не заметить его невозможно…
Все это признаки нашего мироустройства. Духовного мироустройства. Пусть у каждого из нас различный духовный возраст – нет нужды делиться на индийские касты (тот еще эксперимент). С духами малого возраста мы проверим-отточим утверждения-постулаты духовного мироустройства. У высших подучимся…  Мы все нужны друг другу и друг без друга – никуда…
Сейчас в окружающем мире необъятное количество тренингов формирующих лидеров, обучающих бизнесу… Ничего плохого в этом нет, однако (увы) никогда дух с малым духовным возрастом не обгонит тысячелетнего «зубра» - заряд топлива (все-таки) у каждого разный… Хотя все тренинги достаточно рациональны-функциональны и при если бы в этом процессе кроме натаскиваний тренеры работали бы с духовной составляющей – эффекта было бы куда больше…
Итак, Творчество и "Духовное Мироустройство":


1.     Индикатор духовного роста – есть одухотворенный продукт – есть рост.
2.     Творчество взаимно обогащает – творцы растут (буквально) «снимая кожу» друг с друга и разгоняясь творчеством коллег по цеху.
3.     Исписался – всего лишь продукт остановки духовного роста и «лечится» запросто чтением тех же притч-первоисточников или стихами-музыкой мастеров…
4.     Ни одна практика (тренинг) не даст результата без вскрытия (инициации) духовной составляющей.