сентябрь 1905 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Вернувшись домой, Роза сразу же и с большим желанием включилась в работу. Из России как раз пришла телеграмма о новом законе выборов в Думу, Роза считала, что нужно на неё отреагировать. Из московской газеты «Правда» к ней пришёл Кожевников и попросил о сотрудничестве. В то время «Правда» уже печатала её статью о прибавочной стоимости. Роза считает, что сотрудничество может быть для обеих сторон плодотворным, потому что «Правда» помещает у себя и известия о событиях в Польше, и соглашается.
Не пробыв дома и недели,  отправляется  в Силезию на предвыборные партийные собрания.
Лео она предупреждает:

«С 25-го у меня каждый день по два собрания, если захочешь написать, то 29 я в Позен, 30 — в Берлине, 31 — в Гамбурге, потом опять в Берлине, кроме 5.09. (Лейпциг).
У Лео в Польше возникли разногласия с членами комитета их партии. Еврейский союз хотел слиться с ними, но поскольку он уже слился  с оппортунистической польской партией, Роза с Лео были против. Однако они оказались в меньшинстве, так что у Лео пропало желание надрываться для газеты. 3 сентября он нелегально возвращается в Берлин. Очевидно, Розе удалось уговорить его не бросать дело и спустя две недели он отправился в Ригу на конференцию СДРРП , а Роза  17 сентября - в Йену на партийный съезд. В письме к Лео от 17.09. она так вспоминает их прощание:

«Тогда на перроне твоё оконце неимоверно долго, до самого поворота светило. Я нарочно, чтобы ты меня видел, стояла под светом фонаря. Мне хотелось в последний момент быть лучше, веселее, но не получалось, и ты так ужасно выглядел. Ты теперь должен по-другому выглядеть, не забывай этого! Бодро, Дциодциус, бодро! Самое ужасное теперь позади, остался лишь покой и энергичная работа. Как мне самой необходимо отдохнуть!!
Конечно, как и тебе.
Дорогой! Сразу же ответь, спокоен ли ты..
Дорогой, будь спокоен и мужествен. Сердечно обнимаю.»

После съезда Роза пишет Лео:

«Можешь себе представить, в каком состоянии я приехала в Йену. Но не смотря на это, я всё время проработала с большой энергией и довольна — субъективно и объективно..Ты можешь мной быть совершенно доволен. Авгууст (Бебель), Карл (Каутский) и другие были очень мной довольны... О, как я измучена!!! Конечно. Не меньше тебя. Но одновременно я чувствую «будущую» энергию и силу для работы и покой. Завтра утром уезжаю в Эссен для двух выступлений.»

Из 2-х выступлений получилось шесть. 29 сентября Роза пишет Лео:

«Только вчера вечером вернулась из Эссена, где у меня в течение трёх дней было 6 собраний, из них три больших (по 2000 - 3000) , три за Бебеля, который заболел, и три моих... Сама не знаю, как я со всем справилась: сначала, как мертвец поехала в Йену, была там всю неделю на ногах, не пропуская ни одного заседания, три раза выступала, потом в Берлин, чтобы в воскресенье «отдохнуть», действительно, написала только 7 неотложных писем, поменяла одежду и в понедельник в 8 утра — в Эссен (9 часов езды), вечером два собрания ( с одного на другое на дрожках), во вторник и среду то же самое (в среду легла спать пол-второго), в четверг встала в 7 часов и опять 9 часов поедки в Берлин. Несмотря на всё я мужественно со всем справилась и вернулась домой в десять раз свежее, чем уезжала в Йену...
Сколько свежих мыслей и планов я привезла, большое желание работать, о всём в будущем письме, как только ты вернёшься в Краков...
Мой дорогой, будь спокоен и мужествен, будь добр, напиши мне сразу же. Сердечно обнимаю.                Твоя Р.»