Дом Хундертвассера в Вене

Диана Ахматова
Он воплотил свою мечту об Идеальном Доме в реальность, свой безупречный по всем параметрам — дом, окруженный зелеными деревьями и покрытый травяной дорожкой где отовсюду на вас смотрят причудливые окна-глаза.

Фриденсрайх Хундертвассер(настоящее имя Фридерик Стовассер) родился в 1928 году в Вене и в детстве обучался в особой школе с педагогикой Монтессори. Быть может, именно эта педагогика и повлияла на мировоззрение и приверженность Хундертвассера ко всему яркому, к формам и привила бесконечную любовь к природе.

Согласно его представлениям об архитектуре, каждый человек должен иметь право жить в разноцветных домах с разноцветными террасами и на них обязательно должны расти трава и деревья. Человек должен находится ближе к природе как душой так и своим существованием.

В Доме 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы. Количество жильцов - около 200 человек. Площадь квартир - от 30 до 150 м2. Количество посаженных на территории деревьев - 250. Общая площадь: 1273 кв. м (площадь застройки), 5230 кв. м (жилая и полезная площадь).

Он был немного сюрреалистом, немного абстракционистом, он делил свои картины и графику по краскам, с вьющимися линиями тропических лиан. На лестничных проёмах разбиты маленькие скверики, высажены деревья и кусты. Везде стоят ажурные кресла-качалки, а на некоторых этажах размещены даже маленькие детские площадки с качелями и песочницей. Деревья высажены и в некоторых комнатах, Хундертвассер считал, что человек виноват перед природой и должен всячески возмещать тот ущерб который он наносит ей ежедневно.

Архитектура Хундертвассера расчерченные асимметричными четырехугольниками фасады, битая керамическая плитка использовалась архитектором как ключевой фрагмент декора. В этом доме нет окон одинаковой формы или размера. Хундертвассер навсегда переселился в мир кривых поверхностей и желал, что-бы все люди на земле могли сформировать собственный дом, как он сотворил свой, безошибочно узнаваемый, стиль. Все стены в доме неровные, полы холмистые и больше походят на застывшие волны.

Архитектор любил повторять „Человек должен иметь возможность выглянуть из своего окна и насколько дотягивается его рука разрисовать все вокруг во все розовое, чтобы смотрящий издалека, смог сказать: Там живет человек.“ Художник проповедовал истину, что все люди непохожи друг на друга и индивидуальны. Он считал, что каждый человек должен чувствовать себя королём в своём жилище, поэтому над каждым окошком дома изображена корона.

Главным для художника являлись вовсе не стены, а окна. Им же была выведена теория диктатуры окон и их право на самоопределение (Window Dictatorship and Window Rights). Теория гласит, что каждое окно–индивидуум имеет право на собственную жизнь. Дома же со строгими линиями фасадов подобны концлагерю. Хундертвассер был убежден, что живя в одинаковых серых коробках, человек вредит себе как физически так и психически.

Однако, не смотря на всю свою фантастичность, этот объект является обычным многоквартирным зданием, населенным обычными людьми. Мне удалось побеседовать с некоторыми жителями красочного дома-пряника, и как ожидалось, среди восхищенных оказались и недовольные.

«Прежде всего нас мучают постоянными звонками в дверь. Любопытным туристам  хочется войти внутрь, а самые наглые даже просят разрешения сфотографировать квартиру изнутри, при этом забывая, что жильцы этого дома такие же живые люди, а не экспонаты в музее», поделилась жительница дома, которая проживает здесь уже больше тридцати лет.

 «Это вы только, что позвонили мне в дверь? А представьте, что таких как вы сегодня у меня было уже человек десять.»

Как и всем остальным "туристам", женщина отказала мне в просьбе запечатлеть внутреннюю обстановку квартиры, на вопрос ровные ли в квартире полы, она заверила меня, что полы и вправду ровные, а все углы закруглены, а на все горизонтальные плоскости высажены растения. Окна по сути своей тоже прямых линий, но только различной величины. Окраска вокруг окон создаёт оптический обман, и кажется, что окна "кривой" конструкции.

В подъезде дома я встретила еще одного жильца. Адам признался: «Это интересно жить в таком доме. Я люблю краски и люблю этот ажиотаж вокруг дома, особенно летом. Зимой нас меньше беспокоят, так как туристов не так много. За одиннадцать лет, я успел променять уже три квартиры, но уезжать из этого дома никогда не приходило мне в голову.»

Адам также рассказал, что некоторые квартиры двухэтажные, с лестницей внутри в виде спирали.  «Иногда бывает, выгляну из окошка, и со всех сторон вспышки фотокамер. Все хотят увидеть гнома в синей шапочке, а на самом деле, это простой человек», смеётся Адам и продолжает «даже чувствуешь себя немножко знаменитым.»

Квартиры в пряничном доме вполне доступные простым смертным. За 75 кв. метров всего лишь 550-600 евро в месяц. А все потому, что большинство квартир в доме Хундертвассера при поддержке городского управления обходятся дешевле, чем квартира в обычном жилом комплексе и со временем жилую площадь вовсе можно выкупить.

Как и всё необычное и выходящее за рамки обыденного воображения, дом Хундертвассера вызывает самые разные и не редко противоположные реакции. Критики негодуют, что бесформенные пряничные строения Хундертвассeра, перечеркивают аристократический стиль Вены.

Помимо жилищного комплекса, в 1990-е годы в Вене появился и современный экологический мусоросжигательный завод-котельная. Который благодаря Хундертвассеру приобрел неповторимый внешний вид, и перечеркивая заскорузлые стереотипы превратился из унылого индустриального объекта в очередную яркую достопримечательность.