конец 1905 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Сомнения в правильности выбранного пути тревожили не только Розу. Из её письма от 25 октября, видно, что они мучают и Лео, даже более того:

«                Вторник
Дорогой Дциодциус!
Вчера от тебя не было письма, а сегодня утром пришло твоё воскресное, такое грустное и полное сомнений, что я просто удивляюсь. Что? Почему? Из-за чего? Это, пожалуй, депрессия в результате неимоверного истощения сил из-за работы, поэтому у тебя и сны с какими-то предчувствиями. Я а здесь из последних сил чищу твою комнату и каждый день по многу раз в неё заглядываю, сразу же после того как встаю...»

Это предчувствие оправдается и довольно скоро. Пока же Роза пытается водушевить друга.

«Надеюсь, что это настроение ушло в прошлое.
Как ты видишь из сегодняшнего номера «Вперёд» дворцовая революция продвигается, демиссия «правых» принята, и уже к 1.11.  новая редакция,  с грехом по полам, должна быть укомплектована. Как раз сейчас пришло письмо от Бебеля, в котором он меня спрашивает, можно ли рассчитывать от меня к 1.11.! на передовицу. Само собой разумеется, что мне нужно обещать и подготовить что-то элегантное. Как ты видишь, мы уже должны считаться с тем, что с 1.11. у меня на шее будут висеть две передовицы для «Вперёд», но, конечно, ещё гораздо больше., потому что К.К. , например, требует, чтобы я руководила русской частью, и так, будет довольно много работы! Не пугайся, я не позволю совсем похоронить себя под писаниной для «Вперёд»...В финансовом смысле мы, наконец, оживём, избавимся от долгов и постепенно приобретём нужные вещи. А что касается моего положения в редакции, то с учётом тех, из кого она будет состоять, моей обязанностью будет задавать тон и фактически играть первую скрипку...
Сегодня я была у Гериша и получила 10 000, которые уже отнесла в банк.. Нам причитается 22 000, из них мы уже в августе  и сентябре получили 7 000. После того, как я внесла в банк 10 000, у нас там сейчас примерно 22 400 (и ещё 5 000 у Гериша). Как ты видишь, наши дела совсем неплохи...»

Далее Роза рассказывает о пропавших деньгах, собранных немецкими горняками для русских и польских бастовавших горняков. Было собрано 5 000 марок, которые в недрах Польской партии социалистов куда-то исчезли. Их тоже можно было затребовать, хотя бы половину для силезских горняков.
В конце письма Роза жалуется:

«Я получаю теперь буквально с каждой почтой от двух до трёх приглашений на собрания в различные места (например, сегодня из Дортмунда). Истинная беда, потому что эти стереотипные отказы не доставляют мне радости. Но мне приходится...» 

1 ноября Роза сообщает другу о делах в редакции «Вперёд» и предупреждает, что из-за них Лео придётся смириться с тем, что на польскую газету у неё не остаётся времени. 3-го ноября Роза уже жалуется:

«Редакция состоит из баранов и к тому же высокомерных. Журналиста — ни одного, и при этом  хорда ревизионистов ведёт в прессе против нас беспощадную полемику, а на неё ни Бебель (!), или Кунов, или им подобные не отвечают (!!) А мне дозволено заниматься только русскими и порой писать передовицы,  давать хорошие советы и проявлять инициативу, из-за искажённого исполнения которой, просто за голову хватаюсь.»
«Как ты правильно отмечаешь, «Вперёд» быстро опускается до уровня «Саксонской рабочей газеты», и что самое ужасное, только я это понимаю и частично К.К.»
Лео пришла идея перенести их газету в Варшаву. Розе такой поворот дела понравился, и в конце декабря она сама, по паспорту на имя Анны Матчке, отправилась в родной город.