Из моего словаря эмигрантки П Постоянство

Лена Любимова
Вот все говорят, что обыденность надоела. Дом, работа, иногда с друзьями куда-нибудь выберешься. Ну, ради разнообразия, поссоришься со своей второй половинкой, можешь даже уйти жить в другое место месяца на два. А, в общем и целом, «бытовуха заела».

А если представить, что вот эти «дни сурка» вдруг сами по себе изменятся? Коллеги вдруг станут не такими, какими были. Супруг или супружница вдруг неожиданно сделает ирокез и станет панком. Ребенок вдруг из ужасного непоседы превратится в тихого, скромного пайньку. И что дальше? Причем не важно, в один день это случится, или каждое изменение будет происходить с интервалом в неделю или месяц. Сразу думается, что ... оно мне надо? Ведь если что-то изменится, то будет ли оно таким же хорошим, как то, к чему я привык. Да и потом, изменение может остаться навсегда, и тогда это опять станет обыденностью. Все в мире относительно.

А если вдруг изменится вкус?  Не ваш вкус, когда вы вдруг разлюбили суши "Калифорния", а вкус обычных блюд. Например, вместо обычного вкуса морковки вдруг будет что-то другое. Порадует ли это? Я бы, например, сразу запросила обычной морковки. Однажды в индийском ресторане в Лондоне (причем, это не обычное место, а такое, гламурное, куда заходят всякие знаменитости, типа Эмили Бартон) я заказала на десерт клубнику... с солью. Уверяю вас, мне такого разнообразия не надо. Уж лучше пусть будет обычная клубника – со льдом, со сливками, с молоком – только без соли. Оставим это индийцам, раз у них клубника с солью – это деликатес... тоже типа постоянный.

Кстати, на постоянстве играют производители: «Quality since…» и чем древнее цифра, тем постояннее. Вот, например, мои любимые финские ириски – их вкус, я могу поклясться, остался таким же, как когда я их в первый раз попробовала – 15 лет назад мне тетя привезла их из своей первой поездки в Хельсинки.

Так же и с любимыми фильмами. Это только дети думают, что вот на этот раз любимый мультик закончился как обычно, а вот если сейчас я его посмотрю, то закончится ли он так же? Так же ли мамонтенок найдет маму? А взрослые, когда перечитывают любимую книгу, или в одиннадцатый раз смотрят любимый фильм, ищут милые детали, которые так понравились, что греют душу в любой момент. Или детали, которые понравятся в этот раз, и будут греть душу в следующий. Детали, которые лишь подтверждают постоянство.

            Японцы всегда выбирают работу раз и на всю жизнь. Мой папа тоже всегда говорил, что работу и жену не меняют. И, наверное, это правильно. Потому что преданность всегда вознаграждается. Хотя бы тем, что служит тебе посохом, на который ты опираешься. В романе А.Камю «Чума» говорится об одном человеке, который выжил во время чумы, хотя сам все время, пока чума бушевала, каждый день ходил на работу ...обмывать умершие трупы. Отвратительное постоянство, которое, однако, позволяет выжить.

            Знаете, когда я ушла в декрет, я стала скучать по работе. Хотя, когда работала, очень страдала от того, что вот каждый день нужно идти на работу, и там одни и те же лица, и одни и те же совещания, и хоть бы что-нибудь новое. А вот когда ушла в декрет, я стала понимать, что «дом и работа» - это уже два места, а потому это само по себе подразумевает разнообразие .

            А постоянство в браке? Раньше развод считался кошмаром.  Это было равносильно предательству.  Теперь, когда я смотрю на статистику разводов и на свой брак, который уже десятилетие худо-бедно, но существует, я думаю, что вот как раз мой случай – это не норма, не постоянство.

            К чему же я затеяла эту словарную статью про постоянство? Я не то чтобы ратую за окостенелость и призываю всех мириться с постоянством и обыденностью. Просто хочу сказать, что, вообще-то, если присмотреться, постоянство – это не только обыденность. Вот если посмотреть на детей, то у них можно поучиться тому, как они радуются чему-нибудь новому: пошел снег – радость, велосипед купили – сразу же гонять по двору, а что это за красивые цветочки выросли у нас на газоне, а папа сегодня грустный, а включи мне мультик про цыпленка (который включается уже каждый день в течение двух недель, а все равно – вдруг цыпленка мама-курица не найдет?). Наверно, страшно не постоянство, а то, что мы к нему привыкаем. Это почти по Горькому: «Человек, подлец, ко всему привыкает». Так и с постоянством. Не надо просто, чтобы оно становилось причиной прятаться в скорлупу и не замечать хороших вещей.
       
           Когда живешь в эмиграции, то ценишь постоянство. Постоянство может быть даже причиной уехать в эмиграцию. Дескать, пока дождешься, что российская экономика встанет на ноги, уж лучше уже сразу в "стабильное, экономическое пространство".  Когда я переехала в Финку, то на первом году жизни я думала - как тут можно жить? На втором году жизни я думала, что, вообще-то, жить можно. Сейчас, на третьем году жизни в эмиграции, я думаю: "А где же еще жить?". Вот так-то оно, постоянство, затягивает.