Теория юмора

Кабердин Владимир
 

Пособие для начинающих юмористов.

Предисловие

По последним данным разведки смешным вообще является диспропорция правды и лжи для субьекта испытывающего потребность в юморе. Назовём этого субъекта в дальнейшем заказчик*.  Следует отметить, что эти диспропорции качественно разного характера по разные стороны границы между заказчиком и остальным миром. Всё, что заказчик считает своим становится ему смешным при преувеличении лжи о нём и преуменьшении правды. Со всем, что заказчик считает не своим наоборот. В чужом заказчик видит смешным преувеличенную правду и приуменьшенную ложь. В этом отношении исполнителю смеха важно знать, что в начале своей работы он для заказчика просто чужой, а по мере исполнения он становится либо совсем чужим (фиаско), либо своим для  заказчика. То есть при очевидно удачной постановке юмора заказчику исполнитель обязан прибавлять в лжи о себе, приуменьшая правду о себе. При неудачном начале всё опять же наоборот.  Исполнитель обязан сказать о себе правды больше, чем нужно; при максимально возможном исключении лжи  о себе. На этом я и закончу повествование предисловия, как первого блина, который обязан быть комом. Да-да для юмористических работ начало обязательно должно быть наименее удачным. Каким бы это ни было грустным открытием-закрытием. Мои познания в юморе приобретены по большей части благодаря дополнительным усилиям в смехе над собой, регулярно предлагаемом мне по жизни многочисленными юмористами любителями.

Глава первая и вторая одновременно.

   Теория без практики мертва. Если это и сказал кто-то из великих максимально серьёзно, то несомненно это было сказано о юморе. Продолжим наше пособие на придуманном примере театральной постановки участия абстрактного начинающего комика в достаточно уже знаменитой украинской юмористической передаче «рассмеши комика». Там ещё есть такая запевка «Рассмеши смешного...»,
Ссылка в википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рассмеши_комика

 Суть передачи (для не знакомых с нею) в том, что кандидат на главный приз в 50 тысяч гривен волен остановится на промежуточных победах- призах в 1, 5, 10, и 25 тысяч гривен. Победой является улыбка хотя бы одного из судей, достаточно  профессиональных юмористов в течение минуты выступления.  В случае первой же неудачи все предшествовавшие ей победы и призы аннулируются.

Действие первое
Объявляется  участник, претендент на победу. Допустим  это Вы, читатель.   Всего два варианта, читатель, либо вы мужчина, достаточно чужой для ведущих мужчин, либо вы женщина, по разному близкая обоим.

Вариант первый
Серьёзная женщина в одежде деловой женщины, в слегка нагловатой манере достаёт из дамской сумочки последовательно сначала модные очки и  перекидной блокнот ( можно попросить у ведущего мужчины стул, вежливо-холодно,  в любом случае после этого обязательно поблагодарить его теплее) Затем читает с первого листа после подчёркнуто медленного открывания блокнота при параллельном осмотре окружающего зала  «Лекция для начинающих юмористов. Авторы: Ведущий передачи такой-то, судьи передачи такой то, такой то и я....
Вариант второй
Слегка неряшливый, как после бессонной ночи, но предельно скромный мужчина лихорадочными поисками находит в одном из карманов сложенный в несколько раз лист бумаги и читает с него «Лекция для начинающих юмористов»..

Далее общее для обоих вариантов чтение лекции:
« После обширных статистических исследований выяснено, что первое дело для любого начинающего юмориста это определение тех кому надо смеяться, и тех кому нужно не смеяться. Смех хорош лишь на надлежащем фоне грустного.  На передаче «рассмеши комика» с этим всё предельно ясно. Обращаюсь  к залу во второй раз...

Вариант первый
… До каких пор мне нужно объяснять элементарные вещи, начинающие юмористы?  Вы вообще собираетесь меня смешить или нет?

Вариант второй
… Вы что же и дальше не собираетесь топать ногами и запускать в меня обувью? Тогда убедительная просьба хотя бы посвистеть.

Общее для первого и второго варианта:
… Обращение к судьям:
- Они ( в сторону зала) уже не смеются. Ну же...
… Обращение к ведущему:
У меня пока всё, а у Вас?

Если и у ведущего ещё не всё, нет фиксации улыбки судей, значит можно ссылаться на меня. Автор со стихиры, мол, что ж вы хотите?

Действие второе

Согласитесь, читатель, что по шаблону известному всем юморить невозможно. Юмор на то и юмор, чтобы быть непредсказуемым, а эффект непредсказуемости  исполнителя возможен лишь при наличии чисто своих секретов и максимально возможном знании недостатков и достоинств заказчика. Первые неудачи скромных юмористов заказчик сопереживает, а  от первых же неудачных выступлений нагловатых юмористов заказчик старается откреститься «всерьёз и надолго» И наоборот, после первого успеха  скромного начинающего юмориста перед ним встаёт достаточно высокий барьер повторного успеха, а повторный успех нагловатого  практически предрешён заранее. После первого успеха скромный исполнитель обязан предстать перед заказчиком достойным первой награды, уверенным в себе матёрым юмористом, временно скрывавшемся за маской начинающего. Я ему конечно не конкурент, отложу сценарий. А вот во втором случае наш первый вариант, женский.

Лекция для начинающих юмористов....
Пункт два...( перелистывая блокнот)
Кто отсюда вырвал лист? У меня здесь  было всё-всё записано. Вы чего смеётесь? ( в зал одному из зрителей) 5000 гривен!!!  Вам что не нужна реклама? (К судьям и ведущему)  Это точно не вы лист вырвали? (им же)  Помощник исполнителя из зала окликает её по имени и передаёт ей блокнотный листик.  Вот! ( исполнитель залу сердито, а судьям улыбаясь и оправдываясь)  Гениальное никогда не пропадёт. (далее читая с листка) Непредвиденные обстоятельства при изготовлении юмора противопоказаны (растерянное лицо) Поэтому их нужно создавать искусственно ( пауза с превращением растерянного лица в уверенное сначала для судей, затем в сторону ведущего и после этого характерный жест «ес» помощнику из зала.


Вариант второй, мужской.
Доставая из первого же кармана аккуратно свёрнутый в рулон галстук и демонстративно его одевая:
Ну, хорошо, убедили.
Один раз скромный мужчина  рассмешить... может.
 Но  два раза это уже слишком. Я не согласен смешить  попрошайничеством. Я не герой. И потом целая 1000 гривен достаточно приличная сумма. А можно я передумаю?
Ну насчёт того, чтобы смешить во второй раз?
У вас есть связь с руководством программы? ( ведущему, в зал с повторным вопросом тут же, затем пристальный вопросительный взгляд в сторону судей)
Может уже смешно, а?
Нет?
 Хорошо...
Безусловно над этим смеяться грешно (посмотрев на свою обувь)
Ах да, лекция для начинающих юмористов...
Никогда не сдавайся!!! ( резко, с максимально напыщенным грозным видом, со взглядом и   указательным пальцем только в одного из судей, наиболее расположенных рассмеятся)
А ты-вы молодец! ( в сторону второго судьи, в зависимости от его возрастного вида в сравнении с первым)
 Как они меня? ( покачивая виноватой головой залу)
 И всё-таки она вертится! ( ведущему)
 Проигрывать надо уметь.
Хоть кто-нибудь в этом зале умеет проигрывать?
 А за 500 гривен есть желающие проиграть?
За 1000?
 Полторы?
Шесть!? Поздно-поздно. Проиграл. Всё. Уж лучше шесть своих при себе оставить, чем на оставленных четырёх надеяться ( улыбаясь)
Примечание авт. Тут явно больше, чем на минуту. Я ведь гарантии успеха в зарабатывании денег не даю, читатель. Юморист обязан выглядеть не богатым, вот в чём дело. Не бедным, но и не богатым.

Действие третье и четвёртое

За последние промежуточные десять и двадцать пять тысяч действия должны быть только своими. Это предпоследнее правило юмора — только личный опыт перед переходом в юмористы профессионалы. Если в вашем личном опыте отсутствуют два самых-самых смешных эпизода с вашим личным участием, то вам юмористом не быть. Нельзя смешить, просто, не опробовав чей-то смех на себе, например девичий смех от вашей расстёгнутой ширинки, или мужской смех от вашего удара лбом о  перекладину неожиданно  низкого для ваших женских каблучков дверного проёма.

Действие пятое — финал

Уверенный в себе юморист благородно отказывается от гран-при в юморе. Так удобнее продолжать карьеру юмориста. Напомню, внешне не богатые смешат лучше всего. Таким выглядел и мультимиллионер Чарли Чаплин.
Тем же, кто собирается заниматься серьёзным делом, например губернаторским, как Шварцнеггер или Евдокимов, тем первые призы необходимы.

Послесловие или
заключение и аккорд

У меня всё пока.
 Шутки шутками, а вдруг и взаправду кто на сцену погонит.
Как Яна Арлазорова.
Земля ему пухом, чтобы в царствие небесном чувствовал себя и мужик, и«чайник» с горячительным.
Он умер на 62-м году, шесть лет и ещё пятьдесят дней назад.
 Он был москвичём.
"Сыном адвоката"(как Жириновский)...И сыном харьковчанки.
Наверно он бы не пережил сегодняшние российско-украинские, или украино-российские разборки.
Как юморист так точно.


На фото он, Ян Арлазоров, вечно профессиональный "начинающий юморист".